Этнические процессы в Средней Азии на завершающих этапах формирования узбекского народа.

Формирование тюркоязычной народности, вместе с тем, не означало завершения процесса этногенеза узбеков. Племенные различия были еще очень яркими, новые пришельцы-тюрки резко отличались от тюркизированных по языку оседлых жителей и от тех тюркоязычных кочевников, которые переселились в Среднюю Азию еще в доарабское время, происходило становление староузбекского языка.

Могольское завовевание (XIII в.) вновь внесло большие изменения в этническую карту Средней Азии. Переселение большого количества монголов-кочевников явилось очень существенным фактором. В плане этнической истории очень важно, что эти монгольские племена - мангыт, джалаир, барлас и др., попав в Среднюю Азию, в непродолжительное время оказались тюркизированы по языку. То, что произошла именно тюркизация, а не, к примеру, таджикизация пришельцев, объясняется тем, что по своему образу жизни и монголы и тюрки были кочевниками, и естественно, что монголы ближе соприкасались с тюрками. Но сама интенсивность и быстрота процесса, несомненно, позволяет заключить об очень сильном тюркском окружении, в котором очутились пришельцы-монголы.

В XIV-XV в.в. продолжалась и массовая тюркизация оседлого сельского и городского населения, особенно в Хорезме, Семиречье, Ташкентском оазисе и Фергане. В источниках это оседлое население часто фигурирует под именем "сарты". В XVв. тюркоязычная народность, сложившаяся, как мы видели, в XI-XII в.в., стала именоваться "чагатайскими тюрками", по имени Чагатайского улуса, в котроый после монгольского завоевание входили основные области Средней Азии.

В XIV-XV в.в. существует и достигает высокого совершенства староузбекский язык, в том числе литературный. Основой литературного языка послужила живая тюркская речь населения Мавераннахра. В литературной речи была очень обильна иранская лексика и арабизмы (нередко 40-50% словарного состава), употреблялись конструкции, не свойственные тюркской речи. Многие поэты писали стихи по-тюркски и на фарси.

Значительным этническим компонентом в составе узбекского народа явились также тюркоязычные племена, переселившиеся в среднеазиатское Междуречье из Дашт-и-Кипчака во главе с Шейбани-ханом в самом начале XVI в. В их состав входили многочисленные племена, в том числе кушчи, буркут, найман, уйгур, карлаут, кият, конграт, гирайли, тангут, дурмен, ябагу, хитай (потомки древних киданей), чимбай, шункарли, шадбакли, ийджан, каучин, мангыт, джуртун, минг, маджар, салур, казан, ички, байри и др.

Переселившиеся в Мавераннахр в начале XVIв. тюркоязычные племена принесли с собой и название "узбек", которое с этого времени стало обретать в Мавераннахре этническое значение. Каковы же происхождение и сущность этнонима "узбек"? Термин "узбек", как собирательное имя для тюркоязычного кочевого населения Дашт-и-Кипчака, вернее его восточной части, появился в 80-х годах XIII- начале XIVв. и зафиксирован в арабоязычных и персоязычных источниках

Относительно происхождения и сущности термина "узбек" существуют различные мнения. Ряд исследователей (Н.А. Аристов, А.Ю., Якубовский, П.П. Иванов, М.А. Чапличка, Х. Хукэм) его происхождение как этнонима связывают с именем хана Золотой Орды Узбека (1312-1341 г.г.) Но есть и противники этой точки зрения (В.В. Григорьев, А.А. Семенов и др.). А.А. Семенов, например, считает, что термин "узбек" появился в Ок-орде и прилагался историками Ирана и Средней Азии XIV-XVв.в. ко всем тюрко-монгольским племенам Ок-орды, тогда как Узбек-хан был государем Кок-орды (т.е. Золотой Орды), и кочевники, впоследствии называемые узбеками, не находились под его властью. Однако эти аргументы страдают определенной неточностью, поскольку термин "узбек" в указанных источниках прилагался в равной степени и к кочевникам Золотой орды.

Отсюда можно сделать следующие выводы: термин "узбек" как собирательное имя для всего тюркоязычного населения Дашт-и-Кипчака, включая Ок-орду и Золотую орду, появился в последней четверти XIII в. (задолго до начала правления Узбек-хана), и все попытки связать его происхождение с ханом Узбеком безосновательны; часть тюркоязычных племен Дашт-и -Кипчака, переселившаяся в среднеазиатское Междуречье в самом начале XVI в., постепенно растворилась в местном тюркском населении и, составив одно из позднейших слагаемых в этногенезе узбекского народа, передала ему свое название (имя).

Относительно численности переселившихся в Мавераннахр XVI в. тюркоязычных племен также существуют разные мнения: одни ученые, основываясь на некоторых данных источников XVI в., считают, что число их было невелико (Ф.Г. Мукминова, Б.А. Ахмедов); другие, исходя из более поздних, этнографических, материалов, предполагают, что кочевые племена, пришедшие в Мавераннахр с Шейбани-ханом, были многочисленны (Б.Х. Карамышева).

Так или иначе, часть переселившихся на территорию среднеазиатского Междуречья даштикипчакских племен постепенно стала оседать; места оседания племен нередко приобретали те же племенные названия, например, Кунграт, Мангыт, Кипчак и др. Позднее стали расставаться с кочевыми традициями пришедшие в Среднюю Азию отдельные представители кочевой аристократии, постепенно укреплявшие свое экономическое положение и политическую роль. Однако многие родоплеменные группы узбеков даштикипчакского происхождения (сарай, найман, каучин, минг и др.), а по некоторым мнениям, даже основная масса прибывших с севера племен, продолжали еще долго (вплоть до конца XIX-начала XX в.в.) вести полуоседлое хозяйство, сохранили родоплеменную структуру и некоторые особенности быта.

Частичное проникновение из Дашт-и Купчака отдельных племенных групп в Мавераннахр наблюдалось и в дальнейшем.

Конечно, переселение новой большой массы тюкоязычных пелемен, принесших и имя народа, было важным событием, но принципиально новым, узловым моментом в истории узбекского народа оно не явилось. Дело в том, что пришедшие в Мавераннахр кочевники-узбеки были представлены по преимуществу теми же самыми племенами, что уже жили в Средней Азии (хитаи, найманы, уйгуры, кипчаки, карлуки и др.).

Таким образом, мы охарактеризовали третий, узловой, этап в процессе этногенеза узбекского народа на основе древнейших и более поздних этнический пластов, который охватывает период XIII-XVIв.в.

Дальнейшие этническое развитие узбекского народа (XVII-XIX в.в.) протекало по нескольким направлениям:

1. Происходило постепенное изживание трайбалистического (трайбализм- приверженность к культурно-бытовый, культовой и общественно-политической племенной обособленности) характера расселения и социальной структуры с формированием территориальных единиц и связей; развивались элементы этнической общности; усиливался процесс этнической интеграции и консолидации более поздних компонентов узбекского народа с его древними и раннесредневековыми этническими пластами, издавна жившими на территории Узбекистана. Однако вплоть до начало XXв. Этот процесс не более завершен.

2. Параллельно (часто под влиянием внутриполитических, социально-экономических и внешнеполитических факторов) наблюдались процессы этнической диференциации и даже дезинтеграции внутри узбекской народности, что проявлялось в миграции некоторых ее территориальных этнических групп, стремлении к консервации племенного этнического самосознания, сохранении этнической обособленности, межплеменных противоречиях и распрях.

3. Еще одним их важным направлением были и ассимиляционные процессы в этнически смешанных районах. Так, например, в широких масштабах происходила узбекизация некоторых групп таджиков, туркмен, каракалпаков, арабов- через различные формы двуязычия (от частичного до полного), и наоборот,- таджикизация некоторых узбекских племен.

Все эти сложные, не однородные и противоречивые тенденции, которые мы охарактеризовали, в целом приводили к нивелированию составных компонентов и консолидации (в этническом отношении) узбекского народа.

Итак, как вытекает из содержания лекции, в процессе этногенза узбекского народа можно условно выделить четыре этапа:

I этап - с древнейших времен (IV-III тыс. до н.э.) до II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры.

В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа (саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.).

II этап - со II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры до XIIIв.

На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа- тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствие получившая название узбеков.

III этап- с XIII по XVI в.в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт-и-Кипчака, передавшие ей свое имя.

IV этап- с XVII до середины XIXв., когда происходил процесс дальнейшей этнической консолидации узбекского народа, формирования общего этнического сознания, образования единой этнической общности.

 

ТЕМА 5. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ) В ЖИЗНИ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ. РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

План

1. Великие ученые и мыслители Средней Азии IX-XII вв. и их вклад в развитие мировой цивилизации.

2. Развитие литературы, архитектуры и религии в IX-XII вв.

3. Культура и наука эпохи А.Темура и Темуридов.