Воображение и творчество
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.
Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: "Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров". Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:
- Подготовка (зарождение идеи).
- Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
- Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
- Проверка.
Другой ученый - Г.С. Альтшуллер - разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.
По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая "трудную" задачу в "легкую".
Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.
Контрольные вопросы
- Дайте характеристику воображения как психического процесса.
- Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
- Каковы физиологические механизмы воображения?
- Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.
- Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
- Расскажите об основных этапах формирования воображаемых образов.
- Какие механизмы формирования воображаемых образов вы знаете?
- Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
- Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
- Раскройте роль воображения в решении творческих задач.
Рекомендуемая литература
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.
- Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ, под ред. А.Р. Лурия. - М.: Мир, 1974.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983.
- Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987.
- Никифоров О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
- Страхов И.В. Психология творчества: Лекция для студентов пед. ин-тов. - Саратов, 1968.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.
Глава 12. Мышление
Краткое содержание
Природа и основные виды мышления.Основные характеристики мышления. Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Взаимосвязь мышления и речи. Процесс выражения мысли словами по Л.С. Выготскому. Физиологические основы мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления - понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.
Основные формы мышления.Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Умозаключение как высшая форма мышления.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.Понятие об интеллекте. Интеллект и поведение человека. Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихологии. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта. Проблема мышления в работах отечественных ученых А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и др. Экспериментальные исследования А. Бине и Т. Симона. Тест Стенфорд-Бине. Тест Векслера. Критериально-ориентировочные тесты. Тесты достижений. Экспериментальная концепция Дж. Гилфорда.
Основные виды умственных операций.Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Умозаключение но аналогии. Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Ошибки умозаключения.
Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.Условия творческого мышления. Предположение. Практическое мышление. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда. Критическое и творческое мышление.
Развитие мышления.Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория развития и формирования умственных операций П.Я. Гальперина. Исследования проблемы формирования понятий, проведенные Л.С. Выготским и Л. С. Сахаровым. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития Клара и Уоллеса.