Управление водными ресурсами, правовое и экономическое регулирование их использования

Водные ресурсы, являясь важнейшим компонентом природной среды, используются и охраняются мировым сообществом как основа жизнедеятельности человека и функционирования эколо­гических систем. Мировые водные системы, разделенные нацио­нальными границами, требуют справедливого и устойчивого уп­равления, которое в состоянии отвечать как на происходящие процессы в гидросфере, так и на изменение социально-экономи­ческих потребностей, политической ситуации и общественных ценностей. На смену традиционному, фрагментарному (разделен­ному на части) управлению водными ресурсами приходит интегри­рованное управление.

В научной литературе интегрированное управление водными ре­сурсами определяется как процесс, который обеспечивает согласо­ванное использование водных ресурсов (во взаимосвязи с земель­ными и другими ресурсами) приемлемыми для всех водопользова­телей способами с целью достижения экономического и социального благосостояния и при этом не ставит под угрозу ус­тойчивость жизненно важных экосистем. Сторонники данной концепции в качестве единицы управления рассматривают бас­сейн реки, в пределах которого поверхностные и подземные воды находятся в тесной взаимосвязи между собой и территорией. Каж­дой такой единице управления требуется приемлемая структура управления, стабильная система распределения воды, четкие кри­терии оценки ее качества.

Управление водными ресурсами обусловливается проводимой государственной политикой в области использования и охраны водных ресурсов, она ориентирована:

• на обеспечение безопасного и бесперебойного снабжения водой населения, промышленности и сельского хозяйства при соблюдении интересов других водопользователей с сохранением водноресурсного потенциала и биоразнообразия;

• совершенствование организационных, правовых и экономических механизмов управления использованием и охраной водных ресурсов;

• проведение мероприятий по более глубокой очистке сточных вод, снижению сброса загрязняющих веществ, внедрению безводных и малоотходных технологий.

Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий координируется государственными органами управ­ления водными ресурсами, функции которых осуществляет Министерство природных ресурсов (Федеральное агентство водного хозяйства), и Министерство регионального развития и др. Основным государственным предприятием, отвечающим за водо­снабжение установки по очистке сточных вод, является органи­зация «Водоканал». Важную основу управления водными ресур­сами составляют разрешения на специальное водопользование, которые регламентируют объем забора свежей воды и сброса сточ­ных вод, а также концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых промышленными, коммунальными и сель­скохозяйственными предприятиями.

Правовую основу управления водными ресурсами составляет действующий водный кодекс и другие норматив­но-правовые акты. Задачами водного законодательства является регулирование отношений в сфере использования и охраны вод­ных ресурсов от загрязнения, засорения и исчерпания, предупреж­дения и ликвидации вредного воздействия сточных вод, восста­новления и улучшения состояния водных объектов. Водный ко­декс устанавливает права и обязанности водопользователей. Среди основных обязанностей - использование водных объектов в це­лях, для которых они предоставлены, и сохранение установлен­ных условий водопользования; рациональное использование вод­ных ресурсов, проведение необходимых работ по сохранению и улучшению качества воды, восстановлению водных объектов; ве­дение учета количества забираемой и используемой воды; осуще­ствление контроля за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод; поддержание в надлежащем состоянии очистных и других сооружений и устройств, выполнение установленных пра­вил их эксплуатации.

При размещении, проектировании, строительстве новых и ре­конструкции существующих предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процес­сов должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие рациональное использование водных ресурсов, учет и контроль количества и качества забираемой и отводимой воды, охрану вод от загрязнения. Запрещается ввод в эксплуатацию новых и рекон­струируемых предприятий и других объектов, не обеспеченных приборами учета забора и отведения воды, сооружениями и уст­ройствами, которые предотвращают вредное воздействие на вод­ные объекты. Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечеб­ных, курортных, оздоровительных и других потребностей населе­ния, а также для нужд сельского хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства и других отраслей.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей (допускается многоцелевое использование водных объектов).

Водные ресурсы подлежат охране от загрязнения, засорения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водообеспечения, привести к уменьшению рыбных и иных про­дуктов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению урожайности земель и других небла­гоприятных явлений по причине изменения физических, хими­ческих и биологических показателей качества воды, снижения ее способности к естественному очищению. Для предотвращения загрязнения водных объектов, а также сохранения среды обитания животных и растительных организмов на землях, прилегающих к речным руслам или акваториям водоемов, устанавливаются водо­охранные зоны, а в их пределах выделяются прибрежные полосы строго охраняемого режима. В целях охраны водных объектов, ко­торые используются для хозяйственно-питьевого водообеспечения, в местах водозабора устанавливается зона санитарной охра­ны.

Прибрежные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В них за­прещается распашка земель, садоводство и овощеводство, выпас скота, хранение и использование ядохимикатов и минеральных удобрений, размещение садоводческих товариществ, баз отдыха, палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяй­ственной техники, строительство зданий и сооружений, мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники. В бли­жайшей перспективе необходимо завершить создание водоохран­ных зон рек, озер и искусственных водоемов на расстоянии до 500 м от уреза воды на всех малых, средних и крупных водных объектах (в частности, рек длиной более 10 км). Все это должно сопровож­даться установлением в защитных зонах жесткого регламента зем­ле- и водопользования, запретом строительства производственных объектов, имеющих выбросы и стоки, благоустройством террито­рии и т.п.

Водный кодекс определяет систему контроля за использовани­ем и охраной водных ресурсов, их государственного учета, состав­ления водохозяйственных балансов и схем комплексного исполь­зования и охраны вод. Государственному учету подлежат все виды водных ресурсов, которые составляют водный фонд страны, а так­же их использование для питьевых, хозяйственно-бытовых, лечеб­ных, оздоровительных и других целей. Систематизированные дан­ные о количестве и качестве воды, ее использовании содержатся в Государственном Водном кадастре. Сопоставление потребностей в воде с наличными на данной территории водными ресурсами проводится на основе водохозяйственных балансов, которые пред­ставляют собой расчетные материалы и применяются для целей планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны вод. Этим же целям служат и схемы комплексного исполь­зования и охраны водных ресурсов (генеральные, бассейновые и тер­риториальные). Генеральная схема использования и охраны водных ресурсов разрабатывается для определения основных направлений развития водного хозяйства страны; бассейновая схема - для бас­сейнов рек и других водных объектов на основе генеральной схе­мы, региональная - для отдельных регионов страны на основе ге­неральной и бассейновой схем.