ТОРНАДО

Сибирь

Сибирь - край большой науки и обильная минерально-сырьевая база России. Сибирь занимает пространство от Урала и берегов Северного Ледовитого океана до Тихого океана и степей Казахстана.

Трудно перечислить богатства этого благодатного края. В его недрах есть все: уголь и железо, цветные и редкие металлы, нефть и газ. Еще в период Великой Отечественной войны в Сибири открылся филиал Академии наук СССР. Рядом с заводами, работавшими для победы, должны были работать большие коллективы ученых: физиков, химиков, математиков. В городе Новосибирске решено было организовать большой научный центр. И вскоре недалеко от Новосибирска возник большой научный городок. Физика, химия, биология, геология, медицина были задействованы в организованных здесь институтах. В этих научных центрах стали работать именитые ученые. А со временем здесь появился и огромный институт ядерной физики, а недалеко от него - Институт неорганической химии и десятки других научно-исследовательских институтов.

(Из газет.)

 

Прочитайте выразительно стихотворение  

***

Города – продолженье природы,

Перекрестки таинственных троп.

Под железобетонные своды

Мы пришли из пещер и чащоб.

 

И песок стал витриной зеркальной,

И руда стала балкой стальной,

Глина, вставшая вертикально,

Нам предстала кирпичной стеной.

 

Но от каменных великолепий,

От чудес, что построили мы,

Манят нас молчаливые степи

И далекие манят холмы, -

 

Там, где нет ни стекла, ни металла,

Где природа дика и горда,

Где стеною глина не стала

И рудою осталась руда, -

 

Все нас тянет в лесную прохладу,

В неуют, к родниковой воде,

Будто скрягу к отцовскому кладу,

Что зарыт был неведомо где.

 

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ОТ «А» ДО «Я»

ДАРЫ ДАНАЙЦЕВ (ТРОЯНСКИЙ КОНЬ) – коварные дары, приносимые с предательской целью. Данайцы, долго и упорно осаждавшие Трою, решили прибегнуть к хитрости. Соорудив огромного коня, в котором могли спрятаться самые могучие герои, они сделали вид, что покидают Трою. Жрец Лаокоон советовал избавиться от коня6 «Боюсь данайцев (греков), дары приносящих». Но, как повествует предание, помрачили боги разум троянцев, и решили они ввезти злополучного коня в город». Сидевшие внутри коня данайские воины во главе с Одиссеем темной ночью осторожно вышли оттуда, открыли ворота вернувшимся отрядам грков, и Троя была разрушена до основания.

 

 

 

$Тесты для самоконтроля

 

21.Определите действительные причастия прошедшего времени.

a) Хранивший тайну, увядший венок.

b) Значащийся по списку, спеющие яблоки.

c) Запряженная лошадь, возмущенный отец.

d) Оконченный роман, освещенная улица.

22.Укажите предложение со страдательным причастием настоящего времени.

a) Из перин летел пух, уносимый ветром.

b) Непрекращающимся потоком шли немцы.

c) Я вспоминаю дороги Германии, заваленные повозками.

d) Мы видели перед собой горящие дома и развалины.

23.Укажите предложение с действительным причастием.

a) Над бушующим морем носились чайки.

b) Надежны рубежи, охраняемые пограничниками.

c) Бывало для забавы я писал, тревожимый младенческой мечтой.

d) Грядой волнистою туман встает меж зубчатых скал.

24. Укажите предложение с действительным причастием.

a) В саду виднелся замерзающий пруд.

b) К первой сводке, передаваемой по радио, сходились все.

c) Кусты сирени, посаженные отцом, сильно разрослись.

d) Вдали белели поля, занесенные снегом.

 

русский казахский английский
Здравоохранение Денсаулык сактау health
Большой город Үлкен кала Big city
В городских условиях Қала жағдайында urban environments
Жилая среда Турғын аумағы living environment
Индивидуальный образ жизни Жеке өмір сүру тәртібы individual lifestyle
Важная проблема Маңызды мәселе Important problem
Жители мегаполиса Мегаполис тұрғындары Residents of the city

 

Задание на СРС   Опишите картину с позиции эколога в разговорной форме. Используйте фразы возмущения, восклицания и обороты Как можно! Если бы не… Наверное, только… В действительности только такие меры…  
Задание на СРСП.Подготовьте по группам видеопрезентацию-дискуссию «Мегаполисы мира: благо или зло словременности»

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 30 Природные катаклизмы. Научно-популярный подстиль     Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  

Прослушайте текст два раза и ответьте на вопросы.  
  1. О каких стихийных бедствиях вы знаете?

2. Какие природные катаклизмы происходили на территории нашей страны?

 

¤Произнесите словосочетания с числительными:

ущерб в сумме $366 млрд., в 302 катастрофах, 29782 человека, в 70% случаях, 20493 человек, стоили $210 млрд., оценивается в $40 млрд., в 2010 она составила $123 млрд., унесло жизни 900 ее жителей, унес жизни 1430 человек,

¤Произнесите названия стран, правильно расставляя ударения:

Обрушившиеся на Японию, ядерную катастрофу на Фукусиме, напомнил о наводнении в Бразилии, землетрясении в Новой Зеландии и урагане Ирен на территории США, тропический шторм на Филиппинах.

 

Прочитайте текст, правильно произнося числительные.

 

Под понятием торнадо, или смерч, следует понимать крутящийся воздушный поток со скоростью не менее 33м/сек и масштабами по горизонтали не менее 50 (__________________) километров, по вертикали не менее 10 (________________) километров. Внутри строение торнадо напоминает воронку, ширина которой у поверхности воды или земли достигает 50-500 (____________) метров. Были случаи, когда такой поток не прекращал свое движение на протяжении 500 (______________) километров, а обычно на расстоянии около 30 (_____________) километров теряет свою силу.

Вообще торнадо окрестили воздушный поток, сформировавшийся над сушей, а смерч – над морем. Еще один вариант названия – тромб. Обычно все эти понятия считают синонимами. Так называют воздушные потоки, образовавшиеся в Европе. Ученые установили, что в северном полушарии перемещение воздуха в торнадо устремлено против часовой стрелки. Сам поток воздуха направлен по спирали вверх. Вся энергия сконцентрирована в центре такого смерча, а по бокам движение ослабевает и воздух опускается. Из-за таких процессов в торнадо вбираются песок, различные предметы с той территории, на которой образовался воздушный поток. В основном после затухания торнадо все предметы, которые он собрал, разбрасываются на территории его «гибели».

На сегодня процесс образования торнадо еще полностью не исследован. Но для всех таких воздушных потоков характерны следующие стадии.

Первая. Образование над землей воздушной воронки из воздушного облака. Как правило, это происходит при соединении теплого и холодного воздуха. Скорость движения при этом увеличивается и торнадо постепенно приобретает типичный вид.

Вторая стадия. Формирование воздушного вихря с максимальной мощностью и скоростью. При этом происходит всасывание предметов с суши или моря в воронку.

Третья стадия. Затухание вихревого потока. Поток воздуха при этом отрывается от земли и уходит в облако, из которого зародилось.

 

? Какое природное явление называют торнадо?
? Какие еще имеются варианты названия торнадо?
? Сколько стадий формирования торнадо описывается в тексте?  
? Как вы понимаете значения слов воронка, тромб, воздушный поток, спираль, затухание.

 

 

¤Найдите в тексте отглагольные существительные.

¤Переведите текст без словаря.

форм

Подберите синонимы   Типичный - … Перемещение - … Разбрасываться - Устанавливать - … Устремлено - … Образовавшиеся - … Центр - … Опускается - … Характерный - … Подберите антонимы   Максимальный - … Ослабевает - … Затухание - … Против - … Теплый - … Теряет - …. Соединение - … Опускается - … Постепенно - …

 

Опишите интересное природное явление, которое вы наблюдали

 

¤Перепишите текст, согласуя прилагательные и причастия с определяемыми словами.

 

КАК ФОРМИРУЮТСЯ ВУЛКАНЫ

 

Вулканы – проявления продолжающ… изменений Земли, под чьей корой по-прежнему находится расплавленная магма. Земная кора состоит из жестких тектонических плит, которые находятся в постоянном движении. Когда две плиты сталкиваются, возникающ… при этом давление вызывает формирование гор; когда две плиты расходятся, расплавленная масса, называем… магмой, поднимается и заполняет щель. Вулканы образуются над отверстиями и трещинами в земной коре и часто встречаются в местах столкновения двух тектоническ… плит как на суше, таки на море. Обычно их подразделяют на действующ…, уснувш… и потухш…

Между земн… корой и ядром Земли находится мантия, которая содержит магму. Магма подталкивается к земной поверхности в результате вдвигания тектоническ… плиты в так называем… магматичек… камеру. Повышение давления выталкивает магму на поверхность.

Существует несколько типов вулканов, но наиболее известный из них- конусн… В нем магма вытекает из жерла и, застывая, формирует коническ… форму с кратером на вершине. При следующ… извержении новй слой пепла и лавы ложится поверх старого, и вулкан таким образом растет.

Один из самых знаменит.. вулканов – вулкан Кракатау в Индонезии.

 

(По книге («Чудеса природы)

 

 

«Человек – царь природы». Согласитесь с тезисом или опровергните его.

 

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ОТ «А» ДО «Я»

 

ДВУЛИКИЙ ЯНУС. В римской мифологии Янус – бог времени. Изображался Янус с двумя лицами: старым и молодым. Первое было всегда обращено в прощлое, а второе – в будущее. Сейчас выражение «Двуликий Янус» означает «двуличнывй человек». В.,И.Даль пишет: «От двуликих Янусов и взялась законная поговорка наша: «Не съевши с человеком пудап соли, его не узнаешь»

 

 

$Тесты для самоконтроля

24. Укажите предложение с действительным причастием.

e) В саду виднелся замерзающий пруд.

f) К первой сводке, передаваемой по радио, сходились все.

g) Кусты сирени, посаженные отцом, сильно разрослись.

h) Вдали белели поля, занесенные снегом.

25. Укажите предложение со страдательным причастием.

a) Ветром наклоненный, стоял полуразрушенный плетень.

b) Лед неокрепший на речке студеной лежит.

c) Оттаявшая земля влажно дымится.

d) Лучи солнца заливают воздух блеском, словно дремлющий океан.

26.Укажите предложение со страдательным причастием.

a) Встречает взгляд дубраву или по кустам рассеянные сосны.

b) Казалось, мельница, машущая крыльями, приближалась.

c) Ветер, колеблющий деревья, приносит аромат липы.

d) Издали доносился рокочущий шум прибоя.

27.Укажите предложение с полным причастием.

a) Тучи дрогнули, охваченные синим огнем.

b) Вся комната янтарным блеском озарена.

c) Беседка обвита плющом.

d) Комната освещена солнцем.