Системы видеоконференцсвязи
Видеоконференцсвязь (ВКС) представляет собой телекоммуникационную технологию интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между абонентами возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном масштабе времени с учётом передачи управляющих данных.
Комплексы видеоконференцсвязи включают в себя оборудование записи звука (микрофоны) и видеоизображения (видеокамеры), а также оборудование передачи, приема и обработки этих сигналов. После приема видеосигнал должен быть воспроизведен на видеомониторах, а звуковой сигнал на громкоговорителях. Оборудование видеоконференцсвязи может осуществлять передачу данных и обеспечивать возможность удаленного управления ими.
Под видеоконференцией обычно понимают процесс, обеспечивающий одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники.
Как правило, в комплекс устройств для видеоконференцсвязи входит:
- центральное устройство - кодек с видеокамерой и микрофоном, обеспечивающего кодирование и декодирование звуковой и видеоинформации, прием и отображение данных (контента);
- устройство отображения информации и воспроизведения звука.
В качестве кодека может использоваться персональный компьютер с программным обеспечением для видеоконференций.
Обмен данными между различным программным обеспечением для видеоконференций осуществляют применением протоколов (наборов соглашений).
Протоколы задают способы передачи данных и обработки ошибок в сети, а также позволяют разрабатывать стандарты, не привязанные к конкретной аппаратной платформе.
Для подключения транспортной сети передачи данных используются сетевые протоколы IP или ISDN[4].
Профессиональное оборудование для организации сложных систем видеоконференцсвязи представляет из себя набор разнообразных устройств, каждый из которых выполняет определенную из вышеперечисленных функций. То есть система видеоконференцсвязи с нужными функциями собирается из отдельных устройств, а для ее расширения используются дополнительные микрофоны, видеокамеры и другие устройства. Если сеанс видеоконференцсвязи устанавливается одновременно с несколькими абонентами, то для качественного отображения информации используются видеостены (рис. 2.16) или несколько плазменных панелей. Для управления такой сложной системой видеоконференцсвязи, интегрированной в единый комплекс помещения, используются профессиональные системы управления.
Одним из назначений видеоконференции при осуществлении деятельности РСЧС является применение ее в качестве средства оперативного принятия решения при чрезвычайных ситуациях, происшествиях, авариях.
Современные системы видеоконференцсвязи, применяемые в МЧС России, позволяют с достаточно высоким качеством получать видеоизображение в реальном масштабе времени. Они входят в состав оборудования ситуационных центров.
Рисунок 2.16- Отображение информации на видеостене
Ситуационный центр состоит из ситуационной комнаты, оснащенной всеми телекоммуникациями, и диспетчерского центра, осуществляющего сбор, анализ и подготовку информации для лиц, принимающих управленческие решения в ситуационной комнате (рис. 2.17). Диспетчерский центр обеспечивает соединение абонентов ситуационного центра с абонентами внешних сетей связи.
Ситуационные центры предоставляют возможность:
- экспресс-анализа текущего положения;
- моделирования сценариев возможных событий;
- экспертной оценки и оптимизации принимаемых решений;
- выбора эффективного управленческого воздействия на события др.
При необходимости увеличения состава участников видеоконференции комплексы видеосвязи могут быть установлены дополнительно в залах совещаний и других помещениях. Предусматривается также возможность дублирования видеоконференцсвязи на устройства селекторной связи, что обеспечивает подключение с сеансам видеоконференции представителей территориально удаленных органов управления МЧС России субъектов РФ, функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
Рисунок 2.17- Вид ситуационного зала
Основной функцией видеоконференцсвязи является обеспечение получения видеоинформации из зоны чрезвычайной ситуации. Для обеспечения этой функции мобильными или спутниковыми комплексами видеоконференцсвязи комплектуются подвижные пункты управления (см. рис. 1.14-1.16, 2.14, приложение 3).
В настоящее время МЧС России использует видеоконференцсвязь для проведения селекторных совещаний с территориальными органами управления, в ходе которых их участники имеют возможность демонстрировать графики, фотографии и видеозаписи с мест чрезвычайных происшествий и из регионов стихийных бедствий.