К лекции 4

Задачи

 

Выручка от продаж - это произведение цены реализованной продукции на количество:

P× Q= F + a× Q + EBIT

Q - количество единиц продукции;

P - цена единицы продукции, руб.

a - величина переменных затрат в цене единицы продукции, удельные переменные затраты, руб. на ед. продукции;

EBIT - прибыль до выплаты процентов и налогов, руб.

Если прибыль равна нулю, то выручка обеспечит лишь покрытие переменных и постоянных затрат, корпорация не имеет на прибыли, ни убытков. Такой объем продаж является точкой безубыточности.

Из этого уравнения выводится формула расчёта точки безубыточности в натуральном выражении:

Qmin = и в денежном выражении Qmin =

где b - доля переменных затрат в цене или выручке.

На основе маржинального подхода можно планировать прибыль при запланированных объемах производства -

EBIT = P×Q - F + a×Q

Маржинальный подход лежит в основе принятия управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынке, ценообразованием. Снижение маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или изменения ассортиментной политики.

План выпуска продукции - 1000 единиц., цена реализации 42 руб. за единицу. Постоянные затраты составляют 5250 тыс. руб., переменные - 25900 тыс. руб.

Рассчитать маржинальную прибыль (GM), коэффициент маржинальной прибыли (КGM), удельную маржинальную прибыль (GMgm).

Решение: GM = 1000× 42 - 25900 = 16100 тыс. руб.

GMgm = 42 - 25,9 = 16,1 руб. на ед. продукции

КGM = 16100/42000 = 0,384

Удельная маржинальная прибыль 42 - 25,9 = 16,1 руб. на ед. прод.

Точка безубыточности в натуральном выражении 5250/1,61 = 326 ед прод.

Точка безубыточности в денежном выражении 5250/0,384 = 13672 тыс. руб.

Выпуск продукции, который обеспечит прибыль до уплаты налогов и процентов 500 тыс. руб.

Для EBIT = 500 тыс. руб. Qmin = (5250 + 500)/16,1= 357 ед. прод.

Расчет точки безубыточности дает возможность определить запас финансовой прочности или предел безопасности, которые показывают на сколько можно сокращать производство, не имея при этом убытков.

Предел безопасности = Qplan - Qmin = 1000 - 326 = 674 ед. прод.

Это значит, что корпорация не должна снижать объем производства более, чем 674 ед. прод. , дальнейшее сокращение принесет убытки Предел безопасности в относительном выражении как доля прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т.е. потерь, связанных со структурой затрат на производство: 674/1000 = 0,67. Это значит, что снижение объема производства и реализации более чем на 67 процентов ведет к убыткам.

Запас финансовой прочности в стоимостном выражении:

1000 ×42 - 326×42 = 28308 тыс. руб.

В рассмотренном примере анализируется безубыточность производства одного вида продукции. Если корпорация выпускает широкий ассортимент изделий, то безубыточность каждого вида продукции и ассортимента в целом по отдельным подразделениям и по всей корпорации. Применяются много ступенчатые сложные расчеты, используются математические методы для разделения затрат на постоянные и переменные. Все эти задачи решаются в рамках управленческого учета.

 

Менеджер компании рассматривает проблему производства нового вида продукции. Ожидается, что она будет иметь большой спрос. Предполагается, что расходы на производство единицы продукции будут следующие: прямые материальные затраты - 18.50 ден. ед.; прямые трудовые затраты - 4.25 ден. ед. ; вспомогательные материалы - 1.10 ден. ед.; коммерческие расходы - 2.80 ден. ед.; прочие расходы - 1.95 ден. ед.. Также предполагается, что за год амортизация зданий и оборудования обойдется в 36000 ден. ед.; расходы на рекламу составят 45000 ден. ед.; прочие постоянные расходы - 11400 ден. ед.. Компания планирует продавать продукцию по цене 55.00 ден. ед.

Требуется:

1. Рассчитать объем продукции, который должна продать компания, чтобы

o достичь порога рентабельности;

o получить прибыль 70224 ден. ед.

2. Рассчитать объем продукции, который должна продать компания, чтобы получить прибыль 139520 ден. ед. при условии, что расходы на рекламу увеличатся на 40000 ден. ед.

3. Предполагая, что объем продаж составит 10000 единиц, рассчитать, по какой цене необходимо продавать продукцию, чтобы получить прибыль 131600.11 ден. ед.

4. Менеджер по маркетингу считает, что объем продаж за год может достичь 15000 единиц. Сколько компания может дополнительно потратить на рекламу, если цена единицы продукции составит 52.00 ден. ед, переменные затраты не могут быть уменьшены и компания хочет получить прибыль 251000 ден. ед при объеме продаж в 15000 единиц продукции?

 

Задача 2.

Компания "М" недавно вышла на рынок с очень высокой конкуренцией. Предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы завоевать часть рынка. Цена на продаваемую компанией продукцию - 5 ден. ед за единицу, что намного ниже цен у большинства конкурентов. Переменные затраты у компании составили 4.50 ден. ед на единицу, а постоянные затраты за год были 600000 ден. ед.

Требуется:

1. Предположим, что компания могла продать 1000000 единиц продукции за год. Какая была прибыль за год?

2. Как изменится прибыль при увеличении цены на 1 ден. ед. на единицу и одновременном снижении планируемого объема продаж на 10000 единиц?

3. Какую цену на продукцию надо установить, чтобы прибыль составила 30000 ден. ед?

4. Как изменится прибыль при 5% увеличении выручки от реализации относительно порогового значения?

5. К каким финансовым результатам привело бы снижение постоянных затрат до 550000 ден. ед при запланированном объеме реализации?

Задача 3.

Президент Корпорации, которая производит деки для магнитофонов, обещал рабочим компании увеличить в следующем году заработную плату на 10%. Необходимо подготовить данные для обоснования плана производства продукции на следующий год. Вы располагаете следующими данными за отчетный год:

Цена продажи за единицу 80 ден. ед.
Переменные затраты на единицу:
Материальные 30 ден. ед.
Трудовые 12 ден. ед.
Общепроизводственные 6 ден. ед.
Итого переменные затраты 48 ден. ед.
Годовой объем реализации 5000 ед.
Постоянные затраты за год 51000 ден. ед.

Требуется:

1. Определить, на сколько необходимо увеличить цену продажи, чтобы покрыть увеличение заработной платы на 10% и сохранить уровень маржинальной прибыли в размере 40%?

2. Сколько дек надо продать, чтобы получить объем прибыли, как в текущем году, при условии, что цена продажи сохранится на уровне 80 ден. ед., а заработная плата увеличится на 10%?

3. Как отразятся на финансовых результатах дополнительные затраты на рекламу в размере 5000 ден. ед.?