Различия между устной и письменной речью

Критерии отличия   Устная форма   Письменная форма  
1. Способы   кодирования   Выражена звуками (акустическим кодом)   Выражена буквами (графическим кодом)  
2. Механизмы порождения     Создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки   Подготавливается, записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию  
3. Механизмы восприятия     Воспринимается сразу, непосредственно   Осмысливается при многократном чтении  
4. Грамматические и лексические особенности   Наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Предел количества слов для звучащей речи – от пяти до девяти.     Четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции.  
5. Виды норм   Орфоэпические, в частности, акцентологические требования   Орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования  
6. Выразительные   возможности   Обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой.   Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.  
7. Характер адресата   Зависит от того, как воспринимают речь, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга.   Речь обычно обращена к отсутствующим (адресат не оказывает влияния).  

 

Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основы – внутренней речи.

 

Прочитайте текст. Раскройте скобки. Поберите синонимы к выделенным словам.  

 

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ

 

Концерт был написан в конце 1847-начале 1875 года. Музыка его проникнута жизнерадостностью, оптимизмом. Концерт состоит из (три) частей.

В (первая) часть вводит большое вступление торжественного характера. Подобно (гимн) звучит у скрипок его основная тема, сопровождаемая аккордами фортепиано, которые придают музыке мощь и величие. В (первая часть) звучат три темы: первая – напев слепцов, услышанный Чайковским на Украине, вторая воспиринимается как сладостное признание, мольба; третья близка по жанру (колыбельная песня).

Во второй части звучит вальс – скерцо, в основу которого положена мелодия французской песенки, (напевавшаяся) в семье Чайковского.

Третьья часть выдержана в радостных, ликующих тонах. Она вопринимается как картина народного веселья. основаня мелодия построена на базе украинской хороводной песни. Идея (произведение) – торжество (светлые силы).

КРАСНОЙ НИТЬЮ. В конце 18 столетия в английском флоте во избежание хищений при изготовлении морских канатов стали вплетать в них красную нить, извлечь которую можно было только распустив весь канат. Отсюда переносный смысл выражения красной нитью, применяемого тогда, когда хотят сказать о какой-нибудь мысли, пронизыыающей отдельное высказывание ил целое произведение от начала до конца.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ОТ «А» ДО «Я»

 

¤Прочитайте отрывок текста

Музыкальная индустрия России на изломе десятилетий

Первые десять лет нового тысячелетия кардинально изменили не только российскую, но и всю мировую музыкальную индустрию. Начало десятых годов ознаменовалось крушением незыблемых авторитетов, вековых традиций, а также вполне, казалось бы, устойчивых музыкальных институтов и учреждений. Их место заняли не только организации, от которых никто не ожидал взлетов и прорывов, но даже структуры, о возможности существования которых в музыкальной индустрии буквально несколько лет назад вообще не догадывались. Драматические изменения, произошедшие за десять лет в демографической структуре и стиле развития экономики России, – лишь одна из сторон медали. Главный фактор, повлиявший на столь разительные перемены, – это революция в области высоких технологий, сравнимая по своим масштабам с внедрением общепринятой нотной записи Гвидо д`Ареццо в XI веке, темперированного строя И.С.Бахом в XVIII веке и звукозаписи Томасом Эдисоном в XIX веке. Сейчас доступность и распространенность музыки в самых различных видах и формах поражает воображение, при этом самым парадоксальным образом лишая её создателей средств к существованию – вплоть до ухода из профессии. В 2011-м мы с полным основанием можем заявить: у нашей музыкальной индустрии – новое лицо. Привлекательно ли оно, внушает ли доверие и уверенность в завтрашнем дне? 10. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях. Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.). Дайте варианты стилистической правки предложений.

(Из Аналитического доклада информационного агентства Intermedia, включенный в Российский музыкальный ежегодник - 2011.)

http://www.newsmusic.ru/news_3_23999.htm

? Ответьте на вопросы:
  1. О каких изменениях в музыкальной жизни России говорится в докладе?  
  2. Чем обусловлены эти изменения?  
  3. Дайте ответ на вопрос, посталвенный автором. Обоснуйте свою точку зрения.  
  4. .

 

Расскажите о своих любимых исполнителях. есть ли среди них русские музыканты? Чем привлекает к себе их творчество?

$Тесты для самоконтроля

 

44.Укажите математический термин.

e) Логарифм

f) Бюджет

g) Антоним

h) Кредит

45.Укажите лингвистический термин.

e) Синоним

f) Уравнение

g) Кредит

h) Государство

46.Укажите нейтральное слово.

e) Небо.

f) Фундамент.

g) Геодезия.

h) Арка.

47.Укажите строку с терминами.

e) Атом, морфема

f) Качество, товар

g) Думать, говорить

h) Будущее, настоящее

 

Русский Казахский Английский
Музыка Музыка Music
Оркестр Оркестр Rchestra
Инструмент Аспап Tool
Инструментальный Аспаптык Instrumental
Дирижер Дирижер Conductor
Музыкальное искусство Музыкалық өнер Аrt
Вкусы Қызығыш Tastes

 

Задание на СРС 1. Сходите на концерт классической музыки. Опишите свои впечатления. Подготовьте текст для пересказа   НАРОДНАЯ ПЕСНЯ   Казахский народ богт песнями. В этих песнях запечатлена многовековая история народа, его надежды, думы, мечты. Песня звучала всюду: в лачугах и мазанках, на воле и в застенках, на ярмарках и в бескрайней степи. Жизнь кочевника немыслима без песни. Звонкой песней джигит открывал той, песни пели на игрищах за аулом, песней встречали рождение ребенка, с нею проовжали человека в пслдений путь. В дни празднеств за каждой юртой звучал шарапазан. «Песня – украшение джигита», - говорит народ. Акыны-импровизаторы пользовались у наода особым уважением, были самыми желанными гостями. Богатство кичливого бая бледнело пред искусством певца.   2. Выразите свое отношение к тезису « Нет плохой музыки. Есть плохое исполнение».
СРСП Видеопрезентация «Моя любимая музыка»

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

 

 

Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема: «Русский язык» 5 № 24 Музыкальные инструменты Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна

 

Послушайте текст. [1, с. 80].Ответьте на вопросы:  
? 1. В чем особенность рояля как музыкального инструмента? 2. Какие еще музыкальные инструменты вы знаете?

 

2Прочитайте текст

.

"На арфе играет лишь тот, кто свободен и знатен"

 

Арфа - один из самых древних музыкальных инструментов человечества. Происхождение арфы начинается от лука с натянутой тетивой. Арфы, изображенные на фресках из египетских гробниц (бенты), своей формой еще напоминают луки, а эти арфы не самые древние, самую древнюю арфу археологам удалось обнаружить при раскопках шумерского города в Мессопотамии, её возраст оценивают в четыре с половиной тысячи лет. Арфа не раз упоминается в Библии, она была самым распространенным и любимым музыкальным инструментом на древнем Ближнем Востоке, в Греции, Риме. Арфа Аполлона является символом прекрасного и романтического.

В Европу арфа попала в начале средних веков и пользовалась большой популярностью, особенно в Ирландии, где до сих пор ее изображение используется во многих государственных символах, в том числе, на гербе и президентском флаге.

Как эффектный сольный и как аккомпанирующий инструмент арфу широко использовали и любили ведущие русские композиторы: Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие. Из европейских композиторов арфой наиболее широко пользовались Г.Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист. Рихард Вагнер в своей опере "Золото Рейна" использовал в оркестре шесть арф, но обычно в оркестре используют одну-две арфы.

 

 

Объясните значения слов, выделенных курсивом.

 

¤ Определите тип предложений в тексте.

Арфа имеет треугольную форму, на раму натягивают струны, в настоящее время используется 45-47 струн, но в разные времена и у разных народов их количество было от 7 до 30. Считается одним из самых красивых инструментов в оркестре. Её рама украшена резьбой и орнаментом, иногда и золотом с перламутром, а изящ-ные очертания скрывают треугольную форму. Вес арфы может достигать 20 килограмм. Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны.

¤Определите тип речи в микротексте.

 

Поддержите с напарником беседу на тему «Нам песня строить и жить помогает»

 

¤Ответьте на вопросы:

1. С какого времени ведет свою историю арфа в качестве музыкального инструмента?

2. Когда арфа попала в Европу?

3. Кто из русских композиторов сочинял произведения для арфы?

 

Напишите эссе «Музыка в моей жизни»
Прочитайте текст

 

Имя замечательного казахского музыканта-исполнителя Курмангазы Сагырбаева известно далеко за пределами Казахстана. С юных лет проявил он большие способности в игре на домбре и очень скоро прославился в родном краю как прекрасный музыкант, сочинитель мелодичных песен и кюев, которые летели по всей необъятной казахской степи. Вслушайтесь в его мелодии. Словно ветер проносится над степью, пригибая седой ковыль.

В конце тридцатых годов ХІХ века в краю, где жил Курмангазы, произошло восстание под предводительством Исатая Тайманова. Волнения были жестоко подавлены. Композитор навсегда запомнил страдания народа и посвятил им свой кюй “Кишкентай”.

Годы нужды и странствий не сломили Курмангазы. Его песни выражали безграничную любовь к родному краю. Курмангазы сочинил прекрасные песни для своего народа, которые уже полтора столетия звучат над степями Казахстана и далеко за его пределами.

Ø Озаглавьте текст.

Ø Составьте план.

Ø Перескажите по плану.

 

Прослушайте музыкальный отрывок. Опишите словами картину, которую вы представили при его прослушивании.

 

 

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ОТ «А» ДО «Я»

 

 

КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ

Рассказы древних зоологов о том, что крокодил, терзая свою добычу, продивает горючие слезы, послужили основанием для крылатого выражения крокодиловы слезы, то есть фальшивые

 

$Тесты для самоконтроля

 

48.Укажите строку с лексикой научного стиля.

e) Реферат, диссертация, логарифм.

f) Ясная лазурь, огненный свет.

g) Башковитый, безмозглый.

h) Объявить благодарность, рабочий стаж.

49.Выберите нужное слово: В одну из ночей пробегает гроза, а после …веет густым теплом.

a) Неё

b) Их

c) Ей

d) них

50.Укажите жанр научного стиля речи.

a) Отзыв

b) Интервью

c) Автобиография

d) Рассказ

 

ГЛОССАРИЙ

 

Русский Казахский Английский
Музыкальный инструмент Музыкалық аспап Musical instrument
Арфа Арфа harp
Фортепиано Фортепиано piano
Композитор Сазгер composer
Певец Әнші singer

 

Задание на СРС.Опишите один из казахских музыкальных инструментов.
Задание на СРСП Выразите свое отношение к тезису «Национальные музыкальные инструменты – душа народа»  

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

 

 

 

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 25 Реклама в СМИ. Синтаксис научного текста.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  

 

 

Прослушайте текст. Ответьте на вопросы. 1.В чем преимущество рекламы в прессе? 2. Что необходимо для успешного проведения рекламной акции?

 

 

Прочитайте текст.  

«Для того, чтобы реклама была эффективной, необходимо, чтобы ее замечали, читали, понимали, верили ей и действовали в соответствии с ней».

Д. Старч

 

Очевидно, что рекламу делают не для того, чтобы показать друзьям или выставить на конкурс. Реклама, в отличие от художественных произведений, не является самоцелью, - это вполне конкретное торговое средство. Ее основная задача, как правило, - привлечь и удержать интерес наибольшего количества определенных людей, способствовать принятию ими покупательского решения. Выполнение такой задачи по силам только грамотной, эффективной рекламе. Эффективность рекламы зависит от многих факторов: от содержания и формы сообщения, от соответствия ему средства распространения (газеты, журнала, телевидения, радио и т.д.), от его размера, от времени и количества публикации или выхода в эфир. Рекламное объявление состоит из двух групп элементов - визуальных и вербальных. Или другими словами - из оформленных иллюстраций и текста. И текст, и иллюстрирование вносят свою лепту в общее дело качественного воздействия на потребителя. Известно, что около 80% всей новой информации запоминается человеком визуально. Видимые им объекты помогают наиболее достоверно, полно, быстро и легко сформировать образ то­вара или услуги, связать его с определенными мыслями и эмоциями. Изображение, как средство коммуникации, очень удобно. Людям зачастую про­­ще что-либо нарисовать, чем объяснить словами. Слово - более абстрактный знак, чем изображение, и потому воспринимается труднее. Текст рекламы обладает, в сравнении с визуальными средствами, большей конкретностью. Он указывает точное место и время события, явления, приводит четкие факты и аргументы, имеет ярко выраженные начало и конец, порядок восприятия. Большинство людей читают рекламу для получения точной информации. Поэтому они, хотя и замечают в первую очередь изображения, основное внимание уделяют буквам и цифрам. В силу своей конкретности, точности, текст обладает весомой убедительностью. Именно он призван окончательно склонить потенциального покупателя к нужному решению. Иллюстрация и текст - равноправные партнеры, два важных структурных компонента рекламы, служащих единой цели: повлиять на потребителя. Соотношение вербальных и визуальных элементов в каждой конкретной рекламе подбирается, исходя из контекста самого предложения потребителю, а также в зависимости от выбранного подхода реализации поставленных задач.  

 

? Ответьте на вопросы:
  1. Для чего делают рекламу?  
  2. Из каких элементов состоит рекламное объявление?  
  3. Какова роль иллюстрации и текста в рекламе?    

Познакомьтесь со значением фразеологизмов

ВНОСИТЬ ЛЕПТУ

Слово "лептос" по-гречески означало: тоненький, мелкий; "лептой" называлась самая мелкая древняя монетка.

В одной из евангельских притч рассказывается про бедную вдову, которая во время сбора пожертвований в храме положила в жертвенную чашу рядом с богатыми дарами знатных людей все, что у нее было, - две жалкие лепты. Но Богу, говорится в притче, эти лепты вдовицы были приятнее остальных сокровищ.

"Лептой вдовицы" называют всякое скромное пожертвование, сделанное от чистого сердца. Выражение "внести свою лепту" означает: сделать свой, пусть небольшой, посильный вклад в общее дело.

 

Просклоняйте слово:

 

 


И.п. Большинство

Р.п. ______________

Д.п. ______________

В.п. ______________

Т.п. ______________

П.п. ______________

 

 

Составьте предложение с существительным большинство в форме любого из косвенных падежей.

Найдите в тексте однокоренные слова.

Подберите однокоренные слова к слову склонить

Объясните значения слов и выражений:


§ Грамматический комментарий
ЗАПОМНИТЕ! Для научной речи характерно: 1 использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания итак, таким образом, следовательно, стало быть. 2. употребление союзных слов поэтому, потому что, тогда, отсюда 3. подчеркивание связи между частями текста: Теперь перейдем к вопросу о…, Наконец, можно отметить, что…, Приведу еще пример…, Остановимся на…, Далее отметим… 4. употребление сложных оборотов, например, …по Менделееву 5. употребление цепи родительных падежей установление (чего?) зависимости (чего?) длины (чего?) линии (чего?) волн рентггеновских (чего?) лучей (чего?) атома.
Определите типы всех предложений текста«Реклама в СМИ»

¤Подсчитайте процентное соотношение разных типов предложения в тексте:

Простые ______________________

Сложные _____________________

Сложносочиненные ____________________

Сложноподчиненные ___________________

Бессоюзные сложные предложения ________________

 

¤Сделайте вывод об особенностях синтаксиса научной речи

В НС чаще всего употребляются _________ предложения

Для НС характерно употребление цепи ________________ падежа

В НС для подчеркивания отношений между частями высказывания употребляются ____________

¤Прочитайте юмореску и попробуйте заменить повторяющиеся в ней слова. Подберите к ним языковые и контекстуальные синонимы

Скажите сами

Встретился мне один молодой писатель.

- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

- Конечно, - сказал я.

- Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

- Я скажу тебе правду, - сказал я.

- Скажи, - сказал он.

- Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», - сказал я.

- Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

- Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

- Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

- Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

- Я сказал то, что думал, - сказал я.

- Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.

- Повтори, что ты сказал? - сказал я.

- Что сказал, то и сказал, - сказал он.

- Еще слово скажешь? - сказал я.

- Скажу еще больше, - сказал он.

- Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе. Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

$Тесты для самоконтроля

 

56.Укажите вид обстоятельства в предложении: Люди работали спокойно.

a) Образа действия.

b) Места.

c) Времени

d) Причины.

57.Укажите строку с вводными словами, характерными для научной речи.

a) Например, таким образом

b) По-моему, к счастью

c) Короче говоря, так сказать

d) Понятно, ну да

58.Закончите фразу: Научному стилю присуща такая лексика…

a) Учебник, пособие, монография

b) Объявить благодарность

c) Горные вершины, лазоревый свет

d) Смышленый, глазастый

59.Определите стиль текста. Основными компонентами компьютера являются процессор, память, устройство ввода и вывода. С помощью устройства ввода программа и исходные данные попадают в память. Программа содержит последовательность инструкций, которую выполняет процессор. Результаты выполнения программы поступают в устройство вывода.

a) Научный стиль

b) Художественный стиль

c) Официально-деловой стиль

d) Разговорный стиль

.