Развитие литературы, архитектуры и религии в IX-XV вв.

Особого расцвета достигла при Саманидах поэзия. Ярким представителем ее был Рудаки Абдулла Джафар ( конец IX в.- 941 г.). Рудаки был несравненным мастером касыды и автором нескольких поэм: "Камила и Димна", Синбад-наме, "Вращение солнца" и др. и был знаменит не только как поэт, но и как замечательный певец, исполнявший свои произведения под аккомпанемент руда - старинного инструмента. Рудаки приято считать основателем таджикской поэзии.

Среди замечательных поэтов, писавших на таджикском языке, был Дакики. Он начал новое поэтическое направление, опиравшееся, в основном, на народные предания, фольклор, оформленный народными сказителями в виде поэтического рассказа. Дакики, писавший в конце X в., начал работу над "Шахнаме", но умер, и дело Дакики завершил Фирдоуси, который включил в свою поэму "Шахнаме" 1008 двустиший Дакики.

Абдулькасим Фирдоуси (940-1030 г.г.) - автор поэмы "Шахнаме" (Книга о царях) - поэтически изложенной героизированной истории народов Ирана и Средней Азии. В конце жизни он написал поэму "Юсуф ва Зулайхо". При дворе Саманидов большое внимание уделялось истории и географии. Мадаини, Белазури, Табари, Ибн Мискавейх, Муххамад Наршахи ("История Бухары") и другие были популярными историками той эпохи.

Период правления Караханидов можно считать временем появления тюркского литературного языка. В 1074 г. появляется первый труд по истории, языку, литературе и культуре тюркских народов "Девону лугати тюрк" (Словарь тюркского языка) Махмуда Кашгари (жил и творил в XI веке). В XI в. появляется на тюркском языке поэма Юсуфа из Баласагуна (Юсуф Хос хожиб) "Кудатгу билиг" (Наука о том, как быть счастливым).

Имам Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухари (810-870 г.г.). Собрал 600 тысяч стихов (хадисов) из Корана, а 300 тысяч из них он знал наизусть. По знанию хадисов и их толкованию имаму Бухари не было равных в мире.

Имам Бухари оставил богатое наследие. Им написано 20 произведений. Наиболее ценным из них является "Ал - Жамиъ ас- сахийх" (Достоверный сборник), состоящий из 4 томов. По своей значимости в исламе эта священная книга стоит на втором месте после Корана.

Ярким представителем суфизма и тюркской поэзии является Ахмад Яссави(год рождения неизвестен, год смерти 1166/67 г.) - основоположник течения "яссавия", указывающего пути духовного совершенства верующим. Из движения "Яссавия" в Мавераннахре в XII в. появились два других направления. Первое - религиозный орден "накшбандиев" и второе - "бекташиев". Мировоззрение Ахмада Яссави изложено в его знаменитом, написанном в форме стихов труде "Девони хикмат" (Премудрость): суфий, который ищет мирских благ, не есть суфий; суфий тот, кто с молитвой и плачем переносит несчастье и горести.

Известный ученый, полководец, богослов, философ, поэт Нажмиддин Кубро (1145-1221 г.г.). Перу Нажмиддина Кубро принадлежат десять произведений. В своем известном труде "Рисолатут-турук" он раскрывает основы своего учения. Здесь взгляды Кубро тесно переплетаются с вопросами религии и мироздания. Убеждения человека, его вера в бога, человечность, воздержание, непричастность к неблаговидным делам служат главной идеей учения Кубро.В тяжелые годы для Родины Нажмиддин Кубро проявил себя как преданный ей сын и талантливый полководец. В одном из тяжких боев с монголами в 1221г. он геройски погибает в возрасте 76 лет. Жизнь и деятельность Нажмиддина Кубро достойна подражания и она надолго останется в благодарной памяти соотечественников.