Краткая характеристика нефтепродуктопроводов

Свойства нефтепродуктов, влияющие на технологию их транспорта

По нефтепродуктопроводам перекачивают следующие светлые нефтепродукты: автомобильные бензины, дизельные топлива, керосин, топливо для реактивных двигателей, топливо печное бытовое.

Плотностьсветлых нефтепродуктов при 20 °С находится в пределах от 725 до 860 кг/м'(табл. 13.2). С увеличением температуры она уменьшается.

Вязкостьсветлых нефтепродуктов при 20 "С до 8 раз может превосходить вязкость воды. Она уменьшается при увеличении температуры.

Испаряемостьнефтепродуктов находится в прямо пропорциональной зависимости от их давления насыщенных паров, под которым понимают давление, создаваемое парами нефтепродукта в газовой фазе, соответствующее моменту прекращения испарения.

Наибольшей испаряемостью обладают бензины. В результате их потери от испарения в одинаковых условиях больше, чем нефтей. Дизельные топлива, керосины, топливо печное бытовое относятся к малоиспаряющимся жидкостям. Это учитывают при выборе оборудования резервуаров. С целью уменьшения потерь нефтепродуктов резервуары с дизельным топливом, керосином, топливом печным бытовым достаточно оснастить дыхательной арматурой, а резервуары с бензином должны быть оборудованы понтонами или плавающими крышами.

 

Таблица 13.2

Основные физические свойства нефтепродуктов, перекачиваемых по трубопроводам

 

 

Нефтепродукт Свойства при 293 К Давление насыщенных паров, кПа (не более)
Плотность, кг/м3 Вязкость, мм /с
Бензин А-72 летний зимний 733 725 менее 1 менее 1 66,7 66,7 ... 93,3
Бензин А-76 летний менее 1 66,7
Бензин АИ-93 летний менее 1 66,7
Дизтопливо летнее зимнее 860 840 3,0 ...6.0 1,8... 5,0 1,3 1,3
Дизтопливо экспортное летнее зимнее 845 845 3.0 ... 6.0 2,7 ... 6,0 1,3 1,3
Топливо для реактивных двигателей Т-1 ТС-1 1,5... 5,0 1.0... 4.0 8 8
Топливо печное бытовое 6,0 ... 8,0

Нефтепродуктопроводом (НПП) называется трубопровод, предназначенный для перекачки нефтепродуктов.

До 1970 г. нефтепродуктопроводы строились для транзитной перекачки нефтепродуктов из одного пункта в другой. С 1970 г. для обеспечения все возрастающего числа потребителей от нефтепродуктопроводов стали строить отводы к попутным нефтебазам. А с 1980 г. началось строительство разветвленных нефтепродуктопроводов.

Современные нефтепродуктопроводы представляют собой сложную разветвленную систему (рис. 13.2), которая в общем случае состоит из магистральной части, подводящих и распределительных трубопроводов, сложных и простых отводов, головной и промежуточных перекачивающих станций (ПС), наливных и конечных пунктов.

Подводящие трубопроводы соединяют нефтеперерабатывающие заводы с головной ПС разветвленного нефтепродуктопровода (РНПП).

Рис.13.2. Схема разветвленного нефтепродуктопровода:

1 - головная перекачивающая станция; 2 - нефтебаза; 3 -промежуточная

перекачивающая станция; 4 - промежуточный железнодорожный наливной пункт;

5 - автоналивной пункт; 6 - конечный пункт; 7 - подводящие трубопроводы; 8 -

распределительный трубопровод; 9 - сложный отвод; 10 - отвод однотрубный;

11 - отвод двухтрубный; 12 - магистральная часть

 

Головная перекачивающая станция(ГПС) - это комплекс сооружений, оборудования и устройств в начальной точке разветвленного нефтепродуктопровода, обеспечивающих прием, накопление, учет и закачку нефтепродуктов в трубопровод.

Промежуточная перекачивающая станция(ППС) -это комплекс сооружений, оборудования и устройств, расположенных в промежуточной точке РНПП и обеспечивающий дальнейшую перекачку нефтепродуктов.

Наливные и конечные пунктыявляются пунктами сдачи нефтепродуктов. Различают пункты налива железнодорожных и автомобильных цистерн. Роль конечных пунктов выполняют нефтебазы.

Магистральная частьНПП - это часть разветвленного нефтепродуктопровода, имеющая ГПС, в резервуары которой нефтепродукты поступают, как правило, по подводящим трубопроводам непосредственно с НПЗ. Магистральная часть отличается тем, что: 1) имеет в начале резервуарный парк, рассчитанный на полную пропускную способность РНПП; 2) работает более продолжительное время, чем другие элементы линейной части РНПП; 3) к ней подключены распределительные трубопроводы и отводы.

Распределительные трубопроводыпредназначены для поставки нефтепродуктов от магистрали к нефтебазам или наливным пунктам. В начале их предусматривается соответствующая резерву-арная емкость и собственная головная перекачивающая станция. На распределительном трубопроводе большой протяженности может быть несколько перекачивающих станций.

Отводомназывают часть разветвленного нефтепродуктопровода, предназначенную для подачи нефтепродуктов непосредственно потребителям. На отводе перекачивающая станция отсутствует, а в его начале резервуарная емкость не предусматривается. Для отвода характерны периодичность работы и относительно небольшая протяженность.

По количеству трубразличают однотрубный и многотрубный отводы, а по конфигурации- сложный и простой отводы. Однотрубный отвод- это отвод, состоящий из одного трубопровода. Многотрубный отводсостоит из двух и более параллельных трубопроводов. Сложный отводв отличие от простогоимеет разветвленную структуру.

Состав сооружений линейной части нефтепродуктопроводов, их классификация по диаметру и категории отдельных участков такие же, как у нефтепроводов.

На перекачивающих станциях НПП также устанавливаются основные и подпорные центробежные насосы. Из основных насосов типа НМ на нефтепродуктопроводах наибольшее распространение получили насосы НМ 360-460, НМ 500-300, НМ 1250-260. Кроме того, находятся в эксплуатации многоступенчатые насосы НПС 200-700, консольные насосы НК 560/300, а также насосы прошлых лет выпуска: 10Н8х4, 14Н12х2. Подпорные насосы представлены типами 8НДпН, 12НД(,Н, 14НД(.Н. Основные характеристики применяемых насосов представлены в табл. 13.3.

В качестве привода насосов используются синхронные и асинхронные электродвигатели в обычном и взрывобезопасном исполнении.

Таблица 13.3

Техническая характеристика насосных агрегатов нефтепродуктопроводов

Насосы Электродвигатели
Марка Подача, м3 Напор, м Допускаемый кавитацион-ный запас, м кпд, % Марка Мощность, кВт
14 Н 12x2 СТД- 1250/2 A3 П- 1600/2
ЮН 8x4 - АЗП- 1600/2
НК 560/300 СТД-1250/2
НПС 200-700 4 АЗНП-630/6000
8 НДвН 5,5 МА-36-51/6
ННДсН МА-35-61/6