ПРАВИЛА ПЕРЕНОСКИ И ЭВАКУАЦИИ ПОРАЖЕННЫХ

Способы обездвиживания, переноски пострадавшего при травмах различной локализации

№ п/п Место травмы Способ обездвиживания Положение пострадавшего Способ переноски
Голова, шея С боков уложить мешочки с песком или свертки одежды, фиксированные к носилочному средству На спине. При отсутствии сознания голова повернута набок Стандартные или импровизированные носилки
Грудь Не нужно Сидячее или полусидячее Стандартные или импровизированные носилки с валиком из одежды под верхнюю часть туловища
Живот Не нужно Лежа на боку с приведенными к животу ногами Стандартные или импровизированные носилки
Таз Ноги связаны между собой. Под колени подложить сверток из одежды На спине Стандартные или импровизированные носилки
Позвоночник (спина) Не нужно На спине или на животе Стандартные ил* импровизированные носилки. При переноске на спине обязателен жесткий (деревянный) щит, а на животе — валик из одежды под верхнюю часть туловища
Верхняя конечность:      
  Плечо Фиксируется к туловищу бинтами с установкой предплечья и кисти под прямым углом к плечу, подвешивается на косынке Позиция свободная. При общей слабости — сидя или лежа Самостоятельное передвижение. При общей слабости — сидя на руках или лямках носильщиков
  Предплечье С тыльной и ладонной поверхностей фиксируется импровизированными шинами (дощечками) и укладывается вместе То же То же
  Кисть Подвешивают косынку То же То же
Нижняя конечность:      
  Бедро Двумя шинами: наружная — от подмышечной впадины до пятки, внутренняя — от паховой области до пятки. Ноги связаны между собой На спине Стандартные или импровизированные носилки
  Голень Двумя шинами (передней и задней) от верхней трети бедра до пятки Сидя, а при общей слабости — лежа Лежа — на стандартных или импровизированных носилках, сидя — на руках или лямках носильщиков
  Ступня   Позиция свободная Самостоятельное передвижение при помощи импровизированных костылей или сидя на руках или лямках носильщиков

 

 

Приемы иммобилизации различных переломов показаны на рис. 17 – 23.

 

      Рис. 17. Иммобилизация верхней конечности подручными средствами
      Рис. 18. Иммобилизация при переломе ключицы
  Рис. 19. Иммобилизация при переломе бедра (голени) подручными средствами
      Рис. 22. Транспортная иммобилизация при переломе шейного отдела позвоночника
  Рис. 23. Транспортная иммобилизация подручными средствами при переломе позвоночника

 

Основная цель переноски и эвакуации (транспортировки) пораженных - быстрая их доставка к местам оказания медицинской помощи и лечения.

Соблюдение правил транспортировки и быстрая доставка пораженных на медицинские пункты и в лечебные учреждения способствуют дальнейшему успешному оказанию медицинской помощи и лечению. Однако нужно учитывать при этом, что быстрота транспортировки пораженных не всегда приносит пользу. Быстрая перевозка пораженных на плохо приспособленном транспорте, тем более по плохим дорогам, может причинить большой вред здоровью пострадавших.

При эвакуации на многих видах транспорта возможна дополнительная механическая травма, которая может отрицательно сказаться на состоянии пораженных и на эффективности дальнейших лечебных мероприятий. Причинами добавочной механической травмы при транспортировке могут быть резкие изменения скорости и направления движения на крутых поворотах и спусках, плохое состояние дорог, неблагоприятное положение транспортируемого, нарушение правил погрузки и разгрузки и много других причин.

Кровопотери и шок еще в период Великой Отечественной войны нередко возникали во время транспортировки раненых. Заместитель главного хирурга Советской Армии Н.Н.Еланский писал: "При этом шок развивается у раненых даже и без повреждения костей, но с обширными повреждениями мягких тканей, так как каждый толчок санитарной машины или повозки вызывает сокращение.мышц и раздражение нервных окончаний в ране". Наиболее щадящим способом транспортировки является переноска пораженных на носилках. Совершенно очевидно, что такая переноска ограничена расстоянием и может применяться непосредственно в очагах поражения, в местах погрузки и разгрузки пораженных, а также переноски их между функциональными подразделениями отряда первой медицинской помощи (ОПМ) и лечебных учреждений.

Щадящим способом транспортировки пораженных является перевозка их по внутренним водным путям, а такжежелезнодорожным транспортом, особенно в пассажирских вагонах. Единственным недостатком при таких способах транспортировки, особенно на близкие расстояния (до 100 км), является многократная перегрузка пораженных (необходимость подвоза пострадавших к местам погрузки, а затем перегрузка на автомобильный транспорт в местах разгрузки).

Санитарные дружины, выполняя основную свою задачу по оказанию первой медицинской помощи, могут участвовать в транспортировке пораженных при работе в очагах поражения, в ОПМ, в лечебных учреждениях загородной зоны. Знание санитарными дружинницами основных правил" транспортировки пораженных и их выполнение имеет исключительно большое значение для дальнейшего благоприятного лечения любых поражений. Надо учитывать, что к переноске и погрузке пораженных может быть привлечено большое количество необученных людей. В этих случаях санитарные дружинницы должны способствовать выполнению правил транспортировки пораженных, обучая этим правилам население в мирное время и в процессе ведения спасательных работ.