Концепции рыночной экономики.

Основные понятия маркетинга.

Маркетинг как любая наука имеет фундамент в виде основных понятий и определений. Многие из них мы ежедневно используем в быту:

Нужда – это ощущаемая нехватка чего-либо .

(Нужды людей многообразны и сложны:

- физиологические нужды в пище, одежде и безопасности;

- социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности;

- личные нужды в знаниях, самовыражении.

Когда нужда становится достаточно сильной, она может стать мотивом для покупки соответствующего товара).

 

Потребность – это нужда, принимающая специфическую форму в соответствии с личностью индивида и ее культурным уровнем.

(Удовлетворение потребностей зависит от имеющихся на рынке товаров, индивидуальных особенностей потребителей и от наличия у них денежных средств).

Спрос– это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Обмен – это акт получения желаемого товара с предложением чего-либо взамен.

Товар – это все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку с целью привлечения к нему внимания и приобретения (физические объекты, услуги, интеллектуальные товары, рабочие места).

Сделка – это обмен ценностями между двумя сторонами ( Т-Д или Т-Т).

Рынок это совокупность существующих и потенциальных продавцов и покупателей товаров.

Подход (концепция), на основе которого предприятия ведут маркетинговую деятельность, может быть неодинаковым.

 

  1. Концепция совершенствования производства(производственная концепция) ориентируется на снижение затрат, связанных с выпуском товаров, и повышение производительности труда.

Такая концепция хорошо работает в условиях дефицита, когда спрос превышает предложение.

В условиях конкуренции сокращение издержек и доступность товара по цене недостаточна. Нужно повышать качество товара, и на смену производственной приходит товарная концепция.

  1. Товарная концепция (концепция совершенствования товара) утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим высокое качество и лучшие эксплутационные характеристики, следовательно, предприятие должно сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара.

 

  1. Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция)утверждает, что покупатели не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Концепция целесообразна в условиях, когда предложение превышает спрос и активная сбытовая политика способна подтолкнуть потребителя к покупке.

Эта концепция наиболее активно используется применительно к товарам пассивного спроса (страховки, энциклопедии и т.д.). Данную концепцию активно применяют и в сфере некоммерческой деятельности (кандидат выборной компании).

 

  1. Концепция маркетинга утверждает, что для достижения целей предприятия, необходимо производить то, что требуется на рынке и удовлетворит потребности покупателей.

Это сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности.

Суть данной концепции определяют с помощью крылатых фраз, например, «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Любите клиента, а не товар» и т.д.

На практике концепцию маркетинга часто путают с концепцией интенсификации коммерческих усилий.

Сравним эти две концепции:

Концепция Основной объект внимания Средства достижения цели Конечная цель
Концепция интенсификации коммерческих усилий товары Коммерческие усилия и меры стимулирования Получение прибыли за счет роста объема продаж
Концепция маркетинга Нужды потребителей Комплексные усилия Получение прибыли за счет обеспечения удовлетворенности потребителей
  1. Концепция социально-этического маркетинга ориентируется на удовлетворение нужд потребителей с учетом развития общества и повышая качество жизни людей (создание безопасной продукции, контроль загрязнения окружающей среды).