Транспортировка нефтепродуктов
Транспортировка газа
Транспортировка нефти
Область применения различных видов транспорта
Различные виды транспорта энергоносителей применяются как в чистом виде, так и в комбинации друг с другом.
Нефть в нашей стране доставляют всеми видами транспорта (даже автомобильным на коротких расстояниях).
Возможных схем доставки нефти на НПЗ всего пять: 1) использование только магистральных нефтепроводов; ''•'•' 2) использование только водного транспорта; <v 3) использование только железнодорожного транспорта;
4) сочетание трубопроводного транспорта нефти с водным, либо железнодорожным;
5) сочетание водного и железнодорожного транспорта друг с другом.
Динамика изменения количества транспортируемой нефти с участием различных видов транспорта представлена в табл. 11.2. Из нее видно, что с 1960 г. по 1980 г. доля нефти, перекачиваемой по трубопроводам увеличилась с 70,6 до 90,9 %. На втором месте по объемам перевозки находится железнодорожный транспорт (6,0 %), на третьем -- морской (2,7 %) и на последнем - речной (0,4 %). В 1996 г. магистральные нефтепроводы обеспечили транспортировку 97 % добываемой в России нефти. Таким образом, трубопроводный транспорт - основной способ перевозки нефти.
Таблица 11.2 Участие различных видов транспорта в перевозках нефти
Вид транспорта | 1960 г. | 1965 г. | 1970г. | 1975 г. | 1980г. | |||||
млн.т | % | млн.т | % | млн.т | % | млн.т | % | млн.т | % | |
Железнодорожный | 36,5 | 22,3 | 50,3 | 18,7 | 59,6 | 15,0 | 59,3 | 11,0 | 37,7 | 6,0 |
Морской (каботаж) | 9,5 | 5,8 | 11,5 | 4,2 | 17,1 | 4,3 | 15,1 | 2,8 | 17,3 | 2,7 |
Речной | 2,0 | 1,3 | 2,4 | 0,9 | 7,3 | 1,8 | 5,4 | 1,0 | 2,6 | 0,4 |
Трубопроводный | 115,4 | 70,6 | 205,3 | 76,2 | 314,6 | 78,9 | 458,0 | 85,2 | 574,0 | 90,9 |
Всего | 163,4 | 100,0 | 269,5 | 100,0 | 398,6 | 100,0 | 537,8 | 100,0 | 631,6 | 100,0 |
В нашей стране практически весь газ транспортируется потребителям по трубопроводам. Исключение составляют сжиженные гомологи метана (этан, пропан, бутаны), транспортируемые танкерами, а также в цистернах или баллонах.
Перевозки нефтепродуктов в нашей стране осуществляются железнодорожным, речным, морским, автомобильным, трубопроводным, а в ряде случаев и воздушным транспортом. Причем по трубопроводам транспортируют только светлые нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин), печное топливо и мазут, а другими видами транспорта перевозят все виды нефтепродуктов.
Сведения о распределении перевозок нефтепродуктов между различными видами транспорта в 1985 г. приведены в табл. 11.3.
Таблица 11.3
Использование различных видов транспорта в общем объеме перевозок нефтепродуктов в 1985 г., %
Вид транспорта | Все нефтепродукты | В том числе автобензины, дизтопливо и керосин |
Трубопроводный | 13,3 | 24,9 |
Железнодорожный | 76,3 | 67,4 |
Речной | 7,0 | 4,6 |
Морской (каботаж) | 3,4 | 3,1 |
Как видно из табл. 11.3, основным способом транспортировки нефтепродуктов является железнодорожный. На его долю в 1985 г. приходилось 76,3 % объема перевозок всех нефтепродуктов и 67,4 % светлых. Обусловлено такое положение целым рядом факторов, главным из которых является относительно слабая развитость сети нефтепродуктопроводов в России. Такой вывод вытекает из сравнения данных табл. 11.3 с показателями работы различных видов транспорта в США (табл. 11.4), где протяженность нефтепродуктопроводов в несколько раз больше.
Таблица 11.4
Перевозки нефтепродуктов различными видами транспорта в США в 1985 г.
Виды транспорта | Объем перевозок | |
млн. т | % | |
Трубопроводный | 461,8 | 40,3 |
Железнодорожный | 19,5 | 1.7 |
Водный (включая морской каботаж) | 315,0 | 27,5 |
Автомобильный | 350,9 | 30,5 |
Возможные схемы доставки нефтепродуктов потребителям следующие.
При использовании трубопроводного транспорта нефтепродукты поступают с НПЗ на головную перекачивающую станцию и далее перекачиваются по магистральному нефтепродуктопроводу (МНПП). В конце МНПП находится крупная нефтебаза откуда нефтепродукты автоцистернами доставляются потребителям. Частичная реализация нефтепродуктов производится и по пути следования МИПП. Для этого производятся периодические сбросы нефтепродуктов на пункты налива железнодорожных цистерн, либо на попутные нефтебазы. Этот способ не имеет ограничений на дальность перевозок.
Другой способ - налив нефтепродуктов в автоцистерны непосредственно на НПЗ и доставка груза в них напрямую потребителям. В этом случае исключаются перегрузка нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, а, следовательно, и их потери при этом. Однако чем больше дальность транспортировки, тем больше нефтепродуктов уходит на собственное потребление автоцистерн. Поэтому автомобильный транспорт применяется преимущественно при небольшой дальности перевозок.
Два других способа в общем случае в пути предусматривают перевалку с одного вида транспорта на другой (с железнодорожного на водный или наоборот). Перевалка осуществляется с использованием резервуаров перевалочной нефтебазы. В конце пути нефтепродукты поступают на распределительную нефтебазу, с которой они автотранспортом доставляются близлежащим потребителям. Данные способы также не имеют ограничений на расстояние транспортирования. Однако чем выше дальность перевозок, тем больше требуется железнодорожных цистерн, танкеров и барж для доставки одного и того же количества нефтепродуктов. Кроме того при перевалках возникают дополнительные потери грузов.
Таким образом, хотя трубопроводный транспорт нефтепродуктов в нашей стране не является основным, он имеет большие перспективы для своего дальнейшего развития, т.к. наиболее удобен и допускает наименьшие потери транспортируемых продуктов.