Организация медицинской помощи при катастрофах на железнодорожном транспорте.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций, при которых возможно массовое поражение людей. Правила оказания само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в условиях военного времени.

Экстремальные ситуации в результате стихийных бедствий (землетрясения, наводнения), техногенных катастроф (производственные аварии, дорожно-транспортные происшествия (ДТП), взрывы и обвалы в шахтах и пр.) или военных действий являются такими чрезвычайными событиями, при которых одновременно возникает 10 и более пострадавших с травмами, нуждающихся в неотложной медицинской помощи. Преобладающие виды повреждений у таких лиц — тяжелые и крайне тяжелые механические и термические (50—70 %) при доминирующей механической травме. При задержке оказания помощи значительное число таких пострадавших — до 30% — огибает в течение первого часа, через 3 ч — 60 %, а при задержке мощи на 6 ч — уже 90 %. Основные причины гибели — асфиксия и кровотечение.

При одновременном возникновении большого числа пострадавших с тяжелыми травмами всегда имеется несоответствие между потребностью в экстренной медицинской помощи и возможностью ее оказания в оптимальные сроки. Поэтому решающее значение для сохранения жизни пострадавших и предупреждения у них жизненно опасных и тяжелых осложнений имеет первая медицинская помощь преимущественно в виде само- и взаимопомощи. Это подтверждает анализ последствий произошедших в последнее время техногенных катастроф: при своевременном оказании первой медицинской помощи число погибших значительно уменьшается.

Первоочередными мерами первой медицинской помощи в экстремальных условиях являются борьба с тяжелыми нарушениями дыхания, восстановление сердечной деятельности, временная остановка наружного кровотечения, наложения повязок на раны и ожоговые поверхности и иммобилизация подручными средствами при переломах конечностей.

Необходимо, чтобы каждый взрослый человек был готов оказать первую медицинскую помощь при тяжелых расстройствах дыхания и сердечной деятельности, наружном кровотечении, черепно-мозговых травм, ранах, ожогах, переломах костей конечностей, вывихах суставов, электротравмах, утоплении. С началом спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации медицинский персонал спасательных команд или службы неотложной медицинской помощи проводит медицинскую сортировку, оказывает доврачебную и первую врачебную помощь, включающую в себя восстановление и поддержание дыхания, сердечной деятельности, остановку кровотечения, улучшение повязок, обезболивание, транспортную иммобилизацию стандартными средствами и подготовку к эвакуации тех пострадавших, которые нуждаются в стационарном лечении.

 

 

 

Рис. 13. Алгоритм оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях

Организация медицинской помощи при землетрясениях.

Как показывает опыт ликвидации последствий землетрясений в Туркмении, (1948 г.), Югославии (1963 г.), Китае (1976 г.), Румынии (1977 г.), Армении (1988 г.), санитарные потери имели массовый характер, сопровождались гибелью медицинского персонала и выходом из строя медицинских учреждений. В связи с этим имели место задержка в оказаний медицинской помощи, эвакуации и лечении, недостаток медикаментов, оборудования, перевязочных средств, отсутствие пригодных помещений для развертывания медицинских пунктов и учреждений, освещения, воды, пищи и отопления.

Структура санитарных потерь в очаге катастрофы, например в Армении (1988 г.), была следующей: травмы черепа составили 5— 20%; груди и живота - 10%; конечностей — 35—40%; сочетанные травмы — 25 — 80 %; комбинированные травмы — 2—5 %; синдром длительного сдавления тканей — 50 %. В результате землетрясения у значительного числа людей возникали нервно-психческие расстройства. Острые реактивные состояния были у 50— 75% жителёй, попавших в зону бедствий. У 20 % жителей эти реакций длились до 2 —3 ч, у 70% — до 5 сут, у 10 % до нескольких месяцев.

Первая медицинская помощь вначале оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а затем личным составом спасательных команд и санитарных дружин, вводимых в очаг поражения.

После оказания первой медицинской помощи личный состав санитарных дружин выносит пострадавших из очага в пункты их сбора, создаваемые по периметру очага разрушения в местах, безопасных при повторных подземных толчках и имеющих расчищенные подъездные пути.

В пунктах сбора персонал бригад машин скорой медицинской помощи и личный состав врачебно-сестринских бригад (ВСБ) оказывают пострадавшим первую врачебную помощь по неотложным показаниям.

Затем пораженных эвакуируют в сохранившиеся неповрежденными близлежащие лечебные учреждения, где им оказывают квалифицированную и, если позволяют условия, специализированную медицинскую помощь.В зависимости от состояния здоровья пострадавших их также эвакуируют в различные медицинские учреждения и больницы других городов.

В районах землетрясения важное значение приобретает профилактика массовых психических реакций (острых реактивных состояний) и паники. Для этого в ВСБ необходимо включать психиатров.

Исследования последствий землетрясения в Армении показали, что если транспортировка тяжелопораженных проводилась без оказания первой медицинской помощи, на неприспособленном транспорте (например, родственниками на личном автомобиле), то подавляющее большинство лиц либо погибали в дороге, либо доставлялись в лечебные учреждения в крайне тяжелом состоянии. Поэтому особое внимание необходимо обращать на качественное проведение медицинской сортировки и оказание первой медицинской и первой врачебной помощи в очаге бедствия.

Санитарные потери при катастрофах на железнодорожном транспорте характеризуются разным числом пострадавших, а также разнообразной структурой поражений. Основными обычно являются множественные колотые, резаные, ушибленные раны мягких тканей, переломы костей, сочетанные и множественные травмы черепа с тяжелыми сотрясениями и ушибами головного мозга. Особенность сочетанных повреждений — ранения глаз осколками стекла. При возгорании вагонов отмечается до 40 % комбинированных и сочетанных травм.

По локализации железнодорожные травмы распределяются следующим образом: голова — 60%; конечности — до 35,%; грудь, живот, нередко с разрывами внутренних органов и кровотечениями — более 20 %; бедро и крупные суставы —10—1,2 %. По степени тяжести более 50 %. составляют легкие повреждения, более 30% — средней тяжести идо 10—15 % — тяжелые и крайне тяжелые. При крупномасштабных авариях до 20 % пострадавших нуждаются в неотложной медицинской помощи.

Как показывает опыт ликвидации железнодорожных катастроф, при крушениях поездов на перегонах оказание первой медицинской помощи пострадавшим осуществляется в порядке само- и взаимопомощи с использованием аптечек и постельного белья имеющихся у проводников. С прибытием машин скорой медицинской помощи и ВСБ линейных больниц врачебно-санитарной службы железной дороги, а также медицинского персонала других ведомств, находящихся вблизи от района крушения и аварии, оказывается не только доврачебная, но и, первая врачебная помощь по жизненным показаниям с последующей эвакуацией пострадавших в близлежащие лечебные учреждения. При железнодорожных катастрофах ВСБ должны быть усилены врачами-офтальмологами.

Анализ материалов по железнодорожным крушениям показывает, что в 44 % случаев медицинская помощь пострадавшим в районе бедствия была оказана бригадами машин скорой помощи, в 16 % — персоналом медицинских пунктов вокзалов, в 11 % — работниками железнодорожных больниц. В остальных случаях оказание медицинской помощи велось вместе с медицинским персоналом близлежащих больниц.

 

 


Список литературы

"Учебник для подготовки санитарных дружин". Под ред. д.м.н. проф. Ф.Г.Захарова. "Медицина". 1972

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540
"Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

Приемы и способы действий солдата в бою МО СССр 1988г

Огневая подготовка учебник 2009г