Технология обслуживания пассажиров в аэропорту вылета, в транзитном аэропорту и трансферном аэропорту.

Регистрация пассажиров перед вылетом.

В целях обеспечения безопасности полета пассажиры, багаж, и в том числе вещи, находящиеся при пассажире проходят обязательный предполетный досмотр и процедуру «профайлинга».

Одновременно с регистрацией пассажиров на рейс происхо­дит и оформление их багажа. Для этого зоны регистрации оборудуются весами для взвешивания багажа и ручной клади, установками для досмотра багажа, транспортерами, средствами связи.

Регистрация и оформление багажа пассажиров высоких классов и экономического класса осуществляются, как правило, за различными регистрационными стойками. Однако если регистрация происходит за одной стойкой, то она проводится в приоритетном отношении пассажиров высоких классов.

На стойке регистрации размещается информация в виде памятки о предметах, не разрешенных к перевозке в салоне ВС, о запрете курения на борту.

Порядок регистрации пассажиров на рейс осуществляется следующим образом:

_сотрудник СОПП, осуществляющий регистрацию берет у пассажира авиабилет и документы, удостоверяющие личность пассажира;

_сверяет соответствие фамилии, указанной в паспорте (или другом документе, удостоверяющем личность пассажира), с фамилией в билете;

_проверяет действительность билета, место и дату выдачи, наличие подписи агента, данные бронирования (код перевозчики, номер рейса, дату вылета, статус бронирования, вид тарифа, норму бесплатного провоза багажа, класс о6служивания), при необходи­мости — наличие штампа «Передаточная надпись/ограничения»;

_сверяет фамилию пассажира по списку забронированных пассажиров в PNL и отмечает их в Бланке регистрации пассажиров (эти бланки составляют отдельно для каждого класса обслуживания).

После сверки фамилии сотрудник СОПП закрепляет за пассажиром конк­ретное место в салоне самолета, исходя из класса обслуживания.

При этом обычно учитываются интересы пассажиров — место у окна или у прохода, рядом со спутником (двойные, тройные ме­ста) или отдельно. В некоторых случаях оператор сам определяет место в салоне для пассажира. Так, места у аварийных выходов необходимо предоставлять пассажирам без явных физических или умственных недостатков, способных в случае эвакуации оказать помощь другим пассажирам или, по крайней мере, не препятствовать эвакуации в силу своего немощного состояния. Пассажиры, которые не смогут ускорить процесс эвакуации из самолета, размещаются на местах, не загораживающих подходы к аварийному оборудованию, выходы. К таким пассажирам относятся лица с явными физическими или умственными недостатками; лица, чье здоровье не по­зволяет им быстро передвигаться; дети до 12 лет.

В знак закрепления за пассажиром места ему выдается поса­дочный талон, где указаны номер конкретного места, дата и но­мер рейса, порядковый номер по ведомости регистрации, а также номер выхода, через который будет производиться посадка на са­молет.

Совет директоров Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) выпустил постановление, согласно которому использование посадочных талонов со штрих-кодом (BCBP - bar coded boarding passes) является обязательным для всех авиакомпаний. С конца 2010 г. все посадочные талоны содержат штрих-код. Посадочные талоны со штрих-кодом изготавливаются в соответствии с промышленным стандартом ИАТА по двухмерному штриховому кодированию (2D). Этот стандарт описан в резолюции ИАТА №792. Пример такого талона приведен ниже.

Во время регистрации должны быть учтены и подтверждены все специальные запросы, сделанные пассажиром при бронировании; в случае отсутствия обеспечения запроса пассажир должен быть об этом проинформирован с объяснением причин отказа.

Одновременно с регистрацией пассажира происходит взвешивание всех его вещей и оформление багажа, сдаваемого для перевозки в багажное отделение воздушного судна.

Затем сотрудник СОПП изымает полетный купон на данный участок полета и возвращает пассажиру билет вместе с отрывными тало­нами багажных бирок. Изъятый полетный купон служит подтверждением того, что пассажир действительно явился на регистрацию на рейс.

Регистрация пассажиров заканчивается за 40 мин до отправления рейса.

После регистрации пассажирам предлагается пройти для даль­нейшего оформления на рейс в зону санитарного и паспортного контроля, а затем в зону ожидания (пассажирам экономического класса) или бизнес-зал (пассажирам бизнес-класса).

Перевозчик не несет ответственности за вопросы взаимоотношения пассажира с государственными службами.

Прохождение формальностей перед вылетом.

Таможенный контроль.

Производится государственными органами с целью ограничения ввоза или вывоза определенных наименований товаров и вещей, импорт и экспорт которых ограничен, запрещен и/или облагается таможенной пошлиной.

 

Технологической схемой аэропорта предусмотрено прохождение таможенного контроля в самом начале оформления пассажиров на вылет.

 

С целью упрощения таможенных формальностей внедрена система «зеленого канала (коридора)» и «красного канала (коридора)».

 

Через «зеленый канал (коридор)» проходят пассажиры без заполнения декларации, если у этих пассажиров в багаже и ручной клади нет предметов и вещей, ограниченных или запрещенных к ввозу/вывозу, валюта не превышает установленных размеров, драгоценности находятся только на себе.

 

Через «красный канал (коридор)» проходят пассажиры с заполнением деклараций.

Пассажиры проходят в таможенный зал, заполняют таможенную декларацию и предъявляют свой багаж вместе с таможенной декларацией и паспортом таможенному инспектору.

 

В таможенной декларации пассажир указывает:

_ паспортные данные: фамилию, гражданство;

_ маршрут воздушной поездки;

_ количество мест багажа;

_ содержимое багажа;

_ другую информацию, по требованию государственных органов.

 

Декларация заполняется обязательно, если у пассажира есть отдельно следующий багаж, а также в сопровождаемом багаже имеются предметы, подлежащие обязательному письменному декларированию.

 

В декларации должны заявляться точные сведения о перемещаемых через таможенную границу товарах. Декларировать товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, не для производственных и иных коммерческих целей может только лицо, достигшее 16-летнего возраста.

 

После прохождения таможенного досмотра пассажиры получают соответствующую отметку на посадочном талоне.

 

В некоторых аэропортах таможенный досмотр производится одновременно с регистрацией пассажиров и оформлением багажа.