I. Февральская революция 1917 г. и ее влияние на Туркестан.

ТЕМА 10. УСТАНОВЛЕНИЕ В ТУРКЕСТАНЕ ДЕСПОТИЧЕСКОЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ВООРУЖЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВ НЕЕ

План

1. Февральская революция 1917 г. и ее влияние на Туркестан.

2. Октябрьский переворот и установление советской власти в Туркестане. Образование и ликвидация «Туркестанской автономии».

3. Начало борьбы за свободу и независимость. (Движение «Истиклолчилар харакати»).

4. Общественно-политические процессы в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве в 1917-1920 гг.

28 февраля 1917 г. в Петрограде победила буржуазно-демократическая революция. По соглашению между Временным комитетом Государственной Думы и эсеро-меньшевистскими лидерами Исполнительного комитета Петроградского Совета, 2 марта 1917 г. было образовано Временное правительство. В первые же дни после Февральской революции по всей России стали возникать советы рабочих и солдатских депутатов как органы демократической власти пролетариата. Эти самые советы впоследствии сыграли трагическую роль в жизни Туркестана.

После Февральской революции в России начинается новый этап и в истории борьбы народов Туркестана за национальную независимость. Весь народ Туркестана встретил революцию с огромной радостью, хотя Туркестанская администрация всячески старалась приостановить информацию о петроградских событиях.

Самыми прогрессивными силами в этот период были туркестанские джадиды. Они, в свою очередь, встретили Февральскую революцию как факт свержения царского режима, установления подлинно народной формы правления, завоевания независимости народами, которые страдали от колониального гнета.

Борьбу краевых политических сил за создание нового, демократического государственной устройства Туркестана можно условно разделить на три этапа. На первый этап (март-апрель 1917г.) приходится политическое пробуждение Туркестана. Под влиянием петроградских событий идет активный процесс формирования новых властных структур: а) повсеместно создаются советы рабочих и солдатских депутатов (органы власти вооруженного народа), в их составе были представители преимущественно европейского населения; б) параллельно им создаются Исполнительные Комитеты общественных организаций (более широкие по национальному и социальному составу), выступающие как объединители всех демократических сил и претендендующие на роль местных органов Временного Правительства; в) начинается политическое пробуждение мусульманского населения края, становление национально-демократических сил, ядром которых были туркестанские джадиды, деятельность которых приобретает открыто выраженный политический характер.

В организационном плане лидерами были ташкентские джадиды, по инициативе которых 6 и 9-13 марта 1917г. были проведены многотысячные собрания жителей «старого» города. На этих собраниях, преодолев серьёзные разногласия, им удалось выдвинуть Ташкентский Исполком единых делегатов от всего мусульманского населения. Этими собраниями был избран расширенный представительный орган (около 60 чел.) от всех частей города- «Шурои Исламия». В отличие от советов рабочих и солдатских депутатов, объединяющих европейское население города, «Шурои Исламия» мыслился как совет депутатов коренного населения, исповедующих ислам. На заседании, которое прошло 14 марта 1917 г. был избран президиум «Шурои Исламия» в составе 15 человек. В него вошли А. Фитрат, Мунаввар Кари Абдурашидханов, Убайдулла Ходжаев и другие. В задачи, которые ставили перед собой туркестанские джадиды, входила разработка временного устава, определение основных целей и задач на данном этапе, а также работа по сплочению мусульман Туркестана.

31 марта на объединенном собрании Ташкентского совета рабочих и солдатских депутатов, совета мусульманских депутатов, совета крестьянских депутатов и Ташкентского исполкома было принято решение: немедленно отстранить генерал- губернатора, его помощника и начальника штаба от занимаемых ими должностей и подвергнуть их домашнему аресту. Здесь же были избраны исполняющий обязанности командующего войсками и начальник штаба. Было принято решение об отделении гражданского управления краем от военного, с возложением управления гражданскими делами на трех комиссаров Ташкентского исполкома.

После смещения Куропаткина Временное правительство 7 апреля 1917 г. образовало Туркестанский комитет в составе 9 членов во главе с кадетом Щепкиным. Комитет осуществлял власть Временного правительства в пределах Туркестанского края, а также Хивы и Бухары. Первый состав Туркестанского Комитета Временного правительства, в который вошли и представители местных народностей, такие как Букейханов, Танышпаев, Максудов и Давтелшин, был слабым с политической точки зрения, плохо знавшим местные условия, и поэтому он не смог оказать влияние на развитие событий в крае.

После февраля 1917 г. вопрос об автономном устройстве края стал главным в общественно-политической жизни Туркестана. Доминантой настроений туркестанского общества, несмотря на социальные различия, было стремление к ликвидации колониального положения Туркестанского края:

в начале апреля (7-15 апреля) 1917 г. в Ташкенте проходил I-й Туркестанский краевой съезд советов рабочих и солдатских депутатов; в апреле 1917 г. (с 9 по 16 апреля) в г. Ташкенте состоялся съезд делегатов Исполнительных Комитетов Туркестанского края, а также первый Краевой мусульманский съезд (работал в Ташкенте с 16 по 23 апреля), созванный по инициативе «Шурои Исламия», на которо м был сформирован центральной руководящий орган - Центральный совет мусульман Туркестана (Марказий «Шурои Исламия» или Краймуссовет), призванный защищать интересы местного населения. Членами его были избраны Мунаввар Кари, М. Бехбуди, У. Ходжаев, О. Махмудов и другие. В эти же дни А.З. Валиди выезжал в Коканд и Самарканд для организации местных отделов «Шурои Исламия». С окончанием съезда закончился важнейший этап консолидации туркестанских народов.

На втором этапе политической борьбы на пути к национальной независимости (май-август 1917 г.). успешно начавшиеся на первом этапе консолидационные процессы в туркестанском обществе, на втором этапе натолкнулись на серьезные препятствия. За сравнительно короткий срок, с мая по август 1917 г., в Ташкенте, Коканде, Андижане, Самарканде и других городах и поселках Туркестана образовались «Советы мусульманских рабочих депутатов», «Союзы трудящихся мусульман» (Ислом мехнаткашлари), профессиональные союзы и привнесли настроения классовой борьбы в слабо дифференцированное туркестанское общество. Это, в свою очередь, вызвало ответную волну, что выразилось в выходе духовенства и его сторонников в июне 1917 г. из «Шурои Исламия» и образовании организации под названием «Шурои Улема» («Совет духовенства»). Существовали две причины раскола «Шурои Исламия»: 1) одна состояла в противоречиях в вопросе государственного устройства Туркестана. Кадимисты - сторонники консервативного направления, выступавшие против радикальных реформ, видели будущее Туркестана в создании здесь теократического государства, входящего в состав Российской Федерации, но при условии, что все законы должны проходить обсуждение в законодательном органе «Махкама-и-Шария» и соответствовать мусульманскому праву. Во главе этого органа должен был стоять кази-калян; 2) другая причина касалась участия женщин в выборах в городскую думу. Улемисты считали, что женщины не должны участовать в выборах в городскую думу, так как по законам шариата им не положено появляется в общественных местах.

На съезде мусульманских организаций края в г. Скобелеве 12-14 июля 1917 г. было заявлено о создании партии «Турк Одами Марказияти» (Центр Тюркских Народов) и требовании для Туркестана, Кавказа, Киргизии, Казахстна, Башкирии национально-территориальной автономии, а для татар Поволжья, Крыма и других народов России - культурно-национальной.

На третий этап (сентябрь-ноябрь 1917г.) приходится самый тяжелейший период отношений между местными демократическими силами, которые стремились к коалиционному правительству, и советами рабочих и солдатских депутатов, которые, не считаясь с реалиями туркестанской жизни, игнорировали интересы местного населения.

Неудавшаяся попытка Верховного главнокомандующего Л.Г. Корнилова совершить военный переворот и свергнуть Временное правительство круто изменила ход революционного процесса в России. Решительные действия большевиков в дни корниловского мятежа подняли их авторитет в рабочей среде как защитников революции. Вновь выдвинутый ими лозунг «Вся власть советам» был подхвачен на всей территории страны. Однако в Туркестане отношение к этому лозунгу даже среди демократических кругов европейского населения было неоднозначным.

Резко отрицательную позицию заняли представительные органы мусульманского населения края. На созванном по инициативе «Шурои Исламия» (Краймуссовет) II Краевом мусульманском съезде (Ташкент, 7-11 сентября 1917 г.) национальная демократия впервые твердо заявила о принципиальных основах своей позиции: «Съезд выступает против передачи власти советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Власть должна быть коалиционной и опираться на все силы страны, т.е.- всенародной. Мусульмане могут и должны принимать участие в правительстве лишь при условии демократичности его политики; приоритетным для населения Туркестана является право свободного самоопределения народа; Краевой мусульманский совет (Марказий «Шурои Исламия») является законным общемусульманским органом, действующим от имени всего мусульманского населения и защищающим его интересы».

Решив воспользоваться недовольством масс действиями Турккомитета Временного правительства в борьбе со спекуляцией, продовольственным кризисом, дороговизной, ухудшением жизненных условий, разрухой, большевики выступили зачинщиками митинга, состоявшегося 12 сентября 1917 г. в Ташкенте в Александровском парке, в котором участвовали в основном солдаты 1-го и 2-го сибирских полков, рабочие-железнодорожники и другие. Митинг приобрел резко политический характер. В принятой по предложению большевиков резолюции заявлялось о переходе власти к советам. В тот же день был избран новый состав Исполнительного комитета Ташкентского совета в составе 36 членов, преимущественно левых эсеров и большевиков. Таким образом, осуществилась программа захвата власти по примеру петроградских большевиков, которая не учитывала особенности края и мнение местного населения. Предприняв попытку реализации революционного плана, ташкентские большевики толкнули солдатские и рабочие массы на захват власти и поставили край перед угрозой гражданской войны.

Сентябрьские события приобрели особенно драматический характер в связи с прибытием в Ташкент посланной Временным правительством карательной экспедиции под командованием генерала П.А. Коровиченко и ответной многодневной всеобщей стачкой рабочих Ташкента, введением военного положения.

Большинство советов края во главе с Краевым советом рабочих и солдатских депутатов выступили с осуждением попытки захвата власти большевиками. С осуждением большевиков за попытку узурпации власти и оценкой их действий как игнорирования интересов и прав мусульман сразу же после первых дней сентябрьских событий выступили «Шурои Исламия», «Шурои Улема», партия тюркских федералистов и другие национальные организации.

Сентябрьские события оказали мощное воздействие на последующий ход событий в Туркестанском крае. После этих событий мусульмане приступили к осуществлению своих устремлений. Тем более, что общий упадок власти способствовал усилению требований автономии для Туркестана. Борьба за туркестанскую автономию активизировала все слои мусульманского населения и стала проходить под лозунгам «Да здравствует Свобода, Справедливость, Равенство!», «Сила в единстве!». Эти лозунги говорили о том, что перед опасностью захвата власти большевиками мусульмане и подавляющая часть лидеров национальных организаций осознали необходимость объединительных усилий.

2. Октябрьский переворот и установление советской власти в Туркестане. Образование и ликвидация «Туркестанской автономии».

27 октября в Туркестане была получена телеграмма о государственном перевороте в Петрограде и решении II Всероссийского съезда советов о передаче власти советам, образовании Совнаркома во главе с Лениным. Эти известия подтолкнули развитие событий в Ташкенте.

В ночь на 28 октября объединенное заседание Ташсовета с участием представителей солдатских комитетов, промышленных предприятий города, ж/д мастерских принимает решение о начале вооруженного восстания утром 28 октября. Для руководства восстанием избирается Ревком. 1 ноября 1917 г. Туркестанский Краевой совет известил о победе восстания. Придя к власти, большевики обратились ко всем трудящимся мусульманам России и Востока, заверяя их в том, что «они имеют право на самоопределение и культурные учреждения, объявляются свободными и неприкосновенными».

Первоначально было принято решение созвать 15 ноября краевой съезд всех демократических организаций для образования краевой власти. В этот решающий момент между основными представителями мусульманского населения - «Шурои Улема» и Краймуссоветом (Марказий «Шурои Исламия») разгорелась борьба. Улемисты, считая возможным участие в работе краевого съезда советов рабочих и солдатских депутатов для выработки своей платформы по формированию краевой власти, объявили созыв «объединенного совещания различных мусульманских групп» на 12 ноября. Члены же Краймуссовета, переехавшие к этому времени в Коканд, выступили против сотрудничества с большевиками. Назначив созыв Всетуркестанского съезда мусульман на 25 ноября, они подчеркнули свою отстраненность от краевого съезда советов рабочих и солдатских депутатов и намерение самостоятельно решать вопрос о власти. Вместе с тем, они отказались и от участия в созываемом улемистами совещании.

В такой весьма накаленной обстановке 15 ноября начал работу III Краевой съезд советов рабочих и солдатских депутатов. На нем присутствовало 114 делегатов. Самым острым вопросом был вопрос об организации краевой власти. Впоследствии в принятой «Декларации» говорилось: «Признавая существующую центральную власть и форму её организации, объединенная фракция большевиков и максималистов считает высшим краевым органом Краевой совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который отныне именуется советом Народных Комиссаров Туркестанского края». Далее в «Декларации» подчеркивалось: «Включение в настоящее время мусульман в орган высшей краевой революционной власти является неприемлемым как ввиду полной неопределённости отношения туземного населения к власти солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, так и ввиду того, что у туземного населения нет пролетарских классовых организаций, представительство которых в органе высшей власти фракция приветствовала бы».

Съезд избрал Совет Народных Комиссаров Туркестанского края из 15 человек, куда вошли большевики и сочувствовавшие им эсеры-максималисты. Несмотря на то, что многими ораторами на съезде поднимался вопрос о необходимости допущения представителей мусульман к высшим органам власти края, среди членов Совета Народных Комиссаров не было ни одного мусульманина. Кроме того, в документах съезда ни слова не говорилось о предоставлении Туркестану автономии, хотя и этот вопрос поднимался.

В силу состоявшегося соглашения между большевиками и левыми эсерами в составе правительства (Совнарком Туркестанского края) 8 мест было предоставлено левым эсерам и 7 мест - большевикам и максималистам. Председателем СНК был избран большевик Ф.И.Колесов.

26 ноября 1917 г. в Коканде начал свою работу IV Чрезвычайный Краевой мусульманский съезд. На нем присутствовало более 200 делегатов от всех регионов края и многих общественных организаций. 27 ноября 1917 г. была принята следующая резолюция: «Выражая волю населяющих Туркестан национальностей к самоопределению на началах, провозглашенных великой русской революцией, съезд объявляет Туркестан территориально-автономным в единении с Федеративной Российской Республикой, предоставляя установление форм автономии Туркестанскому Учредительному Собранию». Причем съезд, как особо отмечается далее, «торжественно заявляет, что права населяющих Туркестан национальных меньшинств будут всемерно охраняться».

После принятия этого решения в Коканде, Самарканде, Ташкенте, Фергане и др. городах прошли многотысячные митинги, поддерживающие автономию Туркестана. 28 ноября было определено название формирующемуся образованию - «Туркистон Мухторияти» («Туркестанская Автономия»).

Структура власти, "Туркистон Мухторияти» выглядела следующим образом: до созыва Учредительного собрания вся полнота власти сосредотачивалась в руках Туркестанского Временного Совета (министров) и Туркестанского Народного (национального) Собрания («Миллат Мажлиси»).

Из членов Временного Совета должно было быть сформировано правительство из 12 человек. В состав временного правительства вошли:

1. Мухаммаджон Танишпаев - глава правительства, министр внутренних дел, член Государственный Думы второго созыва, инженер.

2. Ислам Султан углы Шоахмедов (Шагиахмедов) - зам. главы правительства, член центрального комитета Всероссийского Мусульманского совета, юрист.

3. Мустафа Чокаев - председатель центрального комитета Всетуркестанского Мусульманского совета, юрист.

4. Убайдулла Ходжаев - военный министр, член ЦК Всероссийского Мусульманского совета, юрист.

5. Юрали Агаев - министр водных и земельных ресурсов, агроном.

6. Обиджон Махмудов - министр продовольствия, зам. председателя Кокандской городской думы, общественный деятель.

7. Абдурахман Уразаев - зам. министра внутренных дел, юрист.

8. Соломон Абрамович Герцфельд - министр финансов, юрист. (По другим источникам этот пост занял Ислам Шоахмедов).

В состав правительства вошли также доверенный фирмы Кноппа - Зигаль, один из богатейших людей Ферганы, хлопковой предприниматель Вадьяев и др.

Численность Туркестанского Временного Совета в 32 человека была определена по количеству ранее делегировавшихся депутатов от Туркестанского края во Всероссийское Учредительное собрание. В состав Национального Собрания (Миллат Мажлиси), численностью в 54 места, предполагалось включить 4 представителя от съезда городских самоуправлений и 18 мест в нем выделялось для представителей от различных краевых европейских организаций. Это означало, что одна треть мест выделялась европейской части населения, удельный вес которого в то время не превышал 7 % от общего числа жителей Туркестана.

В состав Национального Собрания вошли: 32 человека - от чрезвычайного общемусульманского съезда, 4 - от городских самоуправлений, остальные - от следующих организаций и национальных меньшинств Туркестана: железнодорожного Союза, почтово-телеграфного Союза, совета крестьянских депутатов, партии социалистов-революционеров, партии социалистов-демократов, совета солдатских и рабочих депутатов, казачьего круга, Союза служащих правительственных учреждений, Союза кооперативов, торгово-промышленного Союза, партии дашнакцутюн, еврейских организаций, «туземных» евреев, туркестанских украинцев, туркестанских поляков.

Объявление автономии Туркестана вызвало бурю радости в мусульманской среде края: отовсюду стали приходить приветственные телеграммы и письма; состоялись многочисленные митинги и манифестации. В местных газетах появились десятки статей, обращений, резолюций, посвященных этому событию.

Отношение ташкентских мусульман к провозглашению автономии ещё раз было проявлено 6 декабря во время грандиозного митинга (присутствовало около 50 тыс. человек), который проходил в старом городе, во дворе мечети Джами. Спустя неделю, 13 декабря, «Шурои Исламия» организовала в Ташкенте манифестацию, на которой намечалось торжественно поддержать автономию. Ташкентские большевики расценили манифестацию как «провокационное мероприятие», для ее разгона власти применили оружие. По фициальной версии было убито 16 человек.

Эти кровавые события оставили глубокий след в сердцах людей, у многих появилось серьезное основание увидеть в действиях большевиков знакомый почерк бывшей царской колониальной власти.

В Ташкенте тогда же, в декабре 1917 г., когда события окончательно вышли из под контроля, было принято решение реквизировать все деньги на счетах «Туркестанской автономии», а также лиц, поддерживающих её. Одновременно был осуществлен целый ряд акций, направленных против общественных организаций, печатных изданий, поднявших голос в защиту Временного правительства: распущена Ташкентская городская дума, закрыта газета «Туркестанский вестник», запрещена деятельность самаркандской организации «Шурои Исламия». Во второй декаде декабря (18 декабря) были предприняты еще более радикальные шаги: Исполком Ташсовета принял решение о снабжении оружием рабочих Коканда и организации там Красной гвардии.

 

К этому времени внутри самого автономистского движения все более усиливались противоречия между лидерами, представляющими интересы различных социальных слоев и групп мусульманского населения. Прежнее противоборство между улемистами и шуроисламистами, несколько ослабленное в связи с объявлением Туркестанской автономии, снова всплыло на поверхность и стало представлять серьезную угрозу подрыва изнутри единства автономистского движения. И когда 13 декабря во время мирной демонстрации пролилась невинная кровь, участники митинга, созванного 5 января 1918 г. ташкентской организацией «Улема» выразили недоверие Временному правительству Автономного Туркестана. Решения митинга имели серьезные последствия: единство мусульманского населения оказалось под ударом. Усугубляющийся продовольственный кризис, содержание милиции, издание газет, содержание самого правительства все более обостряли финансовое положение. Выпущенный 30-миллионный заем не оправдал надежд. С ростом военных формирований расходы ещё более возросли.

С ростом вооруженных сил в правительстве Автономного Туркестана стали усиливаться позиции сторонников более решительных действий. Противостояние между новым городом, где власть находилась в руках Кокандского совета рабочих и солдатских депутатов, и старым городам, в котором были сосредоточены правительственная резиденция Автономного Туркестана, городские мусульманские организации, все более приобретало конфликтный характер.

В такой обстановке достаточно было малейшего повода для развязывания военных действий. В ночь на 30 января 1918 г. (по сторому стилю) неизвестными было спровоцировано нападение на крепость, телефонную станцию, здание Кокандского совета.

Уже 30 января (по старому стилю) в течение одного дня, были приведены в мобилизационную готовность силы Кокандского совета рабочих и солдатских депутатов; образован чрезвычайный орган Ревком, была запрошена помощь из Ташкента. В тот же день по приказу СНК в Коканд из Скобелева был отправлен новый отряд красногвардейцев с пулеметами и артиллерией, а уже на следующий день между ними и формированиями «автономистов» начались военные действия. Ферганская область была объявлена на осадном положении.

В этой обстановке усиливающегося недовольства кабинет М.Чокаева ушел в отставку. Многие члены правительства покинули город. Оборону «автономии» взял на себя начальник кокандской милиции и бывший ссыльный Эргаш. Большевистский Ревком во главе с Е.Бабушкиным отверг сделанные «автономистами» предложения о создании объединенного органа для управления Кокандом и предъявил требования:

1. Разоружить бандитские шайки «автономного правительства», вооружение передать Ревкому.

2. Выдать Ревкому вдохновителей «автономного правительства».

Эти требования были, естественно, не приняты; военные действия продолжались. Но плохо вооруженным и плохо обученным отрядам «автономистов», несмотря на проявляемое ими мужество в боях с неравным противником, никак не удавалось взять Кокандскую крепость и тем самым решить, как им казалось, исход противостояния. Бомбардировка старой части города Коканда, которая велась уже несколько дней усугубляла ситуацию.

К концу февраля 1918 г. штаб «революционных войск» телеграфировал в Ташкент о разгроме отрядов Иргаша, ликвидации «конрреволюционного» автономного правительства и установлении «порядка» в Коканде. Чуть позже такая же телеграмма была отправлена в Москву.

В область прибыли дополнительные воинские подразделения для пресечения «конрреволюционной деятельности» бежавших в Скобелев членов «автономного правительства» и их сторонников. По решению СНК Туркестанского края все руководители «Туркестанской автономии» были объявлены вне закона, а их имущество конфисковано. Отдельным постановлением был создан «военно-революционный суд» для разбора дел лиц, обвинявшихся в поддержке «Кокандской автономии».

После погрома, устроенного большевиками, в городе древней культуры не осталось ни одного неповрежденного дома. С помощью оружия была прекращена попытка местных демократических сил построить демократическое общество.

С разгромом Туркистон Мухторияти закончился мирный этап развития национального сопротивления и было положено начало массовому вооруженному антибольшевистскому и антиколониальному движению в Туркестане.

3. Начало борьбы за свободу и независимость. (Движение «Истиклолчилар харакати»).

После того как начальник Кокандской милиции Эргаш курбаши оставил город и продолжал боевые действия в его окрестностях, начальник Маргеланской милиции Махмуд Амин-бек Ахмед-бек (Мадамин) 20 февраля 1918 г. также начал военные операции против советов. Он апеллировал прежде всего к крестьянам, говоря: «Наша борьба против русских ведется во имя спасения дехкан и защиты их земель».

Таким образом, начало вооруженной борьбе было положено Эргашем курбаши и Мадаминбеком. Их последователями стали Холходжа из г. Ош, Парпи курбаши из Андижана, Мухиддинбек из Навкенда, Аман Пахлавон из кишлака Хизробод близ Намангана, Шермухаммад и его брат Нурмухаммад из Гаиб-ота близ Маргелана и многие другие. Все они к апрелю 1918 г. контролировали свои родные селения. В течение следующих месяцев контроль собственно над вооруженной борьбой против советской власти все более сосредотачивался в руках Эргаша курбаши и Мадаминбека. К середине 1918 г. все поселения Ферганской охранялись повстанческими подразделениями.

Под предводительством Эргаша курбаши осенью 1918 г. действовало 70 отрядов курбаши с численностью бойцов от 20 до 1 800 чел. в каждом. В октябре того же года войско Эргаша курбаши насчитывало 15 000 чел., а к концу года его численность возросла до 18 000 чел (в некоторых источниках -20-24 тыс.), у Мадаминбека - 5 000, Шермухаммадбека -6 000, Холходжи - 3 тыс., Амана Полвона - более 2 500, Парпи курбаши - 3 600, Мухиддинбека - 4 500, Нурмухаммадбека - 3 800, Джанибека - примерно 5 700 джигитов Таким образом, под началом 9 крупных предводителей в движении участвовало 52 200 человек.

Движение борцов за свободу в своем первом периоде подразделяется на 6 периодов. Для первого периода (февраль 1918 - ноябрь 1919 гг.) характерны попытки Мадаминбека объединить разрозненные силы повстанцев. Тогда же Эргаш курбаши объявил себя правителем мусульман (Амир-уль Муслимином) и «Защитником ислама». После того, как войска борцов за свободу вынудили регулярные части Красной Армии оставить многие населенные пункты Ферганы, Эргаш курбаши попытался перенять контроль над ними. Во главе каждого вновь освобожденного селения он ставил старосту - бека из своего ближайшего окружения. Тот так же, в свою очередь, отбирал себе помощников из своих солдат (аскеров). Мадаминбек же отобрал около 12 000 джигитов и стал проводить усиленную военную подготовку. 29 сентября 1919 г. он созывает на съезд ( курултай) представителей населения Ферганы и образует «Временное правительство Ферганы.»

После перехода в конце 1918г . общего руководства движением к Мадаминбеку, Эргаш курбаши и некоторые его крупные курбаши отказались подчиняться новому руководителю. К началу 1919 г. в Ферганской долине образовались два крупных центра движения борцов за свободу. Первый центр - под руководством Мадаминбека, охватывал Скобелевский, Андижанский и Наманганский уезды. Резиденция Мадаминбека располагалась в селе Гарбуна Ташлакского района, недалеко от г. Маргелана. Численность воинского соединения Мадаминбека в феврале 1919 г. превышала 20 тыс. человек. Второй центр - под руководством Катта Эргаша, охватывал Кокандский уезд, ставка его располагалась в селе Бачкир Янгикурганской волости.

В то время как командиры борцов за свободу большей частью перешли в подчинение к Мадаминбеку и Эргашу, некоторые из них, например, Ахунджан курбаши и Эшмухаммед курбаши, самостоятельно сражались против Красной Армии. Мадаминбек и Эргаш курбаши также не могли прийти к единству по многим вопросам. Ни один из них не был способен отказаться от единоличного первенства. Для подавления движения советское правительство использовало поначалу исключительно военные методы. В отвоеванных у повстанцев кишлаках устанавливался режим террора, развязывались репрессии против мирного населения.

Весной 1918 г. под командованием М.Фрунзе был образован фронт, известный в дальнейшем под названием «Туркфронта». Несмотря на прибытие все новых и новых советских войск, борцы за свободу сражались храбро и успешно. 29 февраля 1919 г. в г. Асака Эргаш курбаши и его 8 000 джигитов поклялись на Коране воевать с большевиками до последней капли крови. Сам он пал в бою за г. Маргелан летом 1919 г. Его приемник Холходжа 22 августа 1919 г. примкнул со своими джигитами к войскам Мадаминбека.

После гибели Эргаша курбаши руководство движением борцов за свободу перешло к Мадаминбеку. К нему присоединилась и так называемая «рабоче-крестьянская армия» под командованием под командованием казачьего генерала Монстрова численностью более 8 000 человек.

11 сентября 1919г. после поражения генерала Дутова на Оренбургском направлении, Красная Армия, действовавшая в Туркестане, получила крупное подкрепление и сумела 26 сентября захватить г. Ош, а 30 сентября - Джелалабад. К тому времени относится воззвание Мадаминбека к народу начать газават против неверных. До этого момента военные операции советов в Туркестане не отличались особыми успехами.

Второй период движения борцов за свободу (ноябрь 1919-август 1920 г.г.) характеризуется падением боевого духа в его рядах. Так называемая «Турк-комиссия» издала рекомендации больше доверять крестьянам, ссужать их деньгами, а также готовить пропагандистов из туркестанцев. В декабре 1919 г. в Фергану вступила бригада Акчурина. С одной стороны, она вела пропаганду, с другой - предпринимала военные экспедиции против повстанцев. Командир бывшей «рабоче-крестьянской армии» Монстров, дослужившийся до заместителя Мадаминбека, 12 января 1920 г. вступил, тем не менее, в сепаратные переговоры о приращении огня с советами. Он аргументировал свой шаг тем, что движение борцов за свободу направлено против русских и называет себя «армией мусульман». Монстров выдвинул условия: его армия не должна быть разоружена, солдаты должны иметь определенные преимущества, если будут использоваться против басмачей. 17 января 1920 г. условия Монстрова были приняты. Несмотря на измену «рабоче-крестьянской армии», Мадаминбек продолжал борьбу. Но голод, разразившийся в Ферганской долине, вследствие военных действий, заставил некоторых командиров басмаческих соединений заключить соглашение о прекращении огня с местными советами.

4 февраля 1920 г. Красная Армия начала наступление против войск Мадаминбека. Одновременно, с целью морального разложения движения, Красная Армия начала мирные переговоры с другими вождями повстанцев, такими, как Исматкул, Холходжа, Аман Пахлавон. Советские мирные предложения гласили:

1.Каждый отдельный руководитель движения сохраняет за собой территорию, которую уже занял.

2. В его распоряжении остаются его люди и оружие.

3.Там, где власть принадлежит басмачам, советские органы не создаются.

4.Басмаческие командиры пользуются правами советского командира бригады.

Мадаминбек тоже пошел на эти переговоры, ибо надеялся на паузу в войне. Он нуждался в ней для укрепления своих сил. 7 марта 1920 г. между Мадаминбеком и советскими уполномоченными был заключен следующий договор о признании им советского правительства и переходу в его распоряжение со всеми солдатами, курбаши и командирами.

 

Мирный договор между советами и Мадаминбеком породил сомнения в рядах борцов за свободу. Национальные круги Туркестана по разному оценивали этот шаг Мадаминбека. Одни утверждали, что Мадаминбек совершил предательство, по мнению же других, он действовал по заданию национальных кругов. Разумеется, это перемирие рассматривалось советами лишь в качестве предварительного условия. После прибытия Мадаминбека в г. Ташкент советское правительство сделало попытку использовать его войска против других национальных военных формирований. Последние, однако, отказались воевать против своих земляков.

Уже после того, как Мадаминбек подписал мирный договор, один из его курбаши, Шермухаммадбек, отказался подчиниться и провозгласил себя главнокомандующим. 14 мая 1920 г. Мадаминбек, по совету красных командиров, посылает к Шермухаммадбеку своего представителя для переговоров. Однако его посланец был схвачен в Уч-кургане и расстрелян как советский шпион. После его устранения сам Мадаминбек исчез. Советы поспешили объявить о том, что он примкнул к повстанческому движению. В свою очередь, лидеры басмачей, их тех, кто подписал с советами мирный договор, как, например, Исламкул, утверждали, что Мадаминбек был расстрелян советами. Красная Армия издала приказ разоружить те формирования, что заключили с советским правительством мирный договор. Это вызвало у них возмущение , вновь начинается вооруженная борьба против советской власти.

Третий период (сентябрь 1920 - сентябрь 1921 г.г.) характеризуется усилением советской власти в городах и концентрацией военных сил борцов по кишлакам. В этот же период возникает повстанческое движение в Бухаре.

Для четвертого периода (ноябрь 1921 г. - август 1922 г.) характерно новое отношение советов к населению и новый подъём движения борцов за свободу после прибытия в Бухару Энвера-паши. Изменяя тактику своих действий по отношению к населению, советское правительство стремилось к моральному разложению повстанческого движения. 23 декабря 1921 г. был издан декрет «О возвращении законов шариата». При этом прекращалось действие декрета от 2 августа 1919 г., который ставил исламскую правовую систему в зависимость от «пролетарского толкования законов. Разрешалось занятие торговлей частным лицам. Дехкане получили семена для посевов, а также беспроцентные кредиты под урожай. С другой стороны, правительство делало все для разъединения военных формирование борцов, натравливало их друг на друга. 10 июня 1922 г. началось комбинированное наступление Красной Армии. Подразделения борцов за свободу Туркестана также перешли к тотальному методу ведения войны. Заняв какой либо населенный пункт, они расстреливали всех представителей советской власти, особенно комиссаров. Напротив, советские специалисты - ирригаторы могли спокойно продолжать работу, им гарантировалась неприкосновенность.

В Ферганской долине большевикам удалось достичь определенных успехов. В апреле 1922 г. мирный договор с Красной Армией заключил Джанибек-кази. Его подразделения были переименованы в «территориальный полк» и получили резиденцию в Нарын Тале. Бывший главнокомандующий войсками басмачей Мухиддинбек был оттеснен к Алайским горам, затем арестован красноармейцами и расстрелян 23 сентября в Андижане. Операциям борцов препятствовал также голод, разразившийся в долине.

Пятый период (сентябрь 1922 г.- июнь 1923 г.) вооруженной борьбы характеризуется усилением разногласий между повстанческими формированиями. Нехватка провианта привела к расколу самой мощной повстанческой группировки Исламкула. Несмотря на глубокий кризис, охвативший движение борцов за свободу, Красной Армии не удавалось установить свою власть в округах Намангана и Коканда.

Шестой период (июнь 1923 г. - декабрь 1923 г.) – поражение вооруженного движения против советской власти. В июне 1923 г. Красная Армия повела наступление на три главных центра повстанческого движения: Андижан, Наманган и Маргелан, которое завершилось победой Красной Армии. 17 августа 1923 г. после 67- дневной осады, города пали. Разрозненным группам борцов за независимость удалось скрыться в горах, многие были пленены красноармейцами.