Горизонтальная нагрузка
Ветровая нагрузка. Давление ветра на мостовые сооружения принимают нормальным к его поверхности. Для городских мостов, расположенных в любом пункте на территории Украины, за исключением перечисленных ниже районов, при высоте сооружения не более 16 м ветровое давление принимают равным 56 кг на 1 м2 поверхности, подверженной действию ветра.
Если пролетные строения расположены на высоте более 16 м, та давление ветра определяют по формуле:
,
где: Н - высота от уровня грунта или межени до низа пролетного строения, м;
h - высота пролетного строения, м.
Для прибрежной полосы Черного моря длиной 100 км с центром в Новороссийске расчетное давление ветра принимают в 2,5 раза больше приведенных выше величин. Для побережий морей (за исключением Финcкого залива и Азовского моря) и низовий больших впадающих в них рек давление ветра увеличивают в 1,75 раза.
Давление ветра вдоль моста принимают для пролетных строений со сквозными фермами равным 0,4 от давления ветра поперек моста; для опор - по расчетной площади опоры с коэффициентом 0,7. Давление продольно направленного ветра на пролетные строения со сплошными фермами не учитывают.
Для типовых проектов городских мостов давление ветра принимают равным 86 кг/м2.
Давление ветра учитывают только на конструкцию; давление ветра на подвижную нагрузку учитывают только в наплавных мостах.
Тормозная сила. Горизонтальная сила, возникающая при торможении подвижной нагрузки на мосту, действует вдоль его оси и для одной полосы движения принимается, в зависимости от расчетной длины загружения, согласно таблицы.
Таблица
Тормозная сила от грузовиков
Расчетная длина загружения | Величина тормозной силы |
1 – 15 16 – 40 41 – 110 111 и более | 0,5 Р 1,0 Р 1,5 Р 2,0 Р |
Примечание: Р – полный вес нормального грузовика в колонне.
За расчетную длину принимают длину участка, с которого передается сумма тормозных сил колес автомашин.
Для трамваев тормозную силу принимают равной 15% от веса двух моторных вагонов, если в пределах загружаемой длины помещаются два сцепа или более; в противном случае за тормозную силу принимают 15% от веса одного моторного вагона.
Тормозную силу считают приложенной к уровню поверхности ездового полотна.
Поперечные горизонтальные воздействия подвижной нагрузки. Поперечные горизонтальные воздействия подвижной нагрузки возникают, главным образом, при отклонениях в движении нагрузки от прямолинейного направления в плане.
Для городских мостов эти воздействия принято учитывать в виде горизонтальной поперечной нагрузки 200 кг/ пог. м, действующей на уровне проезжей части.
Если мост располагается в плане на кривой, то при движении по нему подвижной нагрузки появляется горизонтальное поперечное воздействие в виде центробежных сил.
Центробежные силы в городских мостах учитывают при радиусе горизонтальной кривой менее 200 м, принимая ее величину равной 10% от вертикальной подвижной нагрузки и прикладывая ее в уровне поверхности ездового полотна.
Давление льда. При подвижке льда по реке или во время ледохода на опоры и ледорезы мостов действует нагрузка от давления льда. Вследствие большой неопределенности величины давлений и ударов льда этот вид нагрузки не может быть установлен с достаточной точностью и принимается весьма приближенно.
По действующим техническим условиям для городских мостов горизонтальное давление льда (т) на опору принимают: для горизонтов первой его подвижки - равным 75 kb и для горизонтов наивысшего ледохода — 50 kb, где к — толщина льда в м и b - ширина опоры в м.
Давление льда считают приложенным на 0,4 м ниже соответствующего горизонта воды.
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ МОСТЫ