ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ ИС
Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения.
Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области.
В состав обеспечивающих подсистем входят:
- организационное обеспечение (ОО);
- правовое обеспечение (ПРО);
- техническое обеспечение (ТО);
- математическое обеспечение (МО);
- программное обеспечение (ПО);
- информационное обеспечение (ИО);
- лингвистическое обеспечение (ЛО);
- технологическое обеспечение (ТО).
Подсистема «организационное обеспечение».
В составе организационного обеспечения можно выделить четыре группы компонентов.
Первая группа включает методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы;
- общеотраслевые руководящие методические материалы по созда-
нию ИС;
- типовые проектные решения;
- методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии;
- методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации.
Второй группой в структуре организационного обеспечения ИС является совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ, типовые структуры управления предприятием, унифицированные системы документов, общесистемные и отраслевые классификаторы).
Третьей группой подсистемы организационного обеспечения является техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы:
-технико-экономическое обоснование;
- техническое задание;
- технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию.
Четвёртой группой подсистемы организационного обеспечения является организационно-штатная структура проекта, определяющая, в частности, состав главных конструкторов системы и специалистов по функциональным подсистемам управления.
Подсистема «правовое обеспечение».
Подсистема предназначена для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результатной информации.
К правовым документам, действующим на этапе создания системы, относятся:
- договор между разработчиком и заказчиком;
- документы, регламентирующие отношения между участниками процесса создания системы.
К правовым документам, создаваемым на этапе внедрения, относятся:
- характеристика статуса создаваемой системы;
- правовые полномочия подразделений ИС;
- правовые полномочия отдельных видов процессов обработки информации;
- правовые отношения пользователей в применении технических средств.
Подсистема «техническое обеспечение».
Подсистема представляет комплекс технических средств, предназначенных для обработки данных в ИС.
В состав комплекса входят:
- электронные вычислительные машины, осуществляющие обработку информации;
- средства подготовки данных, средства сбора и регистрации информации;
- средства передачи данных по каналам связи;
- средства накопления и хранения данных и выдачи результатной информации;
- вспомогательное оборудование и организационная техника.
Подсистема «математическое обеспечение».
Подсистема - это совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники, а также комплекс средств и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления.
В состав Математического обеспечения входят:
- средства моделирования типовых задач управления;
- методов многокритериальной оптимизации, математической статистики, теории массового обслуживания;
- техническая документация (описание задач, алгоритмы решения задач, экономико-математические модели);
- методы выбора МО (методы определения типов задач, методы оценки
- вычислительной сложности алгоритмов, методы оценки достоверности результатов).
Подсистема «программное обеспечение».
Подсистема включает совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций их применению на ЭВМ.
ПО делится на два комплекса:
- общие (операционные системы, операционные оболочки, компиляторы, интерпретаторы, программные среды для разработки прикладных программ, СУБД, сетевые программы);
- специальные (совокупность прикладных программ, разработанных для конкретных задач в рамках функциональных подсистем и контрольные примеры).
Подсистема «информационное обеспечение».
Подсистема ИО – это совокупность единой системы классификации и кодирования технико–экономической информации, унифицированной системы документации и информационной базы.
Центральным компонентом информационного обеспечения является база данных, обеспечивающая интегрированное использование различных информационных объектов в функциональных подсистемах.
Подсистема «лингвистическое обеспечение».
Подсистема включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с ИС.
Языковые средства подсистемы делятся на две группы:
- традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования);
- языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, языки пакетов прикладных программ).
Подсистема «технологическое обеспечение».
Подсистема соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:
- первичной и результатной информации (этапы сбора, передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации);
- организационно-распорядительной документации (этапы получения входящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования и хранения дел, составления и размножения внутренних документов и отчётов;
- технологической документации и чертежей (этапы ввода в систему и актуализации шаблонов изделий, актуализация банка ГОСТов, ОСТов, ТУ, нормативных данных подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий);
- баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний, ввод и обработка запросов на поиск решений, выдачи результатов решений и пояснения к нему);
- научно-технической информации.
Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами.