Государственная Третьяковская галерея

Радость встречи

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Текст для аудирования

Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ.

 

Иван Николаевич Потехин, художник, старожил-угличанин, мой старый учитель рисования, одну за другой показывал мне акварели, этюды маслом, рисунки карандашом и пером, изображающие старый Углич, и вдруг так запросто и положил перед глазами этот тонкий рисунку пером, а на нем – детство, зима, счастье, на нем то, что снилось долгие годы, заветное место, к которому я так и не могла дойти во сне и не дошла наяву… А оно, оказывается, живо. И вот глядит на меня всей своей неуходящей прелестью . Оно живо, оно сохранено старым художником – этот корпус с наши окошком, выходящим к липам и зимнему дворику. Как догадался он, что этот скромный рисунок так нужен будет чьему-то ердцу? Радость встречи этой, подаренной искусством, была, вероятно, глубже той, которую ждал я от жизни… Нет, не за прошлое держался старый художник, запечатлевая и этот угол монастырского двора, и стоящий теперь на дне Угличского водохранилища Паисьевский монастырь ХV века, фиксиря облик Углича до возведения рядом с ним плотины, гидростанции, шлюза. О потомках, о будущем думал он , о наследниках, которые придут сюда принять все свое наследство и пожелают увидеть, а что же тут было много-много лет назад, и , увидев, по достоинству оценят бурное наше время, менявшее облик русской земли… Он думал, как большинство встреченных мною людей, не только о завтрашнем, но и о Большом времени, простирающемся далеко в будущее. Не мешает это, а помогает ему творчески, озарено работать для сегодняшнего.

О.Берггольц

В Москве много замечательных памятников искусства, много различных музеев. Но наибольшей известностью среди них пользуется Третьяковская галерея.

Третьяковская галерея – всемирно известная сокровищница изобразительного искусства. В ней собраны произведения живописи, скульптуры и графики, созданные национальным гением русского народа от ХI века до наших дней.

Всему миру известны произведения русских художников Андрея Рублева, Крамского, Репина, Сурикова, Левитана и многих других. Но в те годы, когда эти художники создавали свои произведения, государство не покупало картин у авторов творений, поскольку и государственных музеев не существовало. Художественные произведения расходились по частным коллекциям. Для будущего искусства России очень важно было собрать все лучшие творения русских мастеров в одну общественную галерею. Эту труднейшую задачу взял на себя Павел Михайлович Третьяков.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) был человеком высокой духовной культуры, гражданином и патриотом. С самого начала своей собирательской деятельности он поставил перед собой цель – создание в Москве национального музея русской живописи, доступного всем слоям общества, всему народу. Галерея была делом всей его жизни. П.М.Третьяков приобретал в первую очередь картины современных ему художников, которые создавали реалистические произведения, утверждавшие высокие общественные и нравственные идеалы. В то же время Третьяков в своем собрании стремился наиболее полно представить всю историю русского искусства. Он одним из первых увидел в иконах образцы национального художественного творчества.

Ядро его коллекции составили картины художников-передвижников, современников П.М.Третьякова. Художники-передвижники ставили своей целью создать искусство, близкое народу, понятное ему. Товарищество передвижников объединило энтузиастов, которые пропагандировали изобразительное искусство на всей территории России. За все время своего существования (1870-1923) передвижные выставки были организованы во многих городах России. Первый раз картины передвижников были выставлены в Петербурге в 1871 году и привлекли внимание высоким мастерством и свежестью сюжетов: «Грачи прилетели» Саврасова, «Охотники на привале» и «Рыболов» Перова, «Майская ночь» Крамского и др.

Творчество передвижников составило целую эпоху в истории русской культуры. Оно объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. Лучшие представители передвижников – Крамской, Перов, Репин, Шишкин, Суриков, Поленов,

Знаменитые картины Репина «Бурлаки», «Не ждали» и др. являются образцами художественного реализма. Мировое признание получили картины русских пейзажистов Саврасова, Шишкина, Куинджи, Поленова, Левитана.

В конце своей жизни, в 1892 году Третьяков передал свое собрание, сотоящее из более чем 1300 картин в дар городу Москве. 3 июня 1918 года правительством большевиков галерея была национализирована. В честь основателя ей присвоено название Третьяковская галерея.