Античный этап в развитии узбекской государственности. Государства Греко-Бактрия, Кангха, Паркан и Тохаристан.

Греко-Бактрийское царство. Около 250 г. до н.э. от Селевкидов отложился греческий наместник Бактрийской эпархии Диодот и на ее месте образовалось Греко-Бактрийское царство, просуществовавшее немногим более ста лет (250-140 или 130 г.г до н.э.). Оно включало в себя территорию Согда, Бактрии, Маргианы и, возможно, часть Паркана и Чача. Деметрий (199-167 гг. до н.э.) завоевал Арейю (область современного Герота), Арахосию (область современного Кандагара), Дрангиану (область у озера Хамун в восточном Иране), Паропамисады (южные склоны Гиндукуша, часть Афганистана), а также северо-западную Индию, включая Синд. Это было время наибольшего территориального расширения Греко-Бактриии.

С середины IIв. до н.э. начался упадок политического могущества Греко-Бактрии и ее распад. Раздробленное и ослабленное Греко-Бактрийское царство пало (между 140 г. и 130 г. до н.э.) под ударами среднеазиатских кочевых племен-юеджей, которые свергли греко-македонское господство.

Государственное управление. Бедность исторических источников не дает возможности охарактеризовать его подробно. При наиболее сильных правителях государство обладало некоторой степенью централизации, по-видимому, во многом копируя Селевкидское государство. Во главе Греко-Бактрии стоял царь. Иногда сын царя являлся соправителем. Государство было разделено на сатрапии. Большую роль играло войско. Царь, вероятно, имел личную гвардию.

Экономическая жизнь. Главные области Греко-Бактрийского царства (Согд, Бактрия, Маргиана) славились своим плодородием. Здесь развивалось орошаемое земледелие; выращивались пшеница, рис, люцерна, имелись сады и виноградники. Наряду с земледелием значительное распространение получило и скотоводство, в частности коневодство. В Бактрии и Согде в небольшом количестве добывалось золото. История сохранила за Бактрией славу "страны 1000 городов". Столица царства-Бактры (в 20 км от современного афганского города Мазари--Шерифа), считалась опорой греко-бактрийских царей, где они собирали силы для нападения на соседние страны, особенно Индию.

Бактрия лежала на скрещении торговых путей, которые шли отсюда в Иран, Индию и Китай. Наряду с этим развивалась и внутренняя торговля. К греко-бактрийскому периоду относятся первые шаги среднеазиатского денежного обращения.

Культура. Население Согда и Бактрии продолжало говорить на различных иранских наречиях, в то время очень близких друг к другу. Придворным языком был греческий. Существовал также язык, образовавшийся в результате смешения греческого и одного из местных (видимо, древнесогдийского).

Наряду с арамейским, видимо, широкое распространение получило и греческое письмо, употреблявшееся на монетах, а также применялось письмо карошти.

В придворном церемониале и в быту большую роль играла музыка. На территории Греко-Бактрии существовали различные религиозные верования и культы: ведущее место занимал зароастризм, который сочетался с местными культами (Анахит, Митры, и многих др.) и культами эллинских богов (Зевса, Афины, Посейдона и др.), а также элементами индийской ведической религии и, наконец, буддизмом. Таким образом, в религиозном отношении для Греко-Бактрии было характерно переплетение верований различных народов и племен.

Аналогичная ситуация была характерна и для греко-бактрийского искусства. Основа его была местная среднеазиатская, но на этой основе эллинистические элементы переплетались с эелементами индийского, иранского и даже китайского искусства. Смешение местной и греческой культур с элементами культуры смежных стран (гибридность) способствовало формированию и развитию нового направления в искусстве - восточного эллинизма.

Государство Кангха (Кангюй). Возникло в III в. до н.э. Основателями его были кочевые сакские племена. Основные города и земли государства Кангха располагались вдоль берегов Сырдарьи. Остатки городища Канка в Аккурганском районе Ташкентского оазиса, как удалось установить археологами, являются бывший столицей саков - Кандгиз, которая была основана в III в. до н.э. (китайские источники называют этот город Битянь).

Кангха занимала территорию современного Ташкентского оазиса, Чимкентской области и земли по течению Сырдарьи. Политическое главенство в государстве принадлежало кочевникам. Правители Кангхи, по сообщениям китайских источников назывались "Чао-ву". (Вероятно, "джабгу" так звучит в китайской передаче).

Кангха в конце II в. до н.э. становится наиболее могущественным государственным объединением племен. В период максимального расцвета, в I в. до н.э., оно имело 120 тыс. войска. Располагая сильной армией, Кангюй проводил самостоятельную внешнюю политику и оказывал помощь своим соседям в их борьбе с иноземными захватчиками.

Ко II-I в.в до н.э. относятся попытки государства Кангюй наладить чеканку собственной монеты и денежное обращение. Одним из центров Кангюя был Ташкентский оазис, где сложилась оседлая земледельческая и торгово-ремесленная культура государства. Здесь имелось большое количество старых и новых городов, в которых развивались ремесла (гончарное, ювелирное, прядительное, ткацкое, косторезное, деревообрабатывающее и др. , шла оживленная торговля, тем более что по территории Кангхи проходила северная часть Великого шелкового пути.

Основой экономики оазиса было земледелие, основанное на искусственном орошении. Здесь добывались медь, серебро, железная руда, золото и др. металлы, что способствовало развитию металлургического производства и превращению Ташкентского оазиса в кузницу Средней Азии того периода.Кочевое население государства занимало скотоводством.

Культура Кангюйского государства, названная археологами каунчинско-джунской, посвоему происхождению, безусловно, местная. Среди религиозных верований кангюйцев следует отметить: зороастризм, культ Анахит, культ Митры, культ Сиявуша. Быт и нравы населения Кангюя, как сообщают письменные источники, были тождественны обычаям массагетов и аланов.

О дальнейших политических судьбах государства Кангха известно очень мало. Еще в 270г. н.э. оно направляло посольства за пределы Средней Азии. Позже его могущество окончательно падает, и оно входит в состав Эфталитского государства.

Государство (Паркан Давань). Точная дата образования и прекращения существования этого государства неизвестна: предположительно, III в. до н.э.- IIв. н.э.. Оно занимало территорию древней Ферганы.

По китайским сведениям, полученным в конце II в. до н.э., население Ферганы составляло 300 тыс. человек, а войско - 60тыс. человек, вооруженных луками и копьями и искусных в стрельбе с коня. В Давани имелось много городов и крупных поселений (источники называют цифру 70). Главным городам был Эриш (Эрши). Есть основания полагать, что каждый город имел своего князя, который правил самостоятельно.

Давань описывается как страна высокоразвитого сельского хозяйства. Оседлое земледельческое население занималось разведением различных культур - ячменя, риса, люцерны, винограда,-умело сохранять вино в больших глиняных хумах на протяжении многих лет. Китайский посол и путешественник Чжан Цзян, побывавший в Фергане, ознакомил Китай с культурой люцерны и винограда, китайские историки связывают с именем Чжан Цзяня также появление в Китае культуры граната, огурца, грецкого ореха, инжира и пр.

Кочевое население степных районов Ферганы занималось скотоводством, , прежде всего коневодством. Здесь разводили особую породу лошадей- аргамаков. Население Ферганы занималось также многими ремеслами, развивалась торговля, чему в немалой степени способствовало отличное состояние дорог. Только что установившийся "шелковый путь" должен был проходить через Фергану и торговля с Китаем сулила большие прибыли.

В 104-101г.г до н.э. китайские войска дважды вторгались в Фергану. Первый поход закончился их разгромом, им не удалось сломить сопротивление укрепленных поселений. Выступив во второй поход с силами 60 тыс. человек, китайцы в 101 г. до н.э. осадили город Эрши. Осада продолжалась 40 дней, от города отвели воду, стены были разрушены, но жители, проявляя отчаянную храбрость, не сдавались. Угроза призвать на помощь кангюйские войска и обещания предоставить выкуп в виде "небесных" и других коней заставили китайцев прекратить войну. Получив выкуп (несколько десятков аргамаков и 3 тыс. других лошадей), китайцы, так и не сумев вступить в город, повернули обратно.

Дальнейшая история государства Давань неизвестна. Полагают, что во IIв. Н.э. оно было завоевано кочевниками.

Государство Тохаристан (Дахя): II-I вв. до н.э.; занимало территорию южного Узбекистана, значительную часть современного Таджикистана, а также северные районы Афганистана. Оно было создано, по свидетельству китайских источников, юечжами, разгромившими между 140 и 133 г.г до н.э. Греко-Бактрийское царство, которых отождествляют с тохарами античных авторов. В связи с этими государство несколько позже стало называться Тохаристаном.

О занятиях и обычаях населения китайские источники сообщают следующее: "В Дахя (т.е. на территории Бактрии) ведут оседлую жизнь, имеют города и дома, в обычаях сходствуют с даваньцами; войска их слабы, робки в сражениях. Жители искусны в торговле. Народонаселение в Дахя доходит до одного миллиона. Столица назваться Ланьши. В этом городе есть базар с различными товарами".

Если у тохаров и существовало единое государство, то только в первое время после завоевания Греко-Бактрии. В дальнейшем Тохаристан распадается на несколько небольших царств. По китайским сведениям, каждый город имел своего князя и всего насчитывалось пять княжеских домов. Важнейшим из тохарских княжеств было княжество кушанов, на основе которого в дальнейшем возникла могущественная Кушанская империя.

Кочевые владетели Бактрии, не имевшие собственных традиций и опыта монетной чеканки, наладили выпуск монет по образцу тех, что уже находились в обращении на этой территории (греко-бактрийских правителей Евкратида, Гелиокла) с неизбежными искажениями изображений и надписей.