Внутригрупповые конфликты.

Внутригрупповой конфликт - вид конфликта, обусловленный групповой динамикой. Эти конфликты негавны для группы. Основное изучение направлено на их предотвращение.

Козер рассматривает позитивные функции конфликтов в коллективе:

  1. возможно первичное установление единства или его восстановление, если оно ранее было нарушено; но не каждый тип конфликта и не во всех группах будет выполнять позитивные функции;
  2. позитивны для группы те конфликты, которые не затрагивают основы ее существования, а способствуют переориентации норма и отношений; если конфликт связан с важными ценностями группы, он подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требования индивида.

Характер группы также влияет на особенности конфликта. Чем теснее группа, тем интенсивнее конфликты в группе, т.к. высокая частота взаимодействия способствует интенсификации эмоциональных проявлений индивида, в том числе и враждебности. Когда эти отношения значимы, то агрессивность подавляется, т.к. конфликт воспринимается как угроза отношениям.

Чем более сплоченная группа, т.е. тем более конфликт воспринимается как угрожающий группе => агрессия подавляется => в таких группах конфликт носит разрушительный характер.

В группах несплоченных конфликт менее деструктивный. В таких группах конфликты возникают чаще, что ведет к распределению энергии => агрессия не накапливается и конфликты менее интенсивны. Происходит локализация конфликта на обстоятельствах его возникновения.

Козер: многочисленность конфликтов находится в обратной связи с их интенсивностью.

Существенное значение для внутригрупповых конфликтов имеет характер отношения группы с внешней средой. Группы, которые находятся в состоянии постоянного противоборства с другими группами, имеют тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность т к подавлению отклонений группового единства и разнообразий.

Для групп, для которых характерны более или менее гармоничные отношения со средой, характерно более терпимое отношение к внутригрупповым конфликтам.

Реалистичные конфликты – конфликты в группе, которые возникают из – за каких – либо конкретных проблем, связанных с деятельностью, целями группы; они являются средствами достижения конкретных результатов и могут замещаться альтернативными способами взаимодействия, более адекватными для достижения результата.

Нереалистичные конфликты – конфликты, которые вызываются потребностью реализации напряжения участниками взаимодействия или одним из них; конфликт не направлен на достижение конкретных результатов, а противник может быть замещен любой подходящей мишенью.

Т.о., при реалистичном конфликта существует альтернативы решения проблем, а при нереалистичном – альтернативы участников конфликта.

Конфликт в группе может быть средством трансформации существующих норм применительно к новым условиям. Внутригрупповые конфликты помогают формированию новых норм в гибких группах. В ригидных группах такой механизм осложнен.

Внутригрупповой конфликт служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов, чем способствует возможности нового согласования, обеспечивает необходимое равновесие.

Конфликты часто обуславливают создание коалиция или микрогрупп => структурирование группы.

Те конфликты, которые служат разрешению противоречий, являются важным стабилизирующим механизмом и механизмом приспособления норм к новым условиям. Такие конфликты Козер назвал позитивными.

К. Левин: психодинамическая посылка – предположение о том, что большую часть жизни человек действует не просто как индивид, а как член социальной группы. В теории поля наиболее важным фактором, определяющим частоту конфликтов в группе, является общий уровень напряжения, в котором существуют человек и группа, т.е. конфликт зависит от социальных отношений в группе, т.е. приведет ли конкретнее событие в группе к конфликту.

Особенное значение приобретают следующие характеристики:

  1. степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребности человека в группе; конфликты более серьезны, если в них вовлечены центральные потребности; неудовлетворенные потребности имеют тенденцию становится доминирующими => увеличивается вероятность конфликта;
  2. «количество пространства свободного движения человека»: достаточное пространство => удовлетворение потребностей человека в группе и адаптации к ней; ограниченное пространство ведет к росту напряжения. В автократичной группе напряжение растет и результируется в апатии или в агрессии.
  3. внешний барьер – это наличие или отсутствие возможности выйти из неприятной ситуации; если это возможно, то напряжения не будет развиваться; отсутствие такой возможности => развитие сильного напряжения и конфликт.
  4. степень совпадения или расхождения целей членов группы; в групповом взаимодействии конфликты зависят от степени, в которой цели участников противоречат друг другу и от их готовности учитывать точку зрения руг друга.

Дойч сформулировал закон социальных отношений (основные категории кооперация и конкуренция определяются степень конфликтности группы).

Кооперация:

  1. для кооперативного типа групп характерно более эффективная внутригрупповая коммуникация, больше идей вербализуется, члены группы более внимательны друг к другу и более восприимчивы к идеям других, более подвержены их влиянию;
  2. в ходе дискуссий проявляется большая дружественность и взаимопонимание; члены кооперативной группы в целом более удовлетворены группой и ее решениями и более благожелательно принимают вклад других участников;
  3. в кооперативной группе проявляется большая координация усилий, большее разделение труда, большая ориентация на решение задач, большая прямота в обсуждениях, более высокая продуктивность;
  4. в кооперативных группах достигается большее согласие с идеями других, большее чувство сходствах в базисных в убеждениях, ценностях, большее доверие к идем друг друга и ценностям;
  5. кооперация ведет к определению конфликтных интересов как к проблеме, которая должна быть решена совместными усилиями; кооперация облегчает законности интересов друг друга и необходимости поиска решения, которое бы соответствовало потребностям всех; кооперация стремиться скорее ограничивать, чем расширять масштабы конфликтных интересов; попытки повлиять на другого ограничиваются убеждением;

Конкуренция:

  1. в конкурентных группах разрушение конфликта может быть только навязано одной стороной другой; цель участников конфликта – усиление собственных позиций за счет ущемления интересов другой стороны;
  2. конкуренция увеличивает масштаб проблемы в конфликте => конфликт становится делом общего принципа и больше не ограничивается рамками конкретного вопроса;
  3. эскалация конфликт увеличивает его мотивационное значение для участников и интенсифицирует их эмоциональную вовлеченность в конфликт;
  4. в попытках повлиять на других используется принудительные средства воздействия друг на друга.

В отечественных психологических исследованиях групповой конфликт связан с теорией коллектива, теорией совместной деятельности.

Конфликт интерпретируется как болезнь коллектива. Роль противоречий в существовании и развитии социального целого.

Конфликт – это спутник развития группы: пример: исследование студентов первокурсников – сначала происходит формирование отношений по случайному, формальному признаку; далее следует взаимопомощь, информационный обмен, желание эмоциональных отношений, привязанности => формирование группы на целенаправленных признаках.

Кричевский, Дубовская: при изучении процесса коллективного образования в юношеских группах выявлены противоречия между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, а также между растущим стремление группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру.

Развитие группы имеет скачкообразный характер, и в результате обострения противоречий и их последующих разрешений происходит переход группы с одного уровня на другой.

Ползовавыделила2 вида внутригрупповых конфликтов:

  1. личностно – прагматичные;в основе лежит несовместимость индивидуально прагматичных намерений => поверхностный слой непосредственных эмоциональных отношений в группе;
  2. предметно – деловые; обусловлены противоречивостью сложной системой предметно – деятельностных взаимосвязей => глубинный слой активности в группе.

Чем выше уровень развития группы, тем реже личностно – прагматичные интересы являются причиной конфликтов в группе, и наоборот. Наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно – деловые разногласия.

В высокоразвитых и эффективных группах имеют место более конструктивное протекание конфликтов, и они менее осложнены негативными эмоциональными компонентами.

Фрыгина в своих исследованиях изучала когнитивные конфликты, возникающие в процессе коллективной творческой деятельности. В этом процессе столкновение разных точек зрения является естественным. Противоречия здесь могут переходит их предметной области в межличностные отношения => негативные последствия при принятии решений.

Морозов исследовал ситуацию конфликтов мнений => эмоциональные реакции испытуемых на конфликтную ситуацию были интенсивнее при конфликте со значимыми партнерами, к которым испытывается выраженная симпатия или антипатия, чем при несовпадении мнений с безразличными партнерами.

Тащева: использую дифференциацию пришла к выводу, что в группах разного уровня представления о конфликте различны: в группах высокого уровня развития понятие конфликт имеет синонимический ряд слабой эмоциональной нагруженности, а сами конфликтные ситуации описываются в рамках социальной нормы; в группах низкого уровня развития синонимы понятия конфликт имеют сильную эмоциональную нагруженность, а также конфликтные ситуации выходят за пределы социальной нормы.

Акатов: исследовал способы взаимодействия с помощью гомеостата => в группах высокого уровня развития отвечают на помехи в деятельности сопротивляемостью и повышением эффективности своей деятельности; группы среднего уровня развития адаптируются к ситуации, не снижая эффективности; в группах низкого уровня развития наблюдается дезорганизация, агрессивные реакции, резко снижается эффективность деятельности.

Донцов: внешне наблюдаемые проявления межличностного конфликта – напряженность эмоциональных связей, совокупность конфликтных действий – можно интерпретировать как своеобразное преломление во взаимодействии тех реальных противоречий, которые определяют динамику развития предметной активности в группе. Межличностный конфликт в группе невозможно проследить без деловых отношений в ней.