Управление водными ресурсами, правовое и экономическое регулирование их использования
Водные ресурсы, являясь важнейшим компонентом природной среды, используются и охраняются мировым сообществом как основа жизнедеятельности человека и функционирования экологических систем. Мировые водные системы, разделенные национальными границами, требуют справедливого и устойчивого управления, которое в состоянии отвечать как на происходящие процессы в гидросфере, так и на изменение социально-экономических потребностей, политической ситуации и общественных ценностей. На смену традиционному, фрагментарному (разделенному на части) управлению водными ресурсами приходит интегрированное управление.
В научной литературе интегрированное управление водными ресурсами определяется как процесс, который обеспечивает согласованное использование водных ресурсов (во взаимосвязи с земельными и другими ресурсами) приемлемыми для всех водопользователей способами с целью достижения экономического и социального благосостояния и при этом не ставит под угрозу устойчивость жизненно важных экосистем. Сторонники данной концепции в качестве единицы управления рассматривают бассейн реки, в пределах которого поверхностные и подземные воды находятся в тесной взаимосвязи между собой и территорией. Каждой такой единице управления требуется приемлемая структура управления, стабильная система распределения воды, четкие критерии оценки ее качества.
Управление водными ресурсами обусловливается проводимой государственной политикой в области использования и охраны водных ресурсов, она ориентирована:
• на обеспечение безопасного и бесперебойного снабжения водой населения, промышленности и сельского хозяйства при соблюдении интересов других водопользователей с сохранением водноресурсного потенциала и биоразнообразия;
• совершенствование организационных, правовых и экономических механизмов управления использованием и охраной водных ресурсов;
• проведение мероприятий по более глубокой очистке сточных вод, снижению сброса загрязняющих веществ, внедрению безводных и малоотходных технологий.
Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий координируется государственными органами управления водными ресурсами, функции которых осуществляет Министерство природных ресурсов (Федеральное агентство водного хозяйства), и Министерство регионального развития и др. Основным государственным предприятием, отвечающим за водоснабжение установки по очистке сточных вод, является организация «Водоканал». Важную основу управления водными ресурсами составляют разрешения на специальное водопользование, которые регламентируют объем забора свежей воды и сброса сточных вод, а также концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых промышленными, коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями.
Правовую основу управления водными ресурсами составляет действующий водный кодекс и другие нормативно-правовые акты. Задачами водного законодательства является регулирование отношений в сфере использования и охраны водных ресурсов от загрязнения, засорения и исчерпания, предупреждения и ликвидации вредного воздействия сточных вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов. Водный кодекс устанавливает права и обязанности водопользователей. Среди основных обязанностей - использование водных объектов в целях, для которых они предоставлены, и сохранение установленных условий водопользования; рациональное использование водных ресурсов, проведение необходимых работ по сохранению и улучшению качества воды, восстановлению водных объектов; ведение учета количества забираемой и используемой воды; осуществление контроля за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод; поддержание в надлежащем состоянии очистных и других сооружений и устройств, выполнение установленных правил их эксплуатации.
При размещении, проектировании, строительстве новых и реконструкции существующих предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие рациональное использование водных ресурсов, учет и контроль количества и качества забираемой и отводимой воды, охрану вод от загрязнения. Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий и других объектов, не обеспеченных приборами учета забора и отведения воды, сооружениями и устройствами, которые предотвращают вредное воздействие на водные объекты. Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других потребностей населения, а также для нужд сельского хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства и других отраслей.
Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей (допускается многоцелевое использование водных объектов).
Водные ресурсы подлежат охране от загрязнения, засорения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водообеспечения, привести к уменьшению рыбных и иных продуктов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению урожайности земель и других неблагоприятных явлений по причине изменения физических, химических и биологических показателей качества воды, снижения ее способности к естественному очищению. Для предотвращения загрязнения водных объектов, а также сохранения среды обитания животных и растительных организмов на землях, прилегающих к речным руслам или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны, а в их пределах выделяются прибрежные полосы строго охраняемого режима. В целях охраны водных объектов, которые используются для хозяйственно-питьевого водообеспечения, в местах водозабора устанавливается зона санитарной охраны.
Прибрежные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В них запрещается распашка земель, садоводство и овощеводство, выпас скота, хранение и использование ядохимикатов и минеральных удобрений, размещение садоводческих товариществ, баз отдыха, палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники, строительство зданий и сооружений, мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники. В ближайшей перспективе необходимо завершить создание водоохранных зон рек, озер и искусственных водоемов на расстоянии до 500 м от уреза воды на всех малых, средних и крупных водных объектах (в частности, рек длиной более 10 км). Все это должно сопровождаться установлением в защитных зонах жесткого регламента земле- и водопользования, запретом строительства производственных объектов, имеющих выбросы и стоки, благоустройством территории и т.п.
Водный кодекс определяет систему контроля за использованием и охраной водных ресурсов, их государственного учета, составления водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны вод. Государственному учету подлежат все виды водных ресурсов, которые составляют водный фонд страны, а также их использование для питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других целей. Систематизированные данные о количестве и качестве воды, ее использовании содержатся в Государственном Водном кадастре. Сопоставление потребностей в воде с наличными на данной территории водными ресурсами проводится на основе водохозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные материалы и применяются для целей планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны вод. Этим же целям служат и схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (генеральные, бассейновые и территориальные). Генеральная схема использования и охраны водных ресурсов разрабатывается для определения основных направлений развития водного хозяйства страны; бассейновая схема - для бассейнов рек и других водных объектов на основе генеральной схемы, региональная - для отдельных регионов страны на основе генеральной и бассейновой схем.