Кушанское царство как новый этап в развитии государственности Средней Азии.

Кушанское царство (I-IV в.в. н.э.) Кушанское царство получило название по имени одного из пяти родов тохаров, переселившихся в Бактрию после свержения власти греко-бактрийских правителей. Гуйшуанский князь соответствует кушанскому царю Куджуле Кадфизу монетных легенд. Он и считается основателем Кушанского царства.

Территориальные захваты. Куджула Кадфиз, которого чаще называют Кадфизом I, значительно расширил территорию Кушанского царства. Оно вышло за пределы Бактрии и стало охватывать многочисленные области и народы. При нем была подчинена власти Кушан почти вся территория Афганистана (Кабул) и северо-западная Индия и создано территориальное ядро Кушанского царства. Столица находилась, видимо, на месте городища Дальверзинтепа (в долине р. Сурхандарьи). Вима Кадфиз, или Кадфиз II, продолжил расширение границ Кушанского царства, присоединив к нему многие области Северной Индии. Кадфиз II провел реформу в монетной монете (двойные динары, динары, полудинары и четвертьдинары; вес динара около 8 г). Важные изменения Кадфиз II, видимо, внес и в область внутреннего устройства государства. По-видимому, отельными областями управляли сатрапы ("кшатрапа"), наделенные достаточно широкими полномочиями (вплоть до выпуска монет со своим именем). Надписи сохранили название и других чинов должностей иерархии, существовавшей в Кушанском царстве.

Самым известным из кушанских царей является Канишка I, с именем которого связывают наивысший расцвет государства Кушан. При нем произошли дальнейшее расширение и консолидация индийских владений: Пенджаб, Кашмир, Синд и Уттар-Прадеш были по его властью. Столица Кушанского царства была переведена из Бактрии в город Пурушапура (современный Пешавар).

Территория Кушанского государства при Канишке включала также почти весь Афганистан, многие области Средней Азии и Восточного Туркестана. Значительные сдвиги при Канишке происходят в сфере духовной культуры: 1) на фоне широкой веротерпимости выдвигается значение буддизма, к которому склоняется сам царь; 2) возрастает значение бактрийского языка, который, вероятно становится официальным (или одним из официальных).

Развиваются ремесла и торговля Кушанское государство достигает апогея своего могущества. Но вместе с тем начинает действовать центробежные силы: дает себя знать разнородность включенных в Кушанское государство территорий, сепаратизм отдельных правителей и наступательная политика образовавшегося в Иране на развалинах Парфянского государства Сасанидского царства (с 226 г. н.э.),

По-видимому, при кушанском царстве Васудеве начинается распад государства Кушан, а затем и его крушение под ударами эфталитов и Сасанидов (70-80-е г.г IVв.н.э.).

Экономика Средней Азии в Кушанский период. Основой экономики являлось орошаемое земледелие. Среднеазиатские земледельцы возделывали почти все культуры, известные и в средневековье: зерновые (пшеница, ячмень, рис), технические, садовые, кормовые и др. Характерно появление высокоурожайных и приспособленных к местным условиям сортов, их разнообразие.

Грандиозный размах приняло ирригационное строительство, в котором был достигнут большой прогресс. В кушанский период появились такие изобретения, как водяная мельница, чигирь (водоподъемный механизм), стали применяться удобрения.

В предгорных и степных районах развивалось отгонное скотоводство, связанное с полукочевым образом жизни части населения.

Ремесленное производство достигло высокого уровня и развивалось как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Возросла в кушанское время добыча полезных ископаемых. Из недр земли извлекались различные металлы (в больших масштабах, в частности, велась золотодобыча, среднеазиатские рудники были основными поставщиками золота кушанских монетных дворов), строительные материалы, полудрагоценные и драгоценные камни и т.д. Часть продукции горного и металлического ремесла шла на экспорт.

Для кушанской эпохи характерно наличие развитой монетной системы, разнообразных номиналов, обильного чекана. Все это свидетельствует о существовании в стране товарного производства и обращения. Наряду с внутренней большого развития достигает и внешняя торговля. Возможные направления торговых связей определялись составом стран, образовавших Кушанское царство: на востоке - с Китаем, на юге - с Индией, на западе - морским путем через Египет или по суше через Иран со странами Средиземноморья; есть данные что бактрийские купцы проникли в пределы Римской империи, а римские купцы приезжали в Среднюю Азию; на севере- через Хорезм и Приуралье - с Восточной Европой. Существовали связи Средней Азии с Кавказом и Причерноморьем.

Культура и религия.Широкое распространение получили различные системы письменности: арамейская (буквенная); кушано-бактрийский алфавит на основе арамейского письма (отличается сочетанием остроугольной, квадратной и округлой форм большинства букв); греческое письмо; индийские алфавиты брахми и карошти; хорезмийское и согдийское письмо на арамейской основе.Основная часть среднеазиатского населения по-прежнему придерживалась зороастризма, (Согд, Бактрия). Наряду с ним получили распространение и другие религии: буддизм, христианство, манихейство и др.

Кушанская эпоха - время апогея древнего искусства Средней Азии. Известно о развитии искусства монументальных форм (живопись, скульптура, рельефы), малой пластики (терракоты), прикладного искусства (ювелирное производство и др.). Именно в области искусства наиболее ярко проявился гений среднеазиатских мастеров; в то же время отчетливо прослеживаются связи с соседними странами. Искусство кушанского времени представляет собой удивительный сплав местных, среднеазиатских, а также индийских, иранских и эллинистическо-римских традиций и в свою очередь оставило глубокий след на художественной культуре Индии, Восточного Туркестана, Восточной Европы, Дальнего Востока.