Насосно-силовое оборудование

Насосаминазываются гидравлические машины, которые служат для перекачки жидкостей.

При трубопроводном транспорте нефти используются центробежные насосы.Конструктивно (рис. 12.18) они представляют собой улитообразный корпус (элементами которого являются спиральная камера 3, всасывающий 2 и нагнетательный 4 патрубки), внутри которого вращается закрепленное на валу рабочее колесо 8. Последнее состоит из двух дисков, между которыми находятся лопатки, загнутые в сторону, обратную направлению вращения.

Принцип работы центробежных насосов следующий. Из всасывающего трубопровода через всасывающий патрубок жидкость поступает на быстровращающиеся лопатки рабочего колеса 8, где под действием центробежных сил отбрасывается к периферии насоса. Таким образом, механическая энергия вращения вала двигателя преобразуется в кинетическую энергию жидкости. Двигаясь по спиральной камере 3, жидкость попадает в расширяющийся нагнетательный патрубок 4, где по мере уменьшения скорости увеличивается давление жидкости. Далее через напорную задвижку 5 жидкость поступает в напорный трубопровод 6. Для контроля за работой насоса измеряют давление в его всасывающем и нагнетательном патрубках с помощью мановакууметра 7 и манометра 9.

Для успешного ведения перекачки на входе в центробежные насосы должен поддерживаться определенный подпор. Его величина не должна быть меньше некоторого значения, называемого допустимым кавитационным запасом.

По величине развиваемого напора центробежные насосы магистральных нефтепроводов делятся на основные и подпорные. В качестве основныхиспользуются нефтяные центробежные насосы серии НМ (табл. 12.5).

Марка насосов расшифровывается следующим образом: Н -насос, М - магистральный, первое число после букв - подача насоса (м:)/ч) при максимальном кпд, второе число - напор насоса (м) при максимальном кпд. Насосы НМ на небольшую подачу (до 710 м:!/ч) -секционные, имеют три последовательно установленных рабочих колеса с односторонним входом жидкости. Остальные насосы являются одноступенчатыми и имеют рабочее колесо с двусторонним входом, обеспечивающим разгрузку ротора от осевых усилий.

Основное назначение подпорныхнасосов - создание на входе в основные насосы подпора, обеспечивающего их устойчивую работу. При подачах 2500 м:'/ч и более применяются подпорные насосы серии НМП (табл. 12.5). При меньших подачах используются насосы серии НД (насос с колесом двустороннего всасывания). Цифра в марке - это диаметр всасывающего патрубка, выраженный в дюймах. Применяются также насосы марки НПВ (Н - насос; П - подпорный; В -вертикальный). Это одноступенчатые насосы, располагаемые ниже поверхности земли в металлическом или бетонном колодце («стакане»).

 

Рис. 12.18. Принципиальная схема насосной установки на базе центробежного насоса:

1 - всасывающий трубопровод; 2 - всасывающий патрубок насоса;

3 - спиральная камера; 4 - нагнетательный патрубок; 5 - напорная задвижка;

6 - напорный трубопровод; 7 - мановакуумметр; 8 - рабочее колесо;

9 - манометр

 

Таблица 12.5 Техническая характеристика насосных агрегатов

Насосы Электродвигатели
Марка Подача, м3 Напор, м Допускаемый к авиационный запас, м КПД, % Марка Мощность, кВт
Основные секционные
НМ 125-550 2 АРМП 1-400/6000 2АЗМП 1-400/6000
НМ 180-500 2 АРМП 1-400/6000 2АЗМП 1-400/6000
НМ 250-475 2АРМП1-500/6000 2АЗМП1 -500/6000
НМ 360-460 4,5 2 АРМП 1-630/6000 2АЗМП1-630/6000
НМ 500-300 4,5 2АРМП 1-500/6000 2АЗМП 1-500/6000
НМ 7 10-280 2 АРМП 1-800/6000 2АЗМП 1-800/6000
Основные одноступенчатые
НМ 1250-260 СТДП 1250-2
НМ 2500-230 СТДП 2000-2
НМ 3600-230 СТДП 2500-2
НМ 5000-210 42 j СТДП 31 50-2
НМ 7000-210 СТДП 5000-2
НМ 10000-210 СТДП 6300-2
НМ 10000-210 (На повыш. подачу) • 210 СТДП 8000-2

Продолжение табл. 12.5

Подпорные
8НДвН 5,5 МА-36-51/6
14НДсН ,_ 5 МА-35-61/6
НМЛ 2500-74 ДС-1 18/44-6
НМЛ 3600-78 ДС- 11 8/44-6
НМЛ 5000-1 15 3,5 СДН-2- 16-59-6
НТО 1250-60 2,2 ВАОВ 500 М-4У1
НТВ 2500-80 3,2 ВАОВ 630 L-4Y1
НПВ 3600-90 4,8 BAOB710L-4Y1
НПВ 5000-120 ВАОВ 800 L-4Y1

 

В качестве привода насосов используются электродвигатели синхронного и асинхронного типа. В зависимости от исполнения электродвигатели могут быть установлены в общем зале с насосами или в помещении, отделенном от насосного зала газонепроницаемой стеной. Взрывозащищенное исполнение электродвигателей, применяемых в общих залах нефтенасосных, достигается продувкой корпуса электродвигателя воздухом под избыточным давлением.

Основные и подпорные насосы устанавливаются соответственно в основной и в подпорной насосных.

При обычном исполнении электродвигателей их устанавливают в отдельном зале, герметично изолированном от насосного зала специальной стеной. В этом случае место прохождения через разделительную стену вала, соединяющего насос и электродвигатель, имеет конструкцию, препятствующую проникновению через него паров нефти.