Архитектор ландшафта

 

Искусство создания садов и парков известно человечеству с глубокой древности. До наших дней дошла легенда о «висячих садах Семирамиды» - одном из семи чудес света. Сад был устроен на террасах дворца; вместе со строителями, возводившими здание, трудились и садовники, подбирая самые красивые и хорошо растущие при искусственном поливе растения. Сады требовали постоянного ухода: иногда они погибали, их заменяли, и картина каждый раз менялась. Чтобы сохранить удачные варианты сочетания растений, необходимо было иметь рисунок - чертеж, по которому можно было легко повторить то, что пришло в упадок. Так родились проекты садов и парков.

В числе знаменитейших произведений садово-паркового искусства – парк Версаля. Великолепные сады Италии эпохи Возрождения , представляющие своеобразные симфонии природы и архитектуры – водные каскады, фонтаны, бассейны, скульптуры в обрамлении стриженных кустарников, цветов и деревьев. Яркую страницу в истории садово-паркового искусства вписали и русские мастера – создатели ландшафтов подмосковных усадеб, парков, петербургских пригородов, садов Крыма.

Проект парка отражает его основную композиционную идею – в нем архитектор воплощает свое понимание и ощущение красоты природы. На планах парка указываются перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения, дорожки, террасы, архитектурные объекты. Архитектор рисует перспективы ланшафтнтных панорам. Как бы следуя вместе с будущим зрителем в его прогулке; останавливается для отдыха, изображая уголок со скамьями, беседку под сенью деревьев… На проектных чертежах фиксируются все элементы будущего ансамбля, включая породы деревьев и со состав трав, которые надо посеять на газонах, потому что зачастую трава, которую используют для партеров в Санкт-Петербурге, не станет расти ни в Заполярье, где сегодня тоже устраивают сады.; ни в засушливых краях Средней Азии и Казахстана.

Мастер ландшафтной архитектуры подобен скульптору, когда «лепит» поверхность земли, подчеркивая ровность партера бархатистой фактурой тщательно ухоженной стриженой травы, а крутизну склона – террасами или подпорными стенками, и формирует купы свободно раскинувшихся или геометрически правильных деревьев и кустарников, как живописец, он «пишет» пейзаж яркой зеленью травы, светлыми тонами ив и берез, темными – каштанов и дубов. Дубовые, липовые рощи в парках Пушкина, Петергофа, Санкт-Петербурга, без которых немыслим облик этого края, посажены руками человека – сами по себе эти деревья растут в этих краях неохотно. В отличие от живописного полотна, произведение ландшафтного архитектора постоянно меняется я в зависимости от времени года и дня, и он обязан предусмотреть, как оно будет выглядеть и в осеннюю пору буйства красных и желтых красок, и зимой, когда это буйство сменяется графической строгостью черных веток и стволов на фоне белизны снега.

Его можно сравнить, наконец, и с режиссером, когда он последовательно разворачивает в пространстве ряд сменяющихся картин, чередует ближние и дальние планы, умело размещает природные и архитектурные акценты, заставляя зрителя остановиться там, откуда он увидит красоту преображенной природы во всей е гармонии.

Есть одна особенность, которая отличает творчество архитектора ландшафта от творчества других архитекторов: если автор здания или сооружения видит результат своей работы сразу по окончании своей постройки, то архитектор ландшафта сможет увидеть окончательное воплощение своей мысли только через много лет.

Творчество архитектора, преобразующего ландшафт, относится к числу гуманнейших профессий, ибо он создает красоту и порядок в окружении человека.