Двухцепная транспонированная воздушная линия

Двухцепные воздушные линии могут сооружаться в двух вариантах — либо на отдельно стоящих одноцепных опорах, либо на общих (двухцепных) опорах (см. § 10.4).

В том случае, когда обе цепи находятся под напряжением, между ними существует взаимное электромагнитное и электростатическое влияние, приводящее к тому, что погонные реактивные параметры двухцепной линии в общем случае отличны от соответствующих параметров анало­гичной одноцепной линии. Это обстоятельство можно отразить аналити­чески, представив погонные реактивные параметры двухцепной линии х0II , b0II суммы погонных реактивных параметров одноцепной линии х0I , b0I и поправок Δх0 1-II , Δb0 1-II, учитывающих взаимное влияние цепей:

х0 II = х0 1 + Δх0 1-II (10.13)

b0 II = b0 1 + Δb0 1-II (10.14)

 

Степень взаимного влияния цепей при их одинаковом номинальном напряжении и соответственно величины Δх0 1-II , Δb0 1-II зависят от взаим­ного расположения проводов одноименных фаз разных цепей, расстояний

 

между ними и от угла сдвига симметричных систем векторов фазных напряжений (и соответственно токов) разных цепей. Согласно существу­ющей практике провода одноименных фаз разных цепей (например, А1 и А2) присоединяются к одной и той же шине (А) как на передающей, так и на приемной подстанции. В этом случае угол сдвига указанных систем векторов равен нулю. Кроме того, при сооружении двухцепной линии по первому варианту одноименные фазы занимают идентичное положение на опорах, а при сооружении по второму варианту одноименные фазы подвешиваются к общей траверсе. Оба этих фактора определяют то, что взаимное индуктивное влияние цепей в этом случае является положительным (Δх0 1-II >0), а взаимное электростатическое влияние — отрицатель­ным (Δb0 1-II < 0).

Абсолютная величина Δх0 1-II и Δb0 1-II в основном определяется рассто­янием между цепями. При сооружении двухцепных линий по первому варианту (на отдельно стоящих опорах) это расстояние значительно. В свою очередь это приводит к тому, что абсолютная величина Δх0 1-II и Δb0 1-II не превышает 1—2 % от х01, b01 соответственно. В случае же сооружения линии на двухцепных опорах (по второму варианту) эквива­лентное расстояние между цепями существенно меньше, и значения Δх0 1-II и Δb0 1-II в ряде случаев достигают 5—6 % от х01 и b01. Однако при опре­делении реактивных параметров схем замещения двухцепных воздушных линий для токов прямой последовательности (особенно при проектирова­нии) поправками, учитывающими взаимное влияние цепей, обычно пре­небрегают не только в первом, но и во втором случае, полагая х0 11 ≈ х01, и b0 11 ≈ b01.

Вместе с тем наличие взаимного влияния цепей может быть использо­вано для изменения эквивалентных реактивных параметров цепей в нуж­ном направлении. Реализации этой идеи был посвящен ряд проектно-конструкторских разработок и экспериментальных исследований на моде­лях и опытных участках. Эффект от наличия взаимного влияния цепей более существенный, чем на существующих линиях, может быть достиг­нут при дальнейшем сближении одноименных фаз линии. Это может быть реализовано при использовании изолирующих элементов в конструкции опоры и фиксации проводов фаз на опоре и в пролете с помощью изоли­рующих распорок, исключающих взаимное перемещение проводов отно­сительно друг друга и относительно элементов опоры. В последнем слу­чае соответствующие ВЛ получили название «компактных».

Наряду со сближением цепей, влияющим лишь на абсолютную вели­чину

Δх0 1-II и Δb0 1-II для получения эффекта уменьшения х0 11 по сравне­нию с х01 (что эквивалентно компенсации индуктивного сопротивления) и одновременного увеличения b0 11 по сравнению с b01, и соответствующего снижения волнового сопротивления (аналогично эффекту от расщепления

 

фаз), необходимо изменить знаки Δх0 1-II и Δb0 1-II . Это может быть достиг­нуто как за счет соответствующего изменения взаимного расположения проводов одноименных фаз по сравнению с общепринятым (рассмотрен­ным выше для двухцепных опор), так и за счет отличия угла сдвига сис­тем векторов напряжений одноименных фаз от нуля.

Изменение угла сдвига векторов может быть обеспечено как за счет отличия групп соединений трансформаторов, работающих в блоке с каж­дой из цепей, так и включением последовательно с одной из цепей специ­альных фазосдвигающих устройств. Если в первом случае возможно лишь дискретное изменение угла сдвига вплоть до 180 °, что соответ­ствует работе цепей в противофазе, то во втором он может регулироваться плавно по некоторому закону, зависящему от режима работы линии. Раз­работка линий такого типа, получивших название «управляемых само­компенсирующихся воздушных линий»(УСВЛ), является одним из перспективных направлений развития техники передачи электрической энергии на расстояние, преследующих цель создания линий повышенной пропускной способности и пониженного экологического влияния.

Другим новым направлением, также базирующимся на использовании эффекта взаимного влияния цепей, является создание так называемых «комбинированных»линий, отличающихся от обычных двухцепных тем, что размещаемые на одной опоре цепи имеют различные номиналь­ные напряжения (например, 220 и 110 кВ, 500 и 220 кВ, 750 и 330 кВ, 1150 и 500 кВ). При этом цепь с большим номинальным напряжением располагается над цепью более низкого напряжения. В результате дости­гается значительное уменьшение полосы отчуждения земли под трассу (по сравнению с сооружением цепей на отдельно стоящих опорах), а также снижение электростатического влияния на объекты, находящиеся в поле линии, однако конструкции опор усложняются, и их вертикальные габариты резко увеличиваются по сравнению с одноцепными опорами линии большего номинального напряжения (см., например, рис. 10.4). Ограничиваясь здесь лишь этой краткой информацией, отметим, что более подробное рассмотрение технических и экономических характерис­тик таких новых типов воздушных линий является предметом специаль­ного курса, посвященного передаче электроэнергии на расстояние.