Проблемы численности населения Земли
Десятки тысяч лет численность человечества росла очень медленно. До появления сельского хозяйства, примерно 10 тысяч лет назад, на всей Земле жило, вероятно, около 5 миллионов человек.
Производство продовольствия и соответствующее увеличение экологической емкости среды обеспечили дальнейшее нарастание численности людей – до 200-300 миллионов человек к началу нашей эры.
В Средние века темп роста несколько замедлился из-за опустошительных эпидемий и войн. Взлет демографической кривой совпадает с началом промышленной революции около 200 лет назад, когда прогресс науки, медицины и экономики позволил вновь расширить емкость среды обитания человека. Этот ускоренный рост продолжается и поныне.
Различают четыре характерных экологических фактора, эффективно ограничивающих потенциально бесконечный рост природных популяций. Это климат, хищники, болезни и пища.
Климатический фактор, прямо или косвенно влияющий на численность и распределение большинства наземных видов, над человеком уже не властен. Способность изготавливать одежду, строить жилье, использовать дополнительную энергию для регулирования температуры и влажности позволила человеку почти полностью нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятного климата на демографические процессы.
Несмотря на несомненные успехи медицины, болезни полностью не побеждены и остаются для человечества опасными факторами, способными влиять на ход демографических процессов. Недостаток пищи или каких-то ее важных компонентов всегда был и остается важным фактором, влияющим на выживание населения отдельных стран и регионов. Рост производства продовольствия снижает смертность и тем самым способствует росту численности населения Земли.
Ответьте на вопросы: |
- Какова численность населения Земли в настоящее время?
- Какие факторы влияют на численность населения Земли7
- Какие факторы, влияющие на численность населения Земли, не актуальны на сегодняшний день?
Прочитайте стихотворение Роберта Рождественского |
Много нас – людей – на белом свете.
Маются серьёзные умы:
В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!
Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст
Города вступают как нарывы.
Очень много, слишком много нас!
Много нас!
Учёный бомбу хвалит.
Много нас!
Эсминец рвёт волну.
Много!..
Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.
Какова основаня мысль поэта? Что означают последние строки стихотворения?
§ | Грамматический комментарий |
МИКРОТЕМЫ НАУЧНОГО ТЕКСТА – ЭТО ЧАСТИ ОБЩЕЙ ТЕМЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ПО СМЫСЛУ |
¤Выделите микротемы текста. Составьте простой план.
¤Объясните значения слов и выражений: экологическая емкость, опустошительные эпидемии, климатический фактор, нейтрализовать воздействие.
Замените пары простых предложений сложными, используя союзы в скобках или интонацию и знаки препинания. Объясните их постановку. |
1 Невозможно охватиь все стороны взаимоотношений человека с природой. Взаимоотношения общества с действительностью многообразны (так как).
2. Любая сторона этого взаимодействия должна строиться на разумном использовании природных богатств. В их число входит и лес (а).
3. Лес обеспечивает жизнедеятельность человека. Он влияет на климат, на газовый состав атмосферы, на температуру и количество воды на земной поверхности, регулирует численность и разнообразие животного мира (так как).
4. Охрана лесов – одна из важнейших экологических проблем. От их решения зависит будущее нашей планет (и).
5. Мы любим свой дом. Его зеленый наряд радует глаз и греет сердце.
¤Подберите по два-три согласованных и несогласованных определения к существительным:
________________ рост _______________
________________ фактор _____________
КАКОЙ?_______________ прогресс ____________ ЧЕГО?
_______________процесс ___________
________________успех _____________
¤Прочитайте. Выделите в тексте микротемы. Составьте план текста.
. Стремление человек проовдить свою хозяйственную деятельность с учетом законов природы привело к возникновению науки экологии. В переводе с греческого экология – это наука о доме, о непосредственном окружении человека, которое представляет живая и неживая природа. Экология изучает природу как взаимодействие всего живого с неживым, она исследует отношенпия растений и животных, их видовмежду собой и окружающей средой. Задача экологии – помочь человеку сохранить биологическое равновесие в природе, создаваемое связями живой и неживой природы, потому что от этого зависит будущее планеты, будущее человеческого общества.
В ХХ1 век человечество вошло в состоянии экологической катастрофы, и в ее устранении должен участвовать каждый из нас.
Предложите свои варианты решения экологической проблемы вашего региона. Текст оформите в виде пунктов конкретной программы предполагаемых действий. |
Опишите действия людей на картинке. Используйте не менее пяти-семи глаголов движения, действия. Тема: «Экологические проблемы прикаспийского региона»
¤Впишите пропущенные буквы.
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРИРОДНЫХ ВОД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Химический состав природных вод первоначально формирует...ся из вод атмосферных осадков. Эти осадки (не)д...стил...ирован...ая вода. Влага испаря-ясь с поверхности ок...ана захватывает соли растворен...ые в нем пр...имущественно хлориды и сульфаты. По дороге к нам водян...ые лары погл...щают многие другие вещества выброшен.-ые в атм... сферу предприятиями автомашинами и самолетами. По этой причине снег и дождь .выпадающие в Ярославской области как и в других содержат различные соли кислоты и прочие вещества далеко (не)безвредные для растений животных и человека. Проникая в почвы и грунт атм...сферные воды вымывают из них соли ки-слоты и органич...ские вещества и через короткое время существен.-о меняют их качествен.,.ый состав. Кол...ичество растворен.. .ых веществ и химический состав речных вод зависят от длительности контакта воды с грунтами их физического состояния от сезона года .
Во время половодья талые (мал)/м...нерализован...ые воды как правило стекают по отстаивающему грунту и (по)зтому почти (не)обог...щают...ся солями (в)следстви... чего поступая в речную сеть они снижают минерализацию речных вод. В переходный период от весен...его половодья к летнему уровню русла рек заполняют... ся довольно минерализован.. ыми водами насыщен...ыми (не)только естествен...ыми солями но и минеральными удобрениями ядохими-катами продуктами органического распада. Эти воды держат...ся в русле (не)долго (в)скоре их вытесняют подземные воды и (по)этому минерализация речных вод возрастает отличаясь особен...ой в...личиной в годы с ни...ким поло-водьем. Осенью особенно дождливой м.-.нерализация рек падает но через пол-тора два месяца быстро увеличивает...ся. Наиболее м...нерализован...ы речные воды в феврале марте.
Однако существует один очень важный фактор который нарушает хими-ческий состав вод определя...мый природными процес...ами. Этот фактор хозяй-ствен...ая деятельность нас...ления.
Изменение химического состава вод обусловлен...о сбросом в реки озера ок...ан сточных вод которые уменьшают в водоемах кол.-.ичество раство-рен...ого кислорода изменяют условия разл ..жения органических веществ увеличивают к .нцентрацию азота фосфора гяж...лых металлов соединений хлора ядохимикатов. Качество воды оценивает...ся по нескольким показателям цветности запаху ж .сткости содержанию солей железа марганца и некоторых других веществ.
К середине XX века проблема качества воды к...снулась всех развитых в экономическом отношении стран. Часто (не)достаток пресной воды обусловлен качествен...ым ист.. щением водных ре... урсов то есть эагр. знанием и засоре-нием водоемов различными химическими веществами и мусором.
(По В.Л. Рохмистрову)
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ОТ «А» ДО «Я»
ГЕРКУЛЕСОВ ТРУД . Это Выражение восходит к имени одного из прославленных гереов древнегреческих мифов – Геракла (геркулеса), который совершил двенадцать героических подвигов. Поэтому выражение Геркулесов труд означает героические подвиги, великие дела, сопряженные с необыкновенными трудностями. |
Составьте предложение с этим выражением
$Тесты для самоконтроля
9. Выберите простое предложение.
a) КазГАСА ведущий вуз Республики Казахстан в области архитектуры дизайна и строительства.
b) Из стен академии вышли десятки тысяч выпускников которые являются известными специалистами.
c) Многие выпускники занимают руководящие посты некоторые из них руководят крупными компаниями.
d) Преподаватели академии которые известны в республике и за ее пределами создают научные школы и направления.
14.Выберите простое предложение.
a) КазГАСА представляет собой многопрофильную структуру.
b) При академии есть лицей который набирает учащихся 10 и 11 классов.
c) При КазГАСА есть подготовительные курсы которые готовят абитуриентов к вступительным экзаменам.
d) В академии создан Совет попечителей который оказывает материальную поддержку отличникам учебы.
15.Укажите предложение с фразеологическим оборотом.
a) Рукопись эта проливает свет на некоторые обстоятельства.
b) Часовые на мосту мокнут одиноко.
c) В ворота въехала красивая рессорная коляска.
d) Город этот никак не уступал другим губернским городам.
16.Укажите односоставное распространенное предложение.
a) В нашем городе быстро темнеет.
b) Закат был сух.
c) Гости пришли с большим букетом цветов.
d) Вокзал, суета, шум.