Культура эпохи Амира Темура и Темуридов в XIV-XV вв.

Время правления Улугбека называют эпохой наивысшего расцвета культуры Мавераннахра. Города Самарканд и Герат становятся центрами развития духовной и культурной жизни в XIV – XV вв. При дворе Улугбека работали известные ученые и мыслители - Руми, Хорезми, Маъсуди, Биржонди.

В Мавераннахре XV в. возникает новое течение суфизма – «накшбандия». Основоположником дервишского ордена накшбандиев являлся бухарский служитель культа Бахауддин Накшбанди, современник Амира Темура. Цель жизни, по мнению суфиев, была в единении с богом, растворении в нем (тарикат). Дервиши призывали возвратиться к первоначальной чистоте ислама. Суфизм оказал огромное влияние на все области духовной жизни мусульманского Востока - философию, поэзию, этику и политику. В деятельности Улугбека реакционные силы увидели угрозу своим привилегиям и вдохновили на борьбу с ним орден накшбандиев.

Улугбек (Муххамад Тарагай) (22 марта 1394 г.-1449 г.). Созданная Улугбеком астрономическая академия в Самарканде принесла ему мировую славу. В обсерватории сотрудничали с Улугбеком Казы-заде Руми и Гиясуддин Джамшид (умер в 1429 г.), который еще в 1427 г. составил астрономические таблицы для Султана Искандера, а также молодой астроном Алауддин Али ибн Мухаммад, прозванный Али Кушчи, был личным другом и помощником Улугбека и настолько преуспел в астрономии, что его называли "Птолемеем своей эпохи". "Гурганские астрономические таблицы" – главный труд Улугбека (1437 г.), в которых описывается положение 1018 звезд, отличающееся высокой степенью точности. Улугбек приказал построить в разных городах страны три медресе в Самарканде, Бухаре и Гиждуване, создал прекрасную библиотеку. В ней хранилось 15000 томов книг, охватывающих почти все отрасли науки.

Научное и литературное наследие Улугбека невелико: его звездные таблицы "Зидж-и-Гургани", по математике - "Трактат по определению синуса первой степени", по астрономии - "Трактаты Улугбека", по истории -"История четырех улусов", по музыкальному искусству - "Трактат о музыкальной науке".

Алишер Навои (1441- 1501г.г.) - основоположник узбекской поэзии.

С 1469 г. жил при дворе темурида Султана Хусейна Байкары, назначившего его "хранителем печати", а позднее - первым везирем. С именем Навои неразрывно связано украшение Герата - строительство не только прекрасных дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев- изумительных памятников архитектуры, но и ряда общественнополезных сооружений: бань, больниц, хаузов, мостов, рабатов на дорогах и т.д. Он является автором около тридцати сборников стихов, поэм и научных трактатов. Всемирную известность приобрела его "Хамса" (Пятерица) - пять поэм: "Смятение праведных", "Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Семь планет", "Стена Искандера". Он блистательно доказал, что богатство, тонкость, изящество тюркского языка позволяют выражать на нем любые мысли.

В своих произведениях Навои философски рассуждает о важных проблемах современности, о путях их разрешения, ратует за мир и справедливость, воспевает честность, геройство, благородство, любовь и красоту, бичует несправедливость, тиранию, обман, ложь и лицемерие.

Сборники лирических стихов Навои "Чар диван" (Сборник диванов), "Хамсэ" (Пять поэм), "Мажбубал-Кулуб" (Возлюбленная сердец), "Мухакимат ал-Лугатайн" и другие литературные произведения являются бесценным вкладом в сокровищницу мировой культуры и замечательными памятниками истории узбекского народа.

Крупнейшим представителем персидско-таджикской литературы являлся Нуриддин Абдуррахман Джами (1414-1492 г.г). Перу Джами принадлежат около ста литературных произведений. В истории он остался как автор большого цикла поэм "Семь престолов" (Хафт авранг).

При Алишера Навои в Герате исключительного совершенства и расцвета достигло искусство украшения книг- каллиграфия и миниатюра. Гением живописи (миниатюры) был художник Камалиддин Бехзад (1455-1536 г.г.),которогоназывают Рафаэлем Востока. Он рисовал не только прекрасные портреты Алишера Навои, Султан Хусейна и Шейбани - хана, не только сцены приемов при дворах правителей, но и сцены из жизни трудового народа, миниатюры построек Самарканда и другие.

В Средней Азии в XV в. сложилась своеобразная историческая школа. Труды историков Хафизи, Абру, Абдуразака Самарканди, Мирхонда и Хондемира стали ценными историческими документами эпохи, в которых отразились грандиозные события, ставшие переломными в истории Средней Азии.