Политика репрессий, проводимая советской системой в Узбекистане и ее последствия.

Духовная жизнь республики в советский период. Противоречия в развитии духовной культуры.

Для творческой жизни республики 20-30-е годы были сложным периодом, полным поиска и жесточайших столкновений многочисленных направлений, отличающихся своими мировоззренческими позициями, периодом приобретений и потерь, рождения новых талантов и трагических судеб.

В эти годы все громче стало о себе заявлять новое художественное течение - пролеткульт, ставившее своей задачей формирование новый, пролетарской культуры. Грубо вульгаризированный подход к сложнейшим проблемам духовной жизни с надуманным противопоставлением пролетарской культуры всему духовному богатству народа, нигилистическим отношением к культурному наследию прошлого, духовным завоеваниям всего человечества, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Бескомпромиссную позицию в отстаивании и защите приоритета общечеловеческих, национальных ценностей заняли писатели А. Чулпан, А. Кадыри, А. Фитрат.

И все же в 20-е годы талантливыми представителями старшего и молодого поколений было создано много произведений, обогативших узбекскую культуру. Основоположник узбекской романистики А. Кадыри создал прекрасные художественные произведения "Минувшие дни" и "Скорпион из алтаря", в которых реалистично изображены жизнь, быт и нравы представителей различных слоев общества. В произведении Хамзы "Проделки Майсары" с большим мастерством передан колоритный народный юмор, изобличающий аморальные поступки представителей власти и др.

В 20-х годах на узбекский язык были переведены многие произведения русской и мировой классики: А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.Блока, В. Шекспира, Р.Тагора и др.

В эти годы шел бурный процесс становления кино и театра Узбекистана. Развивались национальная драматургия (Хамза, З. Саид, Г. Зафарий, А. Чулпан, А. Фитрат, Хуршид и др.), музыка (И. Ашрафи, Т. Садыков, М. Бурханов), кинематография (Ю. Агзамов, Н. Ганиев, С. Искандаров, А Умаров, Р. Пирмухамедов), формировались талантливые театральные кадры (М. Уйгур, А. Хидоятов, Л. Назруллаев и др.).

20-е годы характеризовались активизацией атеистического движения. Партийные органы вели широкую антирелигиозную пропаганду, особенно среди молодежи. Это было явным посягательством на право граждан на свободу вероисповедания и вызывало недоумение и недовольство не только у духовенства, но и у народа. Роль мусульманского духовенства была сведена к нулю, однако в традиционном быту местного населения ислам сохранился.

Важным завоеванием стало повышение уровня грамотности населения, достигшего в 1939г. почти 79%. Практически все трудовое население прошло обучение в системе ликбеза. В конце 30-х годов началось осуществление всеобщего семилетнего обучения. В 1940 г. в республике работало более 5,5 тыс. общеобразовательных школ всех видов, в которых обучалось около 1,3 млн. детей. К сожалению, в народном образовании стали набирать силу экстенсивные, командные подходы, выдвинувшие на первый план количественные показатели и отодвинувшие в тень проблемы качества.

30-е годы были отмечены серьезными успехами в становлении науки. Сформировались первые национальные кадры ученых, основополжниками новых научных направлений и школ стали ученые-геологи - Х.М. Абдуллаев, Г.А. Мавлянов, Г.А. Кенесарин, математики - Т.Н. Кары-Ниязов, Т.А. Сарымсаков, биологи - Т.З. Захидов, Д.К. Саидов, А.И. Музафаров, химики - А.С. Садыков, А.С. Саттаров, Ю.Ю. Юнусов, Х.У. Усманов, философ - И.М. Муминов, археолог - Я.Г. Гулямов, историк - П.Салиев и многие др. В 1941 г. в республике имелось 75 научных учреждений, в которых трудилось более 8 тыс. научных работников.

Несмотря на сгущающуюся атмосферу культа личности творческая жизнь не замерла. Широко известными становятся имена узбекских писателей. Это Гафур Гулям, Айбек, Гайрати, Хамид Алимджан, Абдулла Каххар, Усман Насыр, Уйгун, Камиль Яшен и другие.

Активно формировалось и узбекское киноискусство. Его талантливые зачинатели Наби Ганиев, Камил Ярматов, Рахим Пирмухамедов совместно с кинематографистами Москвы и Ленинграда создали на узбекской киностудии первые художественные фильмы: "Шакалы равата", "Клятва", "Асаль", "Последний бек" и др.

Жесоткой трагедией обернулись для национальной культуры репрессии 30-х годов. Они нанесли ей невосполнимые утраты в связи с грубыми нарушениями законности и попранием человеческого достоинства. Из ее рядов были вырваны и объявлены врагами народа талантливые деятели литературы и искусства - Абдулла Кадыри., Чулпан, Фитрат, Шакир Сулейман, Зия Саид, Эльбек, Аъзам Айюб, Усман Насыр, Касым Сорокин, Муххамад Хасан, Абдусалом Ниезий, Атаджан Хашимов и другие. На долгие годы был закрыт доступ к произведениям репрессированных и подвергшихся гонениям поэтов и писателей.

Глубочайший урон духовной культуре нанесли гонения на религию, духовенство и верующих. Мировоззренческое противостояние религии и атеизма заменилось политическим. Верх взяла концепция, согласно которой "при социализме нет места религии, она чужда ему". Таким образом, негативное отношение к религии превратилось в антирелигизное насилие. В 30-е годы основная часть духовенства Узбекистана была направлена в концлагеря. Практически все мечети и медресе были закрыты, хотя в прошлом они были не только очагами отправления религиозных обрадов, но и центрами культуры, науки, воспитания, искусства, сохранявшими и обогащавшими великое наследие народа.

В послевоенные годы огромную роль в росте культуры населения республики играло, как и сейчас, образование. Необходимость образования - одна из важнейших духовных потребностей общества. Большой шаг в развитии образования был сделан в Узбекистане, который по существу стал республикой сплошной грамотности. Так, с 1940/41 по 1985/86 учебные годы количество учащихся в общеобразовательных школ возросло примерно в 3,5 раза, соответственно возросла и сеть общеобразовательных школ: к 1985 г. их стало более 7000, а в 1990 г. - уже 9000.

Однако застойные явления в экономике, перекосы в развитии духовной и культурной сфер сказались и на образовании. Народное образование финансировалось по остаточному принципу. Начала процветать авторитарная педагогика, требовавшая от учащихся лишь не рассуждения, а послушания; отрицательно сказывалось на обучении, качестве знаний учащихся их длительное пребывание на сборе хлопка. Заметно расширился контингент студентов. Если в 1950/51 учебном году в вузах Узбекистана обучалось 42 тыс. студентов, то с 1971г. по 1975г. высшая школа подготовила для народного хозяйства 182 тыс. дипломированных специалистов. Однако высшая школа также не избежала влияния тоталитаризма. Ориентация на экстенсивное развитие отрасли, увлечение валовыми количественными показателями, дробление специальностей, не соответствующих реальным потребностям народного хозяйства, снижали качество подготовки специалистов, сужали возможности их эффективного использования на производстве, в культуре и науке. Слаба была материально-техническая база вузов.

В развитии узбекской литературы 50-х- 80-х годов ведущее место занимает проза. В 50-е годы со всей силой раскрылось дарование А. Мухтара, Х. Гуляма, М. Исмаилова, Н. Сафарова, Мирмухсина, С. Ахмада, Р.Файзи. Узбекская литература 80-х годов обязана своими успехами творчеству таких талантов, как У. Умаров, Х. Тухтабаев, Б. Байкулов, У. Хошимов и многим другим. Каждый из них определил свою тему в творчестве, создал свои характеры.

Богатством и разнообразием тематики и жанров характеризуется поэзия 60-х- 80-х годов. Поэты старшего поколения - Г. Гулям, Айбек, Шейхзаде, Уйгун, Миртемир, С. Абдулла, Хабиби, Гайрати, Зульфия, среднего поколения - М. Бабаев, А. Мухтар, Р. Бабаджан, Х. Гулям, Шукурулло, Мирмухсин, Т. Тула, Шухрат, У . Рашид и более молодого поколения - Э. Вахидов, А. Арипов, Х. Ширипов, Д. Джаббаров, Д. Кмал, Б.Байкабулов, Н. Назруллаев, Сайер и др. с большими вдохновением и талантом создавали поэтические произведения, подняли поэзию на новую ступень.

Однако литературу Узбекистана не обошли стороной негативные процессы. Во многих литературоведческих научных трудах развитие национальной литературы было представлено в розовых тонах, без острых проблем и конфликтов. Подобные подходы к реальной жизни открыли дорогу в литературе серости и халтуре. Деятели литературы вынуждены были фактически выполнять социальный заказ властей, который предусматривал создание произведений на основе марксистско-лининской теории, с позиций партийности и классовости. Свобода творчества, без которой не могло быть развития, носила строго дозированный характер. Ее границы, как правило, определяли партийные комитеты, пресекая любые попытки критически осмыслить советскую деятельность, объективно оценить вековые литературные и национальные традиции.

В творческом содружестве с литераторами плодотворно работали деятели театрального и музыкального искусства Узбекистана. В 1945-1990 гг. широко были известны имена таких талантливых мастеров узбекской сцены, как А. Хидоятов, С. Ишантураева, Х. Насырова, Л. Сарымсакова, Ш. Бурханов, М. Тургунбаева, Тамара Ханум, Г. Измайлова, А. Ходжаев, С. Кабулова, Н. Рахимов и др. Значительное развитие получило национальное оперное и балетное искусство. Свое творческое лицо обрели музыкальные коллективы Узбекской Государственной филармонии им. М. Ашрафи, ансамбль народного танца "Бахор", вокально-инструментальный ансамбль "Ялла", вокально-хореографические ансамбли "Лязги", "Шодлик", "Гузаль".

Важным участком в культурном строительстве Узбекистана стало кино, В республике выросли талантливые кадры кинематографистов: режиссеры, операторы, сценаристы. Далеко за ее пределами известны имена К. Ярматова, М. Каюмова, Ю. Агзамова, Ш. Аббасова, Л. Файзиева, З. Сабитова, Р. Батырова, А. Хачатурова, А. Хамраева, Э. Ишмухамедова.

Таким образом, искусство Узбекистана в целом развивалось и было гуманным и прогрессивным. Однако и литература и искусство испытали на себе прессинг господствующей идеологии. Они не могли успешно развиваться, не имея полноценных в идейно-художественном отношении произведений, правдиво отображающих действительность. В республики в рассматриваемые годы стали проявляться симптомы оторванности от жизни, уменьшилось количество по-настоящему хороших пьес, имеющих национальный колорит, не было создано узбекской оперы на современные темы, тормозилось развитие народного музыкального творчества, документального и телевизионного кино.

Идеологизация культуры вела к отрыву литературы, искусства от морали, от плодотворной национальной почвы, приводила к забвению исторической памяти, национальных традиций и обычаев. Приоритетное развитие интернациональной культуры сужало сферу применения языков коренных народов Узбекистана.

Тезис, выдвинутый Сталиным о том, «об усилении классовой борьбы по мере успехов в строительстве социализма», положил начало осуществлению репрессивной политики во всей стране.

IV съезд (1929 г.) компартии Узбекистана запустил механизм репрессий под маской борьбы против групповщины в партийных организациях. Первыми попали под репрессии те руководители и представители творческой интеллигенции, которые стремились на местах возродить национальную культуру, улучшить условия жизни населения. Так были обвинены в национализме видные партийные и государственные деятели республики Т. Рыскулов, А. Рахимбаев, Н. Туракулов, И. Хидиралиев, К. Атабаев, С. Хужанов и другие. Были сфабрикованы дела, которые потом получили название «инагамовшина», «касымовщина», «группа 18».

В конце 1929 г. были арестованы члены организации «Миллий истиклол» под руководством Мунаввар Кари Абдурашидханова. Из 85 арестованных были расстреляны 15 человек, остальные были отправлены в исправительно- трудовые лагеря. Видные обшественные деятели Маннон Абдуллаев (Рамз), Носир Саидов, Махмуд Ходиев (Боту), Хосил Василов и Собир Кодиров были приговорены к смерти, потом этот приговор заменили длительным тюремным заключением. 1930 г. была проведена чистка в аппарате Государственного банка и арестована группа руководящих кадров. Было сфабриковано дело «касымовщина», связанное с делом бывшего председателя Верховного суда Республики.

Новый этап репрессий в бывшем Союзе связан с XVII съездом ВКП (б) (1934 г.). и убийством С.М. Кирова. Из числа 1956 делегатов XVII съезда партии были репрессированы 1108 делегатов. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК партии были репрессированы 98 человек, или 70 процентов.

Волна репрессий достигла своей кульминации в 1937-1938 годах. Были сфабрикованы обвинения на таких партийных и государственных руководителей, как Зиновьев, Бухарин, Рыков, Пятаков, Томский и другие. По всей стране выявляли «зиновьевцев», «каменевцев», «бухаринцев» и других. Тысячи людей с такими «ярлыками» были либо казнены, либо отправлены в лагеря. В Узбекистане органы политического управления (ОГПУ) сфабриковали обвинения против Ф. Ходжаева, А. Икрамова, Д. Манжары, С. Сегизбаева, А. Каримова и др. В августе-сентябре 1937 г. несколько тысяч человек попали во внутренние тюрьмы республиканского Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД). Среди них были секретари ЦК Узкомпартии С.Болтабоев, И. Худайкулов, А. Цехер, начальники отделов ЦК М. Шермухамедов, М. Усмонов, К. Берегин, секретари ЦК Уз ЛКСМ И. Ортиков, Т. Рыскулов, Ф. Тарасов, наркомы республики: А.Исламов, М. Турсунходжаев, секретари обкомов партии Д. Ризаев, К. Болтаев, Н. Исроилов, Ю. Ирисметов и др.

К весне 1938 года более 60 процентов секретарей районных, городских и областных партийных комитетов, а во второй половине этого года еще 114 секретарей того же уровня были репрессированы.

В 1934-1938 годах по всему Узбекистану были репрессированы более 40 тысяч человек. Из них 730 человек были расстреляны как «враги народа».

Под пресс репрессий попал почти весь цвет узбекской интеллигенции. Среди репрессированных были такие выдающиеся представители узбекского народа, как А. Кодири, А. Фитрат, А. Чулпан, К Алиев, Ш. Сулаймон, У. Носир, О.Хошим,М. Суфизода, А. Екубов, Миен Бузрук Солихов и другие.

Таким образом, формировался и усиливался тоталитарный режим, порядок, который устанавливался с помощью массового террора и репрессий, который силой устранял инакомыслие и инициативность, жестоко попирал человечность и демократию.

Тоталитарный режим сталинизма не только уничтожил независимость и суверенитет республики, но и растоптал гражданские права, вековые национальные ценности, обычаи, традиции, вероисповедание. С установлением тоталитарного режима стали преследоваться религиозные деятели, верующие. Основная часть религиозных деятелей была отправлены в лагеря, мечети закрывались, многие из них были превращены в склады и конюшни.

После войны против фашизма в Узбекистане, как и в других республиках, началась новая волна террора. Но, если репрессии 30-х годов были направлены против партийных, государственных, хозяйственных и военных кадров, то репрессии 40-50-х годов были направлены против деятелей культуры и науки. ЦК правящей партии бывшего Союза в августе 1946 года принял постановление «О журналах «Звезда»и «Ленинград», а в 1948 году - постановление «Об опере «Великая дружба», которые послужили сигналом к их началу. На всех заседаниях Бюро ЦК компартии республики в конце 40-х-начале 50-х годов, на Х пленуме ЦК (1952 г.) под флагом борьбы с национализмом началась борьба против культурного наследия и известных деятелей науки и искусства. В партийных документах резко критиковалось творчество А. Каххара, Х. Гуляма, А. Каюмова, М. Шайхзоде, Айбека, Миртемира, Туйгуна, М. Бобоева, У. Рашидова, Шукрулло, С. Ахмада.

Особой критики удостоился журнал «Шарк юлдузи», редактором которого был Айбек. Его обвинили в космополитизме, аполитичности, в печатании произведений, которые призывали к беспорядкам.

В постановлении бюро УзКП (б) от 8 апреля 1951 г. «О положении музыкального искусства в УзССР и мерах для его развития» было сказано о том, что музыкальное искусство отдалилась от жизни, что оно не служит воспитанию узбекского народа в духе строительства нового общества. Запрещалась широкая пропаганда классической и национальной музыки, макомов, оперных, балетных и музыкально-драматических пьес, таких, как «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Алпамыш», «Гуландом» и другие. Началась широкая компания в прессе против националистов, космополитов, пантюркистов.

10 августа 1951 года в республиканских средствах массовой информации вышла статья под названием «Идеологические нарушения в творчестве некоторых поэтов», где резко критиковалось творчество Т. Тулы, К.Отабоева, Миртемира, А. Бобажанова, С. Абдуллы, Хабибий. В статье, опубликованной 24 августа под названием «В стороне от задач узбекской советской литературы», обвинялись «в идеологических ошибках и разложении» некоторые научные сотрудники института литературы и языка им. А.С. Пушкина Айбек, Х. Зарипов, Х. Ёкубов, И. Султон и др. Группа писателей и поэтов - М. Шайхзаде, Шукрулло, Юсупов, Г. Алимов и другие в 1951 г. были арестованы, а в 1952 г. приговорены к тюремному заключению сроком на 25 лет.

В репрессиях 50-х годов большую роль сыграл Х пленум ЦК компартии Узбекистана (21-22 февраля 1952 г.), рассмотревший вопрос « О состоянии идеологической работы в республике и о мерах для ее улучшения». На пленуме необоснованным обвинениям «буржуазном национализме», «пропаганде пантуюркизма», «в связях с буржуазными националистами» и т.д. подвергся ряд ученых-обществоведов – философ В. Захидов, историк А. Бобохужаев, экономист А.Аминов и др..

В начале 50-х годов еще около 60 человек из числа видных ученых, писателей, деятелей культуры были обвинены в национализме, контрреволюционной деятельности и в других преступлениях с целью привлечения к уголовной ответственности. Однако после сменрти И.В.Сталина и разоблачения его культа личности в 1956 г. многие деятели культуры и науки, несправедливо репрессированные были полностью оправданы: все отправленные в ссылку в начале 40-х годов были освобождены, подготовленный приговор в отношении 60 представителей интеллигенциии был отменен.

В середине 80-х годов в Узбекистане, как и в других республиках, создались условия для демократизации социально-политической жизни, развития гласности и плюрализма. Но тогдашние руководители Узбекистана И. Усманходжаев, Г.Кадыров, Р. Нишанов, Р. Абдуллаева и др.) вместо того, чтобы защищать интересы узбекского народа и республики, обратились к Центру с просьбой об отправке «кадрового десанта» в Узбекистан. Прибывшие в республику сотрудники Генеральной прокуратуры СССР во главе с Т. Гдляном и В. Ивановым с помощью Центра сфабриковали целый ряд дел: «узбекское дело», «хлопковое дело», дело «узбекской мафии» и др. «Десантники» обвиняли узбекский народ в очковтирательстве, взяточничестве, приписках и других преступлениях; преследования коснулись многих людей - от партийных и государственных руководителей до простых дехкан. Только по одному сфабрикованному «хлопковому делу» около 25 тыс. жителей республики без суда и следствия были подвергнуты тюремному заключению.

В республике были запрещены национальные и религиозные праздники, такие, как Навруз, хайиты; пережитками прошлого были объявлены многие обычаи и традиции узбекского народа. Тех, кто проводил свадьбы по национальным обычаям, обвиняли в пропаганде старины. Тех руководителей, кто участвовал в похоронах и читал или слушал молитву во время этих похорон, обвиняли в пособничестве религии.

С помощью спецслужб и преступных элементов в Ферганской долине летом 1989 г. были организованы межнациональные столкновения между узбекским народом и турками-месхетинцами. В Куве, Маргелане, Фергане, Коканде, Намангане, Андижане, а потом и в Буке, Паркенте, Гулистане пролилась кровь невинных людей.

С избранием И. Каримова первым секретарем ЦК компартии Узбекистана начались серьезные изменения с социально-политической сфере жизни Узбекистана. С самого начала своей политической деятельности И. Каримов занял принципиальную позицию в отношениях с Центром, направленную на достижение республикой политической и экономической независимости. Были пересмотрены «хлопковое» и «узбекское» дела, была дана правильная оценка межнациональным отношениям, стала восстанавливаться справедливость. С первых дней руководства Узбекистаном И. Каримов уделял большое внимание духовному развитию узбекского народа, возрождению национальных ценностей, социальной защите населения Узбекистана. В память о жертвах репрессий в Узбекистане вмае 1999 г. была организована общественная Комиссия по увековечению памяти жертв репрессий; в июле 1999 г. – образован Благотворительный фонд «Памяти жертв репрессий»; в период с мая 1999 г. по май 2001 г. были приняты решения о подготовке и издании Книги Памяти жертв репрессий; 31 августа 2001 г. был учрежден День памяти жертв репрессий и открыт Музей «Шохидлар хотираси», где увековечены имена погибших в борьбе за свободу и независимость нашего народа.