Проблемы общественно-политического развития Узбекистана в годы советской власти. Достижения и деформации.

ТЕМА 11. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ В УЗБЕКИСТАНЕ, И ИХ КОЛОНИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ

План

1. Проблемы общественно-политического развития Узбекистана в годы советской власти. Достижения и деформации.

2. Перекосы в промышленном развитии республики. Нарастание кризисных явлений в индустрии.

3. Сельское хозяйство Узбекистана в советский период. Кризис аграрного производства.

После установления советской власти в Туркестане и проведения в жизнь ряда общественно-политических мероприятий власть эта предпринимала активные усилия для развития в крае промышленности, транспорта, сельского хозяйства, обеспечения производителей материалами, сырьем.

К 1920 г. гражданская война в стране в основном закончилась. Неотложные меры по восстановлению народного хозяйства, разрушенного войной, вставали первоочередными задачами. К весне 1921 г. стала очевидной необходимость решительных изменений в экономических отношениях в стране. Начало этому положило решение Х съезда РКП(б) (март 1921 г.) о введении в стране новой экономической политики (НЭП). Основное содержание НЭПа заключалось в отказе от военно- коммунистических методов руководства экономикой, народным хозяйством, в предоставлении, в известной степени, свободы производителю, прежде всего крестьянину.

Еще в начале 1920 г. в проект постановления ЦК РКП(б) о задачах партии в Туркестане по инициативе председателя Турккомиссии Я.Рудзутака были внесены предложения о разделении Туркестанской АССР и образовании автономных республик по национально-языковому признаку. Национальные лидеры Туркестана во главе с Т.Рыскуловым выступили против тезисов Я.Рудзутака и Турккомиссии. Они выдвигали идею, что тюркские народы едины и неделимы, у них общие исторические корни, вера, что у них взаимосвязанные культура и традиции. Но большевистский центр эти идеи отверг, как идеи пантюркизма, панисламизма и буржуазного национализма.

12 июня 1924 г. ЦК РКП (б) принял постановление о проведении в Средней Азии национально- территориального размежевания. 27 октября 1924 г. было принято решение об образовании Узбекской ССР. В состав Узбекской ССР вошли из Туркестанской Автономной республики большая часть Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской областей, из БНСР - ее центральные и западные части, то есть долины рек Зеравшана, Сурхандарьи и Кашкадарьи, из ХНСР - Хорезмский оазис. Территория УзССР составила 312394 кв. километров. В составе УзССР была образована Таджикская автономная область, в последствии преобразованная в Таджикскую ССР. Население УзССР по переписи населения 1926 г. составило 4447555 человек, из них 74,2 процентов - узбеки.

После проведения национально-государственного размежевания в феврале 1925 года I съезд Советов УзССР утвердил образование УзССР. 13 мая того же года на III съезде Советов СССР Узбекистан был принят в состав СССР. Были распределены функции между союзными и республиканскими органами власти, но окончательные решения, как правило, принимались в Центре. Определяющую роль в развитии народного хозяйства играл Среднеазиатский Экономический Совет - СредазЭКОСО, образованный в 1923 г., потом расформированный и вновь созданный в 1926 г. В 20-е годы были созданы и другие межреспубликанские управленческие организации: Средазводхоз, Средазгосплан, Среднеазиатский Верховный Совет Народного Хозяйства, Среднеазиатское бюро ВЦСПС и разные филиалы народных комиссариатов союза.

Верховным законодательным органом государственной власти УзССР стал съезд Советов, состоящий из делегатов, избираемых съездами окружных и районных Советов, высшим органом государственного управления республики стал Совет Народных Комиссаров.

6-12 февраля 1925 г. в Бухаре состоялся I учредительный съезд компартии Узбекистана. Съезд избрал Центральный Комитет, ответственными секретарями были избраны В. Иванов и А.Икрамов.

В конце 20-х годов все более открыто в жизни бывшего союза и республики стали проявляться черты тоталитарного общества. Основой такого общества стала административно-бюрократическая система, которая продолжала традиции «военного коммунизма».

Экономика, политика, культура попали под гнет партийной и государственной номенклатуры. Принятые в узком кругу правящей партии решения стали обязательными для всех. Объявленные частные демократические преобразования, творческие прения, дискуссии, стали невозможными. Советы и общественные организации стали пассивными исполнителями директивных указаний, идущих от парторганизаций.

Социально-политическая жизнь всей страны, в том числе Узбекистана, была идеологизирована. Компартия Узбекистана, как составная часть правящей партии, руководила социально- экономической, идеологической и культурной сферами жизни республики. В результате чистки 1929 г. 15,6 процента членов правящей партии были выведены из ее рядов Многие из них были наказаны без вины. В целях усиления влияния партии среди масс были созданы на предприятиях - партийные организации, в цехах - партийные ячейки, в бригадах - партийные группы, в колхозах - первичные партийные организации. Сельские советы стали исполнительными органами, которые реализующими указания партии в строительстве колхозов, совхозов, в социальной и хозяйственной жизни села.

Ужесточение законов о труде, принудительное прикрепление рабочих к производству, а сельского населения к колхозам, привлечение к уголовной ответственности за опоздания на работу и другие меры, которые привели к тяжелым последствиям, были продуктами тоталитарной системы.

В формировании в стране административно- бюрократической системы, тоталитарного режима большую роль сыграл И.В. Сталин. Тогдашнее тяжелое политическое положение, состояние экономики страны также создавали условия для усиления централизованного управления. Все достижения страны последующих лет связывали с именем Сталина. Даже победа народа над фашизмом превратилась в победу «под руководством Сталина». Административно-бюрократический метод управления, культ личности Сталина создали условия для начала массовых репрессий.