Узбекистан на пути достижения независимости.

ОБЩЕСТВА.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА И ОСНОВ ГРАЖДАНСКОГО

НЕЗАВИСИМОСТИ. СОЗДАНИЕ ПРАВОВОГО

ТЕМА 14. ДОСТИЖЕНИЕ УЗБЕКИСТАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

План

1. Узбекистан на пути достижения независимости.

2. Провозглашение государственной независимости Республики Узбекистан и ее историческое значение.

3. Политические реформы в Узбекистане. Создание основ правового государства и гражданского общества.

Поворот в социально-политической жизни республики начался во второй половине 1989 г. 21 октября был принят Закон «О государственном языке». Состоявшаяся 24 марта 1990 г. первая сессия 12-го созыва Верховного Совета Узбекистана приняла очень смелое по тем временам и очень важное для будущего республики решение - об учреждении в Узбекистане впервые среди союзных республик президентского правления. На этой сессии И.А. Каримов единогласно был избран первым Президентом Узбекистана.

Новым руководством республики были осуществлены меры по оказанию социальной помощи малоимущим слоям населения республики: повышены пенсии и денежные пособия одиноким и многодетным матерям, созданы новые рабочие места, увеличены земельные участки для выделения под индивидуальное строительство, введены бесплатные завтраки для учеников начальных классов, повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, особенно на хлопок-сырец машинного и ручного сбора, повышены заработная плата тружеников и пенсии всех категорий пенсионеров и др. Вместе с тем началась работа по возрождению духовных и религиозных ценностей, богатого культурного наследия народов Узбекистана, что способствовало оздоровлению духовно-психологического климата и укрепления социально-политического положения в республике.

Была прекращена «практика» направления в Узбекистан кадров из центра. Выбор и ротацию руководящих кадров республика взяла в свои руки. Эта еще одно доказательство того, что Узбекистан встал на путь обретения независимости.

20 октября 1989 г. на II сессии 2-го созыва Верховного Совета УзССР был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Узбекистана». Верховному Совету республики как высшему органу власти было предоставлено право утверждать или назначать, а в случае необходимости, отзывать до окончания срока полномочий руководящие кадры в республике, в том числе Председателя Верховного Совета, Председателя Совета Министров Узбекистана и других. Стал обязательным ежегодный отчет правительства перед Верховным Советом. К полномочиям Верховного Совета были отнесены такие вопросы, как контроль бюджета, проверка работы министерств и ведомств, обсуждение депутатских наказов.

Руководство Узбекистана приступило к выработке собственного пути перехода к рынку народного хозяйства республики. Была разработана «Концепция формирования экономической независимости Узбекистана», а на ее основе - «Основные принципы оздоровления и перехода к рыночной экономике народного хозяйства Узбекистана», вынесенные на всенародное обсуждение 17 октября 1990 г. Твердая позиция руководства республики по обеспечению политического и экономического суверенитета Узбекистана неоднократно высказывалсь в выступлениях И.Каримова на пленумах ЦК КПСС (20 сентября 1989 г.) и ЦК Компартии Узбекистана (23 марта 1990 г.).

На второй сессии Верховного Совета Узбекистана (20 июня 1990 г.) была принята «Декларация о суверенитете », ставшая правовой базой для обретения государственной независимости Республики. В ней подчеркивалось, что

государственный суверенитет Узбекистана есть верховенство демократического государства Узбекистан на всех составных частях своей территории и во всех внешних сношениях; в ведение государственной власти Узбекистана входят все вопросы внутренней и внешней политики; Узбекистан определяет свой путь развития, свое название, учреждает свою государственную симво­лику: герб, флаг, гимн; законодательная власть Узбекистана разра­батывает законы, необходимые для реализации государственного суверенитета республики, определяет состав и структуру политической и эко­номической системы Узбекистана.

Верховный Совет Узбекистана заявил о ре­шимости создать демократическое правовое государство, определяемое всенародным референдумом, гарантировал представителям всех наций и народностей, проживаю­щим в Узбекистане, их законные политические, эко­номические, этнические, культурные права и развитие родного языка.

2. Провозглашение государственной независимости Республики Узбекистан и ее историческое значение.

19-21 августа 1991 г. в Москве была предпринята попытка государственного переворота: создан Государственный Комитет по Черезвычайному Положению (ГКЧП); Президент СССР М. Горбачев был отстранен от своей должности; было объявлено о переходе президентских полномочий вице-президенту Г. Янаеву – члену ГКЧП. Организаторами этого путча были члены Политбюро ЦК КПСС, Председатель Комитета Государственной Безопасности СССР, министры обороны, внутренних дел и другие. Целью путчистов было остановить начавшие демократические преобразования в политической и экономической жизни страны, предотвратить осуществление законного права союзных республик к независимому разваитию. Однако, не встретив поддержки и понимания большей части населения и руководителей многих союзных республик, они потерпели поражения.

Президент республики И.А.Каримов, досрочно возвратившийся из визита в Индию, четко определил позицию Узбекистана по отношению к попытке государственного переворота в Москве. 21 августа 1991 г. Указом Президента Узбекистана все постановления ГКЧП, противоречащие Конституции и законами Узбекистана, были объявлены противозаконными. На основании Указа Президента Узбекистана И.А.Каримова от 25 августа 1991 г. под юрисдикцию республики были взяты Министерство внутренних дел и Комитет Государственной Безопасности. Войска МВД СССР, расположенные на территории Узбекистана, перешли под непосредственное руководство Президента республики и др.

31 августа 1991 г. была созвана историческая VI внеочередная сессия 12-го созыва Верховного Совета Узбекистана, на которой были приняты Закон «Об основах государственной независимости республики Узбекистан», «Заявление Верховного Совета о государственной независимости Республики Узбекистан», в которых торжественно провозглашалась государственная независимость Узбекистана и создание свободного суверенного государства - Республики Узбекистан. Сессия постановила «назначить 1 сентября Днем Независимости Республики Узбекистан и, начиная с 1991 г., объявить этот день праздничным днем и днем отдыха».

Таким образом сбылись вековые надежды и мечты нашего народа. Страна после долгих лет борьбы освободилась от гнета, политической зависимости. На политической карте мира появилась еще одно суверенное государство - Республика Узбекистан. В истории Узбекистана началось новая эра - эра независимости. Узбекистан приобрел возможность вести независимую внутреннюю и внешнюю политику, самостоятельно определять свою судьбу.

Народ Узбекистана всецело поддержал решения Верховного Совета Республики, что нашло подтверждение на всенародном референдуме по данному вопросу. В референдуме участвовало 9898707 человек или 94 процента избирателей. За решение о провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан проголосовали голосовали 9718155 человек или 98,2 процента участвоваших в референдуме.

Приобретение государственной независимост - событие имеющее большое историческое значение.

Во-первых, узбекский народ получил право самостоятельно определять свою судьбу, народ стал единственным источником государственной власти.

Во-вторых, независимость Узбекистана открыла возможности для построения справедливого, демократического, гуманного общества, создания национальной государственности.

В-третьих, благодаря независимости Узбекистан получил возможность развивать равноправные партнерские отношения со всеми странами мира на основе норм международного права, занять достойное место на международной арене, стать полноправным субъектом международжных отношений, интегрироваться в мировое сообщество.

В-четвертых, возникли условия для коренных изменений в экономике, то для перехода к рыночным отношениям, подтвержденным мировым опытом и практикой. В корне изменились отношения собственности и появилась возможность формирования нового класса собственников в обществе.

В-пятых , независимость создала условия для духовного возрождения народа, восстанавления его подлинной, правдивой историиы, древней культуры, возвращения народу исторических традиций, духовных и религиозных ценностей.

Правовой основой каждого суверенного государства является ее Основой Закон - Конституция. Для разработки новой Конституции была создана комисия под председательством Президента И.А. Каримова в составе 64 человек. Проект Конституции Республики Узбекистан был опубликован на в средствах массовой информации 26 сентября 1992 г. для всенародного обсуждения. Всего по проекту Конституции было внесено более 6 тысяч предложений.

8 декабря 1992 г. XI сессия 12-го созыва Верховного Совета Республики Узбекистан единогласно приняла Конституцию, которая состоит из 6 частей, 128 статей, - Конституцию суверенного демократического государства.

В Конституции четко указывается, что единственным источником государственной власти является народ Узбекистана. Государство проводит свою деятельность, учитывая интересы народа и благосостояния обшества. Государство гарантирует права и свободы граждан, их зашиту через суд. Демократизм является основным принципом Конституции. «Демократия в Республике Узбекистан основывается на обшечеловеческие принципы, по ним человек, его жизнь, свобода честь и другие неприкосновенные права считаю тся высшей ценностью», - подчеркивается в Конституции.

В Конституции определена структура высших органов государственной власти, узаконен принцип разделения властей - законодательной, испонительной, и судебной. По Конституции Президент является глпавой государства, Верховным Главнокомандуюшим Вооруженных Сил страны. Законодательную власть осуществляет Олий Мажлис, исполнительную власть - Кабинет Министров, судебную - Конституционный, Верховный и Высший хозяйственный суды. Отдельная глава (XXI глава) Конституции посвящается органам государственной власти на местах, где наряду с укреплением принципов самоуправления, вводится институт главы местной представительской и испольнительной власти - хакимов. В городках, селах и аулах местная власть исполняется в форме органов самоуправления. Органами такого самоуправления являются собрания граждан. Граждане избирают на срок два с половиной года председателя и его советников.

Таким образом Принятия Конституции Республики Узбекистан имеет большое значение в жизни нашей страны. Она служит правовым фундаментом для осуществеления коренных реформ в нашей стране и базой для дальнейшего совершенствования законодательства. Конституция суверенного Узбекистана - это стратегическая программа формирования правового, демократического государства. Она является документом большого политического, юридического и международного значения.