Признание авиабилетов недействительными для перевозки.

 

Бланки перевозочных документов (авиабилетов, МСО, оплаты сверхнормативного багажа и др.), используемые на воздушном транспорте, удостоверяют заключение договора на оказание услуги или ее оплату на определенную денежную сумму, поэтому осуществляя свои обязанности по выполнению условий этого договора, персонал авиакомпаний, обслуживающих организаций, агентств по продаже перевозок должен быть уверен в действительности предъявляемого перевозочного документа. Иначе, при последующей обработке в расчетном центре, данный документ не обеспечит получение (полностью или частично) доходов по оказанной услуги.

 

Недействительные документы можно разделить на три категории:

· поддельный перевозочный документ – документ на подлинном бланке строгой отчетности, в который внесены несанкционированные изменения (без уведомления или получения разрешения перевозчика) или находящийся в базе данных «BlackList» (черных списках);

· фальшивый перевозочный документ – документ, который полностью изготовлен на незаконном основании и имитирующий подлинный бланк строгой отчетности;

· устаревший перевозочный документ – документ, выведенный из официального обращения или принадлежавший несуществующим перевозчикам.

 

Любая авиакомпания, принявшая документ, внесенный в Blacklist, в котором первоначально отпечатанные стоковый контрольный номер или серийный номер были впоследствии изменены, не имеет в таком случае права на получение по нему оплаты тарифов и платежей. Если такие документы оказываются возвращенными, то дальнейшему использованию они не подлежат.

 

Услугами базы данных ARINC пользуются свыше 145 перевозчиков, членов ИАТА, BSP, ARC. В базе данных хранится информация о массиве свыше 16 млн. недействительных документов.

 

База данных ARINC доступна через все CRS, BSP и ARC повсюду в мире.

 

Международными стандартами предусмотрены разнообразные параметры изготовления бланков перевозочных документов. Значение этих параметров и их корректность являются одновременно и элементами защиты бланков строгой отчетности.

 

Элементы защиты бланков строгой отчетности:

· Размеры бланка и стандарты размещения информационных полей и надписей, используемые шрифты.

· Качество и фактура используемой бумаги, краски, карбона.

· Использование термочувствительной бумаги и краски.

· Защитная сетка (гильош) и использование краски с реакцией на УФ и ИК – облучение.

· Наличие или отсутствие магнитной полосы.

· Наличие надписей, выполненных техникой микропринта.

· Использование защитных голограмм, рисунков и виньеток.

· Наличие специальных кодов и нумерации.

· Стандарт типографской нумерации бланков.

· Использование стандартного бар-кода.

· Использование контрольных цифр.

 

Знание персоналом, работающим с бланками строгой отчетности, стандартов бланков строгой отчетности, используемых как на внутренних, так и на международных воздушных перевозках, позволит своевременно идентифицировать неисправные перевозочные документы и предотвратить нарушение права перевозчика на получение выгоды при исполнении договора надлежащим образом. Кроме того, могут возникнуть и вторичные финансовые потери перевозчика, определяемые фактом применения неисправного перевозочного документа.

 

Без автоматизации процесса контроля действительности перевозочной документации обычно не представляется возможным тщательное исследование всех предъявляемых документов (особенно в аэропортах). Поэтому следует использовать технологию выделения подозрительных документов.

 

Для выделения подозрительных поддельных документов:

 

· Правильность валидации бланков ручного заполнения стандартам ИАТА. Нестандартная валидация бланка часто выдает недействительный перевозочный документ. При отсутствии валидации документ вообще не может быть принят к обработке.

· Наличие подчисток и изменений в предварительно отпечатанных серийных и стоковых контрольных номерах бланков. Такие документы, как правило, находятся в базе данных «BlackList», и изменения сделаны именно для маскировки недействительного бланка.

· Правильность заполнения бланков строгой отчетности в соответствии со стандартами ИАТА. Нарушение стандартов заполнения часто выдает недействительный бланк, заполненный мошенниками.

· Правильность использования ревалидационного стикера. Несанкционированное стикерование меняет данные билета и может привести к незапланированным финансовым потерям перевозчика.

· Несанкционированные изменения в информационных полях документа могут значительно изменить его номинал в ущерб перевозчику. Все возможные изменения могут быть внесены только применением ревалидационного стикера. Все остальные изменения незаконны и делают перевозочный документ недействительным. На бланках карбонированных документов рекомендуется осмотреть карбоновый слой на обратной стороне подозрительного купона. На карбоновом слое легко заметить следы несанкционированных изменений, внесенных в данный документ.

· Особое внимание следует уделять:

o бланкам ручного заполнения первого и бизнес классов;

o авиабилетам с началом перевозки, не совпадающим с местом продажи;

o авиабилетам с OPENдатой для первой перевозки и отсутствием PNR;

o бланкам, валидированным агентами в странах Юго-восточной Азии и Латинской Америки;

o авиабилетам по бронированиям, содержащим NOSHOW иGOSHOW;

o авиабилетам, оформленным в развитых странах с оплатой тарифа наличными.

 

Для выделения подозрительных фальшивых документов:

· Оценка текстуры полетных купонов, размеров бланка и стандартов размещения информационных полей и надписей. Наличие орфографических ошибок. Соответствие перфорации подлинных типографических бланков. Использование качественного однородного глянцевого слоя карбона. Использование качественной глянцевой магнитной полосы на бланках АТВ.

· Однородный качественный типографический шрифт и краски.

· Использование признаков определения термочувствительной бумаги и краски.

· Наличие элементов защиты бланков строгой отчетности.

· Наличие реакции на УФ-облучения.

· Корректность нумерации бланка и значений контрольных цифр. Соответствие стандартам ИАТА применяемого бар-кода.

 

Рекомендации ИАТА при обнаружении у пассажира недействительного авиабилета.

Что должен сделать агент службы наземного обеспечения пассажирских перевозок после определения билета как украденного или украденного.

 

1. Конфисковать билет у пассажира (ИАТА рекомендует делать это с выдачей пассажиру соответствующего акта и копии изъятого документа).

2. Сделать копию паспорта или другого идентифицирующего пассажира документа.

3. Вызвать на секцию регистрации полицию аэропорта, поскольку пассажир предъявил украденную собственность (для украденных бланков) или подозревается в распространении и сбыте фальшивых бланков (для фальшивых билетов). В иных случаях желательно задержать авиабилет для расследования с выдачей акта задержания пассажиру и оказать содействие в приобретении действительного билета.

4. Распечатать копию соответствующего PNR для выяснения обстоятельств дела с агентом по продаже перевозок.