Фотоискусство настоящего

Звучит как парадокс: для того чтобы обрести и сохранить самостоятельность, фототворчество постоянно разрушает границы и рамки собственно фотографических жанров. В чем-то это сродни тому пониманию живописи, которое существовало среди художников «левых» направлений 20-х годов. Для них живопись как наименее канонизировнная область, была синонимом творчества как такового, и служила полем обнародования принципиально художественных систем: кубизма, футуризма, лучизма, супрематизма, конструктивизма и т.д. Так и фотография сегодня стала универсальным материалом искусства. Одно из ответветлений фотографии – фотография на фотографии. Переснятое фото перестает быть просто снимком и превращается в окно, реальное пространство в плоском фотографическом мире. Но этот эффект возникает, когда фотография живет в каком-то окружении. Вместо плоского опечатка фотография на фотографии становится вдруг столь же реальной и пространственной, как и среда, где находится.

Нечто подобнее происходило в старых фотоателье, где посетители фотографировались на фоне разрисованных под натуру задников, которые изображали морские и сельские пейзажи, роскошные интерьеры и замки, даже экзотическую технику вроде аэропалана или дирижабля. На снимке все это воспринималось не нарисованным, а реальном пространством, со своей перспективой и глубиной. Фотография превращалась в театр.

На этот своеобразный фотографический театр можно выстроить, работая не только с реальными предметами или крупными фотоизображениями. Героем фотографического театра может стать самый обыкновенный лист бумаги с напечатанным текстом. Слово становится предметом и деформируется по законам оптики. Благодаря универсальности своей технологии фотография позволяет объединить текст и иллюстрацию, информацию и зрительный образ, превратить книгу в авторское произведение фотопластики.

Для аскетичного и безликого современного жилого интерьера фотообъекты – возможно один из путей психологического спасения от монотонности и навязчивого однообразия.

Смысл концепции фотобъектов не в том, чтобы немедленно изменить всю среду по своей мерке. Эта идея позволяет развить представление о пространстве, о границах искусства. Каждая область творчества создает сегодня объект своего искусства. Свой воображаемый мир объектов: фантастическая бумажная архитектура, мир разрисованных трехмерных предметов или мир метафорических вещей-скульптур. Фотография и дизайн тоже по-своему на это реагируют.

 

По А.Лаврентьеву.