Горизонтальная нагрузка

Ветровая нагрузка. Давление ветра на мостовые сооружения принимают нормальным к его поверхности. Для городских мостов, рас­положенных в любом пункте на территории Украины, за исключением перечисленных ниже районов, при высоте сооружения не более 16 м ветровое давление принимают равным 56 кг на 1 м2 поверхности, под­верженной действию ветра.

Если пролетные строения расположены на высоте более 16 м, та давление ветра определяют по формуле:

,

где: Н - высота от уровня грунта или межени до низа пролетного строения, м;

h - высота пролетного строения, м.

Для прибрежной полосы Черного моря длиной 100 км с центром в Новороссийске расчетное давление ветра принимают в 2,5 раза боль­ше приведенных выше величин. Для побережий морей (за исключени­ем Финcкого залива и Азовского моря) и низовий больших впадающих в них рек давление ветра увеличивают в 1,75 раза.

Давление ветра вдоль моста принимают для пролетных строений со сквозными фермами равным 0,4 от давления ветра поперек моста; для опор - по расчетной площади опоры с коэффициентом 0,7. Давление продольно направленного ветра на пролетные строения со сплош­ными фермами не учитывают.

Для типовых проектов городских мостов давление ветра принимают равным 86 кг/м2.

Давление ветра учитывают только на конструкцию; давление ветра на подвижную нагрузку учитывают только в наплавных мостах.

Тормозная сила. Горизонтальная сила, возникающая при торможении подвижной нагрузки на мосту, действует вдоль его оси и для одной полосы движения принимается, в зависимости от расчетной длины загружения, согласно таблицы.

Таблица

Тормозная сила от грузовиков

Расчетная длина загружения Величина тормозной силы
1 – 15 16 – 40 41 – 110 111 и более 0,5 Р 1,0 Р 1,5 Р 2,0 Р

Примечание: Р – полный вес нормального грузовика в колонне.

За расчетную длину принимают длину участка, с которого пере­дается сумма тормозных сил колес автомашин.

Для трамваев тормозную силу принимают равной 15% от веса двух моторных вагонов, если в пределах загружаемой длины помещаются два сцепа или более; в противном случае за тормозную силу прини­мают 15% от веса одного моторного вагона.

Тормозную силу считают приложенной к уровню поверхности ездо­вого полотна.

Поперечные горизонтальные воздействия подвижной нагрузки. Поперечные горизонтальные воздействия под­вижной нагрузки возникают, главным образом, при отклонениях в дви­жении нагрузки от прямолинейного направления в плане.

Для городских мостов эти воздействия принято учитывать в виде горизонтальной поперечной нагрузки 200 кг/ пог. м, действующей на уровне проезжей части.

Если мост располагается в плане на кривой, то при движении по нему подвижной нагрузки появляется горизонтальное поперечное воз­действие в виде центробежных сил.

Центробежные силы в городских мостах учитывают при радиусе горизонтальной кривой менее 200 м, принимая ее величину равной 10% от вертикальной подвижной нагрузки и прикладывая ее в уровне по­верхности ездового полотна.

Давление льда. При подвижке льда по реке или во время ле­дохода на опоры и ледорезы мостов действует нагрузка от давления льда. Вследствие большой неопределенности величины давлений и уда­ров льда этот вид нагрузки не может быть установлен с достаточной точностью и принимается весьма приближенно.

По действующим техническим условиям для городских мостов го­ризонтальное давление льда (т) на опору принимают: для горизонтов первой его подвижки - равным 75 kb и для горизонтов наивысшего ледохода — 50 kb, где к — толщина льда в м и b - ширина опоры в м.

Давление льда считают приложенным на 0,4 м ниже соответству­ющего горизонта воды.

 

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ МОСТЫ