Архитектура и дизайн

Георгианский стиль в архитектуре

Георгианский стиль – общее название нескольких направлений в архитектуре, искусстве и дизайне, господствовавших в Англии во времена правления четырех королей Ганноверской династии, от Георга I до Георга IV. Георгианский стиль менялся и приобретал разновидности, сохраняя при этом неизменными основные черты: гармонию и симметрию форм, простые математические отношения, много пространства, света, бледные цвета и изящный декор.

Городские и загородные дома раннегеоргианского стиля отличались симметрией и регулярностью расположения окон по фасаду здания, акцентом на высоком и богатом первом этаже дома. Декоративное оформление фасадов было признаком богатства и положения в обществе: дома богатых буржуа были украшены сложной лепниной, резьбой по дереву, сложными штукатурными работами.

Стены красили в один цвет. На гладком фоне стен активно использовались бордюры, плинтуса, панели. Выбор цвета нередко зависел от стороны света, куда выходили окна комнаты. Если на север - преобладали теплые оттенки, например, золотисто-розовые, лимонно-желтые. Если на юг - холодные, такие как лазурные, насыщенно-зеленые.

Архитекторы и предприниматели, занимавшиеся коммерческим строительством, все чаще использовали "дворцовый" фасад в центральной части домов, выделявшийся за счет фронтона и пилястр по бокам: такой красивый, богато украшенный фасад значительно повышал стоимость здания.

Приблизительно после 1840 георгианский стиль ослабел, поскольку многие стили возрождения, включая готическое Возрождение, вновь стали набирать свою силу. Георгианский стиль стал доминирующим для первой половины 19-ого столетия, однако использовался в Великобритании для определенных типов городской архитектуры вплоть до конца 1950-ых. И по сей день и в Соединенных Штатах и в Великобритании георгианский стиль используется архитекторами для строительства частных домов.

Архитектуру называют каменной летописью истории. И действительно, она прежде всего — часть материальной культуры человечества, которая несет уникальную информацию о жизни людей в давно прошедшие исторические эпохи. Она несет в себе гармонию форм, которая отражает не только духовную жизнь ушедших поколений, но и вечные тайны человеческой души. Гармонию, которая доставляет нам эстетическое наслаждение и продолжает волновать как явление современной жизни. Архитектура парадоксально соединяет в себе результат строительной деятельности и вершину художественного творчества. С одной стороны, технология, организация производства, с другой — искусство, говорящее на языке пространственных форм. Инженерный расчет, научное знание и — интуиция, творческое озарение художника. Архитектура всякий раз предстает перед нами как пространство, организованное человеком и для человека. Воспринимаемый снаружи объем архитектурного сооружения — его внешняя форма — обязательно содержит используемое человеком, то есть функционально осмысленное, внутреннее пространство (его принято называть интерьером, если речь идет об отдельном здании). Особенность любой архитектурной постройки в том, что она прочно стоит на земле в отличие, например, от машины, всегда принадлежит конкретному месту.

Архитектуре свойственны устойчивость и долговечность, и эти ее свойства обеспечиваются конструкцией. Конструкция воспринимает механические, тепловые и прочие нагрузки, противостоит всем воздействиям внешней среды, которые грозят нарушить лежащее в основе сооружения сложное равновесие взаимно противоположных и дополняющих друг друга требований, материалов, сил.