IV. Письмо элемента в прописях.
III. Знакомство с процессом письма нового элемента букв.
I. Подготовка к письму.
Структура и содержание уроков письма на элементной стадии.
Почти на каждом уроке письма на этой стадии дети знакомятся с новым элементом букв: прямой линией (короткой и длинной), прямой линией с закруглениями, прямой линией с петлей, прямой линией с овалом, доходящим до середине строки, плавной линией, овалом, полуовалом.
Рассмотрим подробнее, как строится урок письма.
Задача: подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию движений и мелкую мускулатуру мышц пальцев; повторить материал, пройденный на предыдущих уроках письма и чтения.
На этом этапе выполняются следующие упражнения в прописи или специальной тетради:
1) Повторение гигиенических норм письма (положение тетради, ручки, тела при письме);
2) Рисование, обводка, шриховка;
3) Звуковой анализ слов, составление схем-моделей; подбор слов к готовым схемам-моделям; повторение изученных на уроке чтения фонетических понятий;
4) Повторение изученных элементов букв.
II. Знакомство с графическим обликом нового элемента букв.
Задача: познакомить учащихся с особенностями графического облика нового элемента букв, научить отличать его от уже знакомых элементов.
Приёмы работы:
1) Показ образца нового элемента (на доске, в прописи и др.)
2) Рассматривание образца: сравнение с какими-либо предметами, сравнение с уже изученными элементами и др.
3) Конструирование нового элемента букв из шаблонов.
Задача: познакомить учащихся с процессом письма нового элемента букв, добиться сознательного его усвоения учащимися.
Приемы работы:
1) Показ учителем процесса письма нового элемента с подробным комментированием;
2) «Письмо» под счет в воздухе;
3) Копировальный прием: «обводка» шаблонов по направлению письма, «обводка» в прописи по пунктирным линиям; «обводка» элемента с помощью кальки и др.
Задача: выработать навык написания нового элемента.
Приёмы работы:
1) Письмо нового элемента (вначале один – два показа, потом половина строки, затем – строка до конца);
2) Анализ написанного (отметка -.- под наиболее удавшимся образцом, взаимопроверка, показ лучших работ, коллективная и индивидуальная работа над ошибками и др.)
V.Упражнения в рисовании узоров, бордюров, включающих в себя новые элементы букв.
Стадия буквенного письма.
Буквенная стадия обучения письму соответствует основному периоду обучения чтению.
Основная задача работы на этой стадии – сформировать у учащихся ясное, сознательное представление о начертании букв русского алфавита, научить их соединениям этих букв в словах. Решение этой задачи достигается, во-первых, эффективным, методически обоснованным знакомством с графическим обликом каждой новой буквы и системой упражнений, направленных на закрепление этих знаний, формирование конкретным практических умений.
В соответствии с поставленной задачей, в центре урока письма на этой стадии – знакомство с новой буквой и соединениями этой буквы в словах.
Как строится урок письма на этой стадии?
I. Подготовка к письму.
Задача: подготовить руку ребёнка к письму; повторить материал, необходимый для восприятия новой темы.
Приемы работы:
· Повторение гигиенических норм письма.
· Рисование, обводка, штриховка.
· Звуковой анализ слов, повторение фонетических понятий.
· Повторение изученных на предыдущих уроках чтения и письма букв.
II. Знакомство с графическим обликом новой буквы.
Задача: познакомить учащихся с графическим обликом новой буквы. Научить отличать ее от других букв.
Приемы работы:
· Поэлементный анализ графического облика буквы.
· Сравнение этой буквы с уже изученными буквами.
· Сравнение новой буквы с какими-либо предметами.
· Конструирование буквы из готовых шаблонов (элементов). Переконструирование.
III. Знакомство с процессом письма новой буквы.
Задача: познакомить учащихся с процессом письма новой буквы, научить их правильно и красиво писать ее и соединять с другими буквами в словах.
Приёмы работы:
· Показ учителя с объяснением процесса письма новой буквы.
· Письмо буквы под счет в воздухе.
· Копировальные приемы (обводка буквы по пунктирным линиям, через кальку, по трафаретам и др.)
· Письмо буквы в прописях.
· Анализ качества письма. Работа над ошибками.
· Упражнения в написании слогов с разными типами соединений.
IV. Упражнения в письме.
Задача: закрепить навык написания новой буквы, учить детей списывать и писать под диктовку, проводить широкую орфографическую, грамматическую и лексическую пропедевтику.
Приемы работы:
1. Списывание с готового текста.
2. Диктанты (обучающие).
3. Творческие упражнения.