Первобытнообщинный строй на территории Средней Азии, его исторические периоды и их характеристика.

История первобытного человеческого общества делится на три основных эпохи: каменный век, бронзовый и железный. Каменный век, в свою очередь, прошел три основных этапа в своем развитии:

1) Древнекаменный, или палеолит, который делится на три периода- раннего (ашелль), среднего (мустье) и позднего (ориньяк, солютре, мадлен) палеолита: 2) среднекаменный век, или мезолит; 3) новокаменный век (неолит и энеолит).

ПАЛЕОЛИТ был самым продолжительным периодом в истории человечества. Следует охарактеризовать его основные этапы.

Ранний палеолит (700/500-100 тыс. лет до н.э.). Период становления человека и человеческого общества, а также появления первых орудий труда. Древнейшие люди жили первобытными стадами, ограничиваясь собирательством и охотой. Использовали примитивные орудия, при изготовлении которых начался процесс труда. В Средней Азии были распространены главным образом чопперы. Физический тип человека раннего палеолита представлен архонтропом (человек древний), разновидностями которого являются питекантроп и синантроп.

Стоянки древнейших людей: СЕЛЕНГУР в долине Ферганы (700-500 тыс. лет до н.э.), а также стоянка КУЛЬБУЛАК в Ташкентском оазисе близ г. Ангрен (700-500 тыс. лет до н.э).

Средний палеолит (мустье) (100-40 тыс. лет до н.э.).В эпоху мустье древние люди стали использовать для жилья гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших достижений было изобретение различных способов добывания огня. Появляются новые разнообразные орудия труда, благодаря совершенствованию техники обработки камня произошел переход от макролитов к микролитам.

В эпоху мустье возникают зачатки религиозных воззрений, первобытное изобразительное искусство (наскальные рисунки), люди начинают делать предметы украшения.

Изменился и физический тип строения человека: на смену питекантропу и синантропу приходит неандерталец.

Верхний палеолит (поздний палеолит) (40-12 тыс. лет до н.э.). Наряду с техникой скола возникает техника отжимной ретуши при обработке камня, появляется сверление, преимущественно кости, иногда- камня. Особенностями верхнего палеолита стало возникновение рыболовства, собирательство дикорастущих растений, сооружение долговременных зимних жилищ (землянок, полуземлянок, наземного типа), свидетельствующее о начавшемся переходе людей к оседлости.

В верхнем палеолите происходит формирование современного типа человека - кроманьонца. Возникают человеческие расы и различные антропологические типы, приближающиеся к современным трем расам- европеоидной, монголоидной и негроидной.

И, наконец, в эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось материнской родовой общиной. Этап в истории человечества, когда родовые общины объединились вокруг женщины- матери, назывался матриархатом.

МЕЗОЛИТ (от 12 до 7 тыс. лет до н.э.). Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда- топор, лук и стрелы. Возникла новая техника - шлифование, сначала кости, а в конце периода- камня. В эпоху мезолита человек начинает приручать животных, возникают новые отрасли хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство.С отступлением ледника большие просторы Узбекистана становятся пригодными для жизни человека - происходит расселение плмен, в междуречье Амударьи и Сырдарьи.

На территории Узбекистана обнаружено более 100 стоянок, относящихся к мезолитическому периоду.

НЕОЛИТ (от 6 до 4 тыс. лет до н.э.). Эпоха неолита стала переходным периодом от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему - земледелию и скотоводству. Особенностями неолитического периода стало: появление земледелия, применение ранее неизвестных приемов обработки камня полирование, пиление и др. Человек научился делать лодку, что способствовало развитию судоходства. В эпоху неолита племена переходят к оседлому образу жизни, что послужило развитию ремесел: гончарного производства, ткачества.

ЭНЕОЛИТ (медно-каменный век) (от 4 до 3 тыс. лет до н.э.). В конце неолитического периода на территории Узбекистана начинается применение меди. Однако камень продолжал оставаться основным сырьем для изготовления орудий труда, так как медь не обладала необходимой твердостью.

Вместе с тем эпоха энеолита имела свои отличительные черты: человек овладел плавкой и горячей обработкой меди; земледелие возникает в предгорных местностях, население занимается разведением домашних крупных животных.

ЭПОХА БРОНЗЫ (от 3 до 1 тыс. лет до н.э.). Великим хозяйственно- культурным открытием стало получение бронзы (сплава меди с оловом, свинцом или цинком), которая вытеснила камень как основное сырье для изготовления орудий труда и стала новым этапом в развитии человечества, способствовала его дальнейшему прогрессу, обусловила огромные технические и культурные достижения. Интенсивное развитие получает мотыжное земледелие. В конце эпохи бронзы появляется ирригация- первые искусственные оросительные каналы. Дальнейшее развитие получает оседлое скотоводство и начинается его отделение от земледелия. Человек приручает лошадь. В целом скотоводство и земледелие становятся основой хозяйственной жизни общества, а охота и собирательство утрачивают свою прежнюю роль в экономике. Развитие земледелия и скотоводства способствовало созданию прибавочного продукта, взаимообмену между родами и племенами и установлению между ними торгово- экономических, культурных, этнических отношений, возникают торговые пути - Лазуритовый, Великий шелковый путь.

Крупными открытиями эпохи бронзы стали развитие ювелирного искусства, применение кирпича в строительстве, использование гончарного круга в производстве керамики.

Начинается переход от матриархата к патриархату. Парная семья становится моногамной, усиливается отцовское право в семье. Образование военно-племенных союзов.

ЭПОХА ЖЕЛЕЗА (от второй половины I тыс. до н.э.- до I в. н.э).На базе широкого применения железа получило дальнейшее развитие металлургическое производство, появились многие технические изобретения- кузнечный мех, ручная мельница, ткацкий станок. Возникли зачатки архитектуры: лепная керамика с расписанным узором, алебастровая штукатурка.Применение железа полностью отделило земледелие и скотоводство, способствовало разрушению первобытнообщинного строя, ускорению процесса разложения первобытного общества: оно укрепило частную собственность, создало основу для образования класса знати, сыграло важную роль в возникновении классового общества.

В эпоху железа появляется один из признаков города - рынок, возникает интенсивный товарообмен, в результате чего происходит ускорение накопления богатства в руках отдельных лиц, классового расслоения общества. Все это приводит к образованию государств на территории нашего региона, изучению которых будет посвящена специальная лекция.

3. Возникновение зороастризма "Авеста"- важный источник изучения истории народов Средней Азии.

Название религии пошло от имени пророка Заратуштры (в греческом произношении- Зороастр). Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. В его проповедях закладывались основы новой благородной религии. В чем они заключаются? В начальной форме зороастризм выражался в вере в верховного бога - Ахурамазду. Одновременно с его возвышением получило распространение положение, согласно которому все в мире - боги, явления природы и общественной жизни, животные и т.д. относятся к доброму или злому началам- к Добру и Злу. Правде и Лжи. Между ними идет вечная борьба, которая и составляет содержание мирового процесса. В результате этой борьбы Ахумазда должен победить и тогда воскреснут мертвые, все нечистое исчезнет и наступит время счастливой жизни для всего доброго на земле. Роль человека в религиозной системе зороастризма определяется концепцией свободного выбора. Человек выбирает между добром и злом, и его действия имеют определяющее значение в ходе мировой борьбы доброго и злого начал.

Путь добра указывается истинной верой, принесенной на землю Заратуштрой. И коллективные усилия его приверженцев должны привести к конечной победе добра. Основным долгом человека по содействию доброму началу в борьбе со злом считалось прежде всего не исполнение молитв, которым зороастризм, особенно на ранних этапах развития, не придавал решающего значения, а справедливый образ жизни: "добрая мысль", "доброе слово", "доброе дело - вот, чем человек борется со злом. Как одно из главных средств в борьбе с силами зла рассматривалось увеличение материальных благ, т.е. занятие скотоводством и земледелием, что расценивалось как подвиг благочестия.

Какова же теологическая сторона зороастризма, особенности пантеона и обрядов? Среди основных черт религиозной системы зороастризма, характерных для различных этапов его развития, можно отметить следующие:

1) определенная монотеистичекая тенденция, выраженная в вере в верховного благого бога Ахура-Мазду /ахур- господин, мазда- добро/;

2) дуализм морально-этического характера, состоящий в противопоставлении двух вечных абстрактных начал Добра и Зла или Правды и Лжи; во главе сил Добра стоит благой бог Ахура-Мазда, во главе сил Зла - злой враждебный дух Анхра-Манью (в авестийском написании Анго - Манью, позднее - Ахриман); борьба этих двух сил составляет, как уже говорилось, содержание мирового процесса.

Наиболее чтимыми богами авестийского пантеона были бог солнца и света Митра, а также богиня плодородия и вод Ардвисура Анахита. Из обрядов зороастризма наиболее специфическим является погребальный обряд.

Состав "Авесты" . По свидетельству Беруни, канонизированная "Авеста" состояла из 21 книги , каждая из которых называлась "наск"(из них в результате преследований зороастрийцев и распространения ислама сохранились только 5):

1) "Ясна" ("жертва", "моление") - свод текстов, сопровождающих основные обрядовые церемонии;

2) "Яшты "почитание", "восхваление" - гимны божествам зороастрийского пантеона

3) "Видевдат"- "закон против девов (демонов)", предписания о поддержании ритуальной чистоты (содержит также ряд религиозно-юридических положений, фрагменты древних мифов, эпоса и пр.);

4) "Виспрат - "все владыки", собрание молитв и литургических текстов;

5) обобщающая книга - "Малая Авеста".

Из 72 глав "Ясны" 17 составляют "Гаты" ("Песни") пророка Заратуштры. Он является известным поэтом, и проповеди его излагаются в стихотворной форме ("гат"- ритм, рифма). "Гаты"- наиболее древняя, архаичная часть книги по сравнению с остальной, так называемой "Младшей Авестой".

Хронология проблемы. Особенность "Авесты" состоит в том, что она включает в себя много исторических пластов, хронологически относящихся к различным эпохам. Большинство ученых полагают, что деятельность Заратуштры и создание "Гат" относятся к VII-VI вв. до н.э. (Однако, по некоторым сведениям, существует легендарная дата- за 6 тыс. лет до н.эры Александра Македонского жил пророк Заратуштра, в 33 года начавший свою проповедническую деятельность, получив весть об Ахура- Мазде). Поэтому древнейшие мифологические пласты "Авесты" связываются с эпохой мироздания, содержат мифы о сотворении человека. Их тексты построены в форме диалогов между Заратуштрой и Ахура- Маздой.

Первые записи авестийских текстов, согласно Беруни, были сделаны в эпоху Александра Македонского золотыми буквами на шкурах 12 тысяч оленей или коров. Согласно имению многих ведущих специалистов, первые записи авестийских текстов были произведены еще в эпоху Ахеменидов арамейским безгласным шрифтом в период VI-V вв. до н.э., а полный свод "Авесты" появился гораздо позднее - во второй половине парфянского периода и определенно к началу правления Сасанидов (IIIв.). На протяжении многих веков своего существования свод "Авесты" неоднократно подвергался кодификации. Последняя редакция "Авесты" относится к правлению Сасанида Хосрова I Ануширвана Справедливого (VI в.).

Язык Авесты.Позже "Авеста" была записана специально созданным для этой цели алфавитом, который был выработан на основе развитого пехлевийского курсива (т.е. шрифта среднеперсидских зороастрийских книг), представляющего собой развитие одного из видов письма, которые возникли на базе арамейской письменности. Но авестийский алфавит имеет значительно большее (более чем в 2 раза) число букв, в том числе 14 - для обозначения гласных.

Существует также точка зрения, что уже первые записи "Авесты" были сделаны специальным древним священным языком религиозных обрядов и ритуалов, который не употреблялся в качестве разговорного. В этом смысле "Авеста" - это языковый реликт. И язык этот условно называют авестийским.

Место появления "Авесты". Ни по одному научному вопросу не было высказано такое количество самых разноречивых гипотез, как по вопросу о родине учения зороастризма. В частности, существует "западная теория", сторонники которой считают, что распространение зороастризма началось из Мидии, и "восточная теория", согласно которой колыбелью зороастризма являются области Средней Азии - Согд, Бактрия, Хорезм или Фергана. Наибольшее число приверженцев в научной литературе имеет теория, связывающая первые шаги Заратуштры с Хорезмом, поскольку историческая традиция говорит о Хорезме, как о стране, где впервые был зажжен священный огонь зороастризма .

"Авеста", несмотря на религиозно-мифологический характер, может служить ценными источником сведений о социальной и культурной жизни народов Средней Азии. Анализируя авестийское общество, исследователи отмечали, что оно было четырехступенчатым. Семья называлась нмана. В состав семьи входили и неполноправные члены - вира, вайса и париайтар. Вира обычно обозначает "мужчину", "воина", но может пониматься и в значении "раб". Род ("вис") состоял из нескольких агнатических групп, глава рода назывался "виспати". Многие важнейшие вопросы решались родовым советом, в состав которого входили главы агнатических групп. Совет решал вопросы внутренней жизни, как производственные, так и общественные, в том числе связанные с отправлением культа и правосудия, а также вопросы взаимоотношений с другими родовыми коллективами.

Наряду с рядовыми общинниками уже имелись "благородные", "знатные". Один из терминов для обозначения "благородных", "знатных" - "азата" ("благороднорожденный"). Другой термин для обозначения "знатного" в "Авесте" - это "асна".

Племя - занту играло, по-видимому, значительно меньшую роль. Вместе с тем некоторые тексты повествуют о советах "лучших людей". Термин для обозначения таких советов - "ханчамана".

"Область" и "страна", состоящая из нескольких областей, носит в "Авесте" название "дахью". Воглаве "дахью" стоял "дахьюпати". Из других лиц, обладающих властью, следует упомянуть "састар" ("правитель", "повелитель"), который, вероятно, осуществлял власть над каким-то районом из укрепленного пункта.

Судя по текстам "Авесты", общество того времени характеризовалось далеко зашедшей социальной и имущественной диференциацией. В "Авесте" имеется перечень "социально- профессиональных групп": жрец, воин - колесничий, крестьянин - скотовод и (один раз) ремесленник.