Арочные мосты
Металлические арочные мосты в зависимости от статической схемы арок могут быть бесшарнирными, двухшарнирными и трехшарнирными. Наиболее часто в городских арочных мостах применяют двухшарнирные металлические арки (рис.28, а), имеющие достаточную жесткость, мало реагирующие на колебания температуры и удобные в сборке.
Металлические арочные мосты чаще всего устраивают с ездой поверху (рис.28, а и б). Если по местным условиям не удается расположить арку под проезжей частью, то устраивают арочные мосты с пониженной ездой (рис.28, в) или реже – с ездой понизу (рис.28, г).
Рис.28.Основные системы металлических арочных мостов
Арочные мосты с ездой понизу часто устраивают с затяжкой (рис.28, г). В этом случае пролетное строение по реакциям, передаваемым опорам, ничем не отличается от простых балочных систем.
Арки металлических мостов по своей конструкции могут быть со сплошной стенкой или сквозные, в виде решетчатых арочных ферм.
Арки со сплошной стенкой (рис.28, а, б, г), простые по конструкции и удобные для сборки, очень часто применяют в городских мостах. Арки со сплошной стенкой в архитектурном отношении дают хороший силуэт моста. Последние годы в городских мостах вместо простых арочных систем стали находить применение комбинированные системы в виде балки, усиленной гибкой аркой (рис.27, г).
Сквозные арочные фермы (рис.28, в) сложнее по конструкции, чем арки сплошного сечения, и применяются преимущественно при больших пролетах и тяжелой временной нагрузке (например, при пропуске железнодорожных поездов).
В городских арочных мостах с ездой поверху чаще всего применяют подъем 1/7…1/8 пролета. Высота сплошных арок в замке обычно составляет 1/50…1/70 пролета.
Очертание оси арок должно приближаться к кривой давления от расчетных нагрузок. Так как в городских мостах постоянная нагрузка составляет большую долю от полной расчетной нагрузки, то очертание оси их арок часто делают параболическими.
Сечение арок при пролетах до 40…50 м делают двутавровым; при пролетах более 60…70 м аркам придают двухстенчатое сечение коробчатого типа или сечение из спаренных двутавров.