Концепции рыночной экономики.
Основные понятия маркетинга.
Маркетинг как любая наука имеет фундамент в виде основных понятий и определений. Многие из них мы ежедневно используем в быту:
Нужда – это ощущаемая нехватка чего-либо .
(Нужды людей многообразны и сложны:
- физиологические нужды в пище, одежде и безопасности;
- социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности;
- личные нужды в знаниях, самовыражении.
Когда нужда становится достаточно сильной, она может стать мотивом для покупки соответствующего товара).
Потребность – это нужда, принимающая специфическую форму в соответствии с личностью индивида и ее культурным уровнем.
(Удовлетворение потребностей зависит от имеющихся на рынке товаров, индивидуальных особенностей потребителей и от наличия у них денежных средств).
Спрос– это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Обмен – это акт получения желаемого товара с предложением чего-либо взамен.
Товар – это все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку с целью привлечения к нему внимания и приобретения (физические объекты, услуги, интеллектуальные товары, рабочие места).
Сделка – это обмен ценностями между двумя сторонами ( Т-Д или Т-Т).
Рынок – это совокупность существующих и потенциальных продавцов и покупателей товаров.
Подход (концепция), на основе которого предприятия ведут маркетинговую деятельность, может быть неодинаковым.
- Концепция совершенствования производства(производственная концепция) ориентируется на снижение затрат, связанных с выпуском товаров, и повышение производительности труда.
Такая концепция хорошо работает в условиях дефицита, когда спрос превышает предложение.
В условиях конкуренции сокращение издержек и доступность товара по цене недостаточна. Нужно повышать качество товара, и на смену производственной приходит товарная концепция.
- Товарная концепция (концепция совершенствования товара) утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим высокое качество и лучшие эксплутационные характеристики, следовательно, предприятие должно сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара.
- Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция)утверждает, что покупатели не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Концепция целесообразна в условиях, когда предложение превышает спрос и активная сбытовая политика способна подтолкнуть потребителя к покупке.
Эта концепция наиболее активно используется применительно к товарам пассивного спроса (страховки, энциклопедии и т.д.). Данную концепцию активно применяют и в сфере некоммерческой деятельности (кандидат выборной компании).
- Концепция маркетинга утверждает, что для достижения целей предприятия, необходимо производить то, что требуется на рынке и удовлетворит потребности покупателей.
Это сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности.
Суть данной концепции определяют с помощью крылатых фраз, например, «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Любите клиента, а не товар» и т.д.
На практике концепцию маркетинга часто путают с концепцией интенсификации коммерческих усилий.
Сравним эти две концепции:
Концепция | Основной объект внимания | Средства достижения цели | Конечная цель |
Концепция интенсификации коммерческих усилий | товары | Коммерческие усилия и меры стимулирования | Получение прибыли за счет роста объема продаж |
Концепция маркетинга | Нужды потребителей | Комплексные усилия | Получение прибыли за счет обеспечения удовлетворенности потребителей |
- Концепция социально-этического маркетинга ориентируется на удовлетворение нужд потребителей с учетом развития общества и повышая качество жизни людей (создание безопасной продукции, контроль загрязнения окружающей среды).