Срок договора водопользования

Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Содержание договора водопользования

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

1. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок

1. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

2. При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон этого договора.

3. В случае, если водопользователь получил от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, отказ в заключении договора водопользования на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора водопользования такой договор был заключен с другим лицом, водопользователь по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор водопользования, или только возмещения таких убытков.

Заключение договора водопользования

1. Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.

Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом.

За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф за такое превышение в размере пятикратной платы за пользование водным объектом.

Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре.

Законодательством устанавливается административная, уголов­ная или иная ответственность за нарушения в области использова­ния и охраны водных ресурсов. К числу таких нарушений относятся самовольный захват водного объекта и самовольное водопользова­ние; реализация проектов без положительного заключения госу­дарственной экологической экспертизы; загрязнение вод или на­рушение режима использования водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов; ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предупреждающих загрязнение вод; заборы воды с превышением установленных лимитов; самовольное проведение гидротехничес­ких работ; использование водных объектов не по целевому назна­чению и некоторые другие.

Экономическое регулирование рационального использования и охраны водных ресурсов включает:

· планирование и финансирование мероприятий по рациональ­ному использованию и охране водных ресурсов;

· установление лимитов водопользования;

· установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;

· установление нормативов платы за сбросы загрязняющих ве­ществ в водные объекты;

· предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использовании малоотходных и безотходных технологий, прове­дении других мероприятий, когда они дают значительный эффект в области рационального использования и охраны водных ресурсов;

· покрытие ущерба, нанесенного водным объектам и здоровью людей по причине нарушения требований водного законодательства.

В экономическом механизме, обеспечивающем рациональное использование и охрану водных ресурсов, особое место отводится платности водопользования. Причем внесение платы за воду не освобождает водопользователей от выполнения мероприятий по рациональному использованию и покрытию ущерба, нанесенно­го окружающей среде. При установлении лимитов водопользования и определении прогнозных показателей (объемов водопотребления и водоотведения) целесообразно ориентироваться как на технико-экономичес­кие параметры производственных мощностей и фактический объем производства, так и на удельные экологические показатели. В ка­честве нормативов по определению объема водопользования в целом для страны должны выступать следующие показатели:

· водоемкость валового внутреннего продукта;

· интенсивность (коэффициент) водоотведения (отношение объема сброса сточных вод к стоимости ВВП);

· интенсивность оборотного и повторно-последовательного водопользования (отношение объема оборотного и повторно-последовательного водопользования к стоимости ВВП).

Основным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов является сокращение потребления в крупнейших водопотребляющих отраслях экономики. Второе направление - ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее ис­пользования, особенно непосредственно у водопотребителей. К это­му следует добавить потери воды в коммунальном хозяйстве из-за состояния водопроводных систем (всевозможных испарений, утечек, протечек и т.п.) и в быту - отсутствие водомеров и низ­кие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использование дорогостоящей (с учетом затрат на ее подготовку) питьевой воды.