Период политической раздробленности Древней Руси. XII - XIII вв. 4 страница
1560 г. - были осуждены и низложены руководители Избранной рады А. Адашев и Сильвестр;
1566 г. - обсуждение хода Ливонской войны и условий перемирия с Литвой;
1568 г. - по требованию Ивана IV был низложен митрополит Филипп;
1619 г. - собор санкционировал избрание патриархом Филарета;
1632 г. - обсуждение хода Смоленской войны;
1651, 1653 г. - вопрос о воссоединении с Украиной и войне с Польшей и т.д.
Подавляющее большинство соборов созывались царской администрацией, их права не подкреплялись законами, решения не были обязательными для царя. Так, во времена Алексея Михайловича соборы после обсуждения вопросов подавали царю челобитные: "мы думаем так-то и то-то, а впрочем, во всем твоя государева воля". А.Н. Медушевский считает, что говорить об ограничении царской власти соборами можно лишь с формально-юридической точки зрения. По мере усиления самодержавия роль сословно-представительных органов падает, и к концу XVII в. созыв Земских соборов прекращается. Как и Боярская дума, соборы были окончательно ликвидированы Петром I.
История сословно-представительных органов Московской Руси неоднозначна. С одной стороны - Боярская дума, Земские соборы и Освященный собор зависели от царской власти, с другой - приобретали большое влияние и учредительную власть в кризисные периоды. Царизм не обладал еще сильным управленческим аппаратом, военной и полицейской мощью, - окончательно искоренить земские традиции он еще не в силах.
Центральные отраслевые органы Московской Руси - приказы были не сословно-представительными, а бюрократическими органами. Приказная система складывалась с конца XV до второй половины XVI вв. по мере расширения территории и усложнения управления. В середине XVII в. их число доходило до 70. Приказы подчинялись Боярской Думе и царю. Наиболее важными были приказы Посольский, Челобитный, Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Разбойный, Холопьего суда, Сибирский и др. Были также дворцовые и патриаршьи приказы. Приказная система была громоздка и неоперативна, но достаточно эффективна. Ей были свойственны развитое делопроизводство, надежность, жесткий контроль над финансовыми ресурсами.
Местное управление. Основными территориальными единицами Московского государства были уезды, волости и станы. С середины XVI в. главным звеном местного управления стали воеводы. Воевода управлял уездом, концентрировал в своих руках военную, административную, полицейскую и судебную власть, контролировал земских и губных старост, на окраинах заведовал охраной границ. Он подчинялся Боярской думе и царю. Судебно-полицейскую власть осуществляли губные избы, а административно-судебную - земские избы, которые избирались всеми свободными сословиями, включая черносошных крестьян. Но на деле они выполняли государственные функции, несли "тягло".
Общественно-политическая жизнь Московской Руси была наполнена социальными взрывами и народными восстаниями. Их причинами были неравномерность в распределении тягла, ужесточение крепостного права, рост государственных налогов и повинностей. Социальные движения были настолько частыми и массовыми, что XVII в. получил название "бунташного" века. Отметим наиболее крупные народные движения: 1648 г. - "соляной бунт" в Москве и 50 других городах; 1650 г. - восстания в Новгороде и Пскове; 1662 г. - "медный бунт" в Москве; 1668-1676 гг. - "Соловецкое сидение" - самое крупное вооруженное выступление раскольников; 1670-1671 гг. восстание под предводительством донского казака Степана Разина; 1681-1683 гг. - башкирское восстание;
1682 г. - "хованщина" - выступление московских стрельцов и солдат, поддержанных горожанами.
Социальная борьба свидетельствовала о том, что еще оставалась возможность развития сословно-представительной (ограниченной) монархии. Однако тенденция усиления самодержавия была ведущей в политической жизни России. Первым самодержцем был Иван Грозный, в годы Смуты самодержавие было ослаблено. Первые Романовы проводят политику укрепления самодержавной власти: усиливается влияние "ближней государевой думы" вместо Боярской Думы; падает значение Земских соборов; укрепляется власть воевод на местах и увеличивается число приказов, повышается роль бюрократии; растет число стрелецких полков и полков иноземного строя вместо поместного ополчения; усиливается давление царской власти на православную церковь.
Это закрепляло все большую независимость царской власти от общества, усиливало его военно-бюрократические основы, что подготовило утверждение абсолютизма в Петровскую эпоху.
Лекция 4. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII - СЕРЕДИНЕ XIX вв.
Н.С. Воротникова, И.Д. Попов
В XVIII - первой половине XIX вв. российское самодержавие достигло наивысшего могущества, приняв все черты абсолютной монархии: ликвидация сословно-представительных органов, развитый бюрократический и полицейский аппарат, регулярная армия, единая и всеобъемлющая налоговая система, единое законодательство и экономическая политика. На внешнеполитической арене Российская империя стала одной из ведущих мировых держав. Для сохранения этого положения страна вынуждена была постоянно проводить модернизацию, т.е. обновление государственного устройства и преодоление технико-экономического отставания от развитых стран. Особенностью модернизации и европеизации на этом этапе стала их нацеленность на укрепление самодержавия и сословного строя, а не демократизацию общественно-политической жизни. Поэтому прогрессивные преобразования зачастую сопровождались реакционными мерами.
Правление и политика Петра I
К концу XVII в. в России зародились тенденции и явления, которые стали предпосылками петровских преобразований: в политической сфере - укрепление самодержавия; в экономике - формирование всероссийского рынка; в сословной политике - служилая и тяглая система, крепостное право, сближение вотчинного и поместного землевладения, отмена местничества. Вместе с тем, в развитии страны обнаруживалось экономическое и военно-техническое отставание России от Европы, что грозило утратой национального суверенитета. Отсутствие выхода к морям делали экономически неэффективной внешнюю торговлю России. Восстания и бунты постоянно подогревали социальную напряжённость и сдерживали внутреннее развитие. В этих условиях началось царствование Петра I Великого (1682 - фактически 1689-1725 гг.).
Своё самостоятельное правление Пётр начал с попытки завоевания выхода к Чёрному морю. В результате двух Азовских походов (1695, 1696 гг.) была взята турецкая крепость Азов, но удержать её впоследствии не удалось. Для создания коалиции против Турции Пётр отправился вместе с "Великим посольством" (1697-1698 гг.) по странам Западной Европы. Он ознакомился с законами, обычаями, культурой, наукой, техникой, политическим строем европейских стран, а также нанял для работы в России множество иностранных специалистов-волонтёров. Но коалицию против Турции создать не удалось.
После этого Пётр начал готовить войну со Швецией, которая контролировала выходы к Балтийскому морю. Ещё во время Азовских походов был создан флот (1696 г.), а с 1699 г. (постоянно - с 1705 г.) в результате военной реформы армия полностью стала комплектоваться на основе рекрутских наборов (направление человека с определённого количества дворов на пожизненную службу). В 1700 г., организовав "Северный союз" с Польшей, Данией и Саксонией, Россия начала Северную войну (1700-1721 гг.)со Швецией. После крупных побед русских войск под Полтавой (1709 г.), в морских сражениях у мысов Гангут (1714 г.) и Гренгам (1720 г.), был подписан Ништадтский мир, по которому Россия присоединяла Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию и Карелию, завоевав тем самым выход к Балтийскому морю.
Большая часть правления Петра прошла в войнах, и именно они определяли сущность, темпы и очередность реформ, этим объясняется и не всегда продуманный характер преобразований.
Модернизация в сфере государственного управления преследовала цели повышения его эффективности, а также централизации и укрепления самодержавной власти. Первым масштабным преобразованием стала областная реформа 1708 г., разделившая страну на 8 губерний во главе с губернаторами, обладавшими всей полнотой административной, судебной и военной власти. В 1719-1720 гг. губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции - на дистрикты во главе с земскими комиссарами.
В 1711 г. был учреждён Сенат - высшее законосовещательное, исполнительное и судебное учреждение. Сенат назначался царем и был полностью ему подчинён. В том же году учреждалась Фискальная служба Сената, которая должна была контролировать все государственные учреждения и пресекать злоупотребления чиновников, а в 1722 г. - еще один орган высшего надзора - прокуратура. Генерал-прокурор подчинялся только императору и возглавлял Сенат, прокуроры и фискалы - также направлялись в Синод и коллегии.
В 1717-1721 гг.старая система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена коллегиями, сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены. Были созданы коллегии иностранных дел, военная (армия), адмиралтейская (флот), вотчинная (дворянское землевладение), камер- (сбор государственных доходов), штатс-контор- (расходы), Ревизион- (финансовый контроль), коммерц- (таможня и торговля), берг- (горно-металлургическая промышленность), мануфактур- (лёгкая промышленность), юстиц- (судопроизводство). В 1720 г. на правах коллегии был образован Главный магистрат, координировавший работу органов городского управления - магистратов.
В 1721 г. был образован Синод, ставший высшим церковным учреждением Российской империи после отмены патриаршества. Синод контролировал обер-прокурор, его и членов Синода назначал император. Тем самым произошло полное подчинение церкви императорской власти.
Главным итогом реформ стала централизация власти и создание разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений. В 1721 г. Россия была провозглашена империей, а Пётр принял титул императора. Этот акт даже с формальной стороны навсегда покончил с сословно-представительной монархией и утвердил абсолютную власть монарха. В 1722 г. Пётр издал указ о престолонаследии, по которому отменялся жесткий принцип передачи престола от отца к старшему сыну, а наследник назначался по воле монарха. Только спустя 75 лет указ был отменён императором Павлом I.
Модернизация экономической сферы главной целью ставила содержание 300-тысячной армии, а также создание конкурентоспособной отечественной промышленности. Для этого государство последовательно проводило политику протекционизма, т.е. поддержки отечественного производства, торговли, и установления высоких пошлин на импортную продукцию. В частности, через систему откупов на производство и продажу некоторых товаров были введены монополии (на соль, алкоголь, дёготь, щетину и т.д.), которые не только приносили доходы казне, но и ограждали отечественное производство от зарубежной конкуренции. По принятому в 1724 г. "Таможенному тарифу" вводились беспрецедентно высокие пошлины на иностранные товары, а некоторые могли выпускаться только в России.
Бурное развитие получила промышленность, которая стала приобретать многоотраслевой характер. Были построены крупные металлургические (Урал, Карелия), оружейные (Сестрорецк, Тула, Петербург, Подмосковье), текстильные (Москва, Ярославль, Казань) заводы. Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России.
Затронула модернизация и сельское хозяйство, остававшееся основой экономики: вместо серпа принудительно вводилась коса-литовка (давала 10-кратную экономию труда при жатве), привозились новые культуры (картофель, табак, виноградники, тутовые деревья), выписывались новые породы скота.
Для пополнения доходов казны вводились новые налоги, в числе которых были и такие специфические, как налог на бороды, бани, рыбную ловлю, мельницы, дубовые гробы. Кроме того, появилось около 40 косвенных налогов, из них наиболее высокий доход приносили гербовые сборы - налог с гербовой бумаги, которая использовалась для официальных документов. В 1718 г. Петром была проведена перепись населения, а в 1724 г. - введена подушная подать: для крепостных крестьян - 74 коп. в год, для государственных крестьян - 1,14 руб., для горожан - 1,2 руб. Облагались податью только мужчины ("души"), независимо от возраста. Дворянство, духовенство, солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Выплата подати непосильным бременем легла на городское и крестьянское население, тем самым победа над шведами и реформы фактически были оплачены разорением страны (П.Н. Милюков).
Сословная политика Петра также была продиктована стремлением поставить на государственную службу все слои населения. Сам же сословный строй постоянно укреплялся. Для дворян вводилась обязательная пожизненная государственная служба, при этом родовое начало вытеснялось личной выслугой. По указу о единонаследии 1714 г. поместья и вотчины были уравнены в статусе, а землевладение сохранялось только за одним наследником (у основной массы дворян появлялась материальная заинтересованность в государственной службе). В 1722 г. был принят "Табель о рангах", по которому военная, гражданская и придворная служба разделялась на 14 рангов, причем должность уже низшего 14 ранга давала личное дворянство, а с 8 - потомственное.
В жизнь городов вводились европейские институты: магистраты (органы городского самоуправления), ремесленные и купеческие гильдии. Сами же горожане были поделены на регулярных (члены гильдий и цехов) и "подлых" (чернорабочие, наймиты, поденщики). Регулярные горожане имели право выбора магистрата. Однако магистраты занимались в основном хозяйственными вопросами и были полностью подчинены центральной власти. Т.е. городское управление, по сути, не было самоуправлением, а служило цели более эффективного взимания налогов и подушной подати.
Политика Петра по отношению к государственным крестьянам характеризовалась усиленной мобилизацией их ресурсов: крестьянство несло на себе всё бремя войны, являлось основным костяком русской армии и плательщиком подушной подати, выполняло многочисленные повинности: строило верфи, крепости, заводы, города, обеспечивало постой и снабжение армии.
Эксплуатация крепостных крестьян также ужесточалась. Помещичьи крестьяне выполняли барщину и платили оброк своим хозяевам, а также выполняли государственные повинности и платили подушную подать. Кроме того, для решения проблемы нехватки рабочей силы на предприятиях крепостные крестьяне приписывались к мануфактурам, работая на них вместо уплаты подушной подати (приписные), другие - продавались в собственность частным мануфактурам (посессионные).
Петровская модернизация в культурной сфере положила начало перехода от традиционного общества к современному. И хотя преобразования в культуре коснулись преимущественно высшего сословия, именно эту сферу наиболее глубоко затронула европеизация. Были основаны первые светские учебные заведения, Санкт-Петербургский университет (1719 г., закрыт после смерти Петра), Академия наук (1724 г.); появились музеи, театры, газета ("Ведомости"), публичные библиотеки. С 1700 г. Новый год стал отсчитываться с 1 января, а само летоисчисление - с Рождества Христова. Дворян и горожан обязали стричь бороды, носить европейские наряды. Вводилось обязательное обучение для дворян, для них открывались школы (цифирные, навигацкие, математические, артиллерийские, медицинские, инженерные, гарнизонные).
Оценка политики Петра неоднозначна. Проводя в жизнь прогрессивные европейские нововведения (коллегиальность в управлении, модернизация промышленности и сельского хозяйства, поддержка предпринимательской инициативы, регулярная армия и флот, просвещение и т.д.), Пётр последовательно укреплял самодержавие и сословный строй, ужесточал централизацию власти и эксплуатацию трудового населения, а реформы проводил преимущественно насильственными методами. Дискуссионным остаётся и вопрос о глубине петровской модернизации. Сам же Пётр в европеизации видел, прежде всего, механизм укрепления внешнего могущества и внутреннего порядка Российской империи, рассматривая ее лишь как преходящее явление.
Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)
После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов, закончившуюся воцарением Екатерины II в 1762 г. Это период политической и династической нестабильности: за 37 лет в России правило 6 монархов: Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Иоанн VI Антонович, Елизавета Петровна и Пётр III.
Основными тенденциями эпохи дворцовых переворотов в политическом развитии были: повышение влияния и роли дворянства и гвардии, их попытки ограничения самодержавия, растущая роль императорских фаворитов, сокращение и упорядочение деятельности бюрократического аппарата. В экономике - рост мануфактурного производства, формирование всероссийского рынка, отказ от жёсткого протекционизма. В сословной политике - значительное увеличение привилегий дворянства и ужесточение крепостничества. Характерной чертой эпохи также стал отказ от некоторых петровских преобразований, вызванный отсутствием таких незаурядных монархов, как Пётр I, а также перенапряжением сил страны во время его правления.
Екатерина I (1725-1727 гг.) была провозглашена императрицей гвардией. Неограниченное влияние на нее оказывал А.Д. Меньшиков, ставший фактическим правителем государства. Влиятельные дворянские группировки добились учреждения Верховного тайного совета (1726-1730 гг.), который правил от имени императрицы и сосредоточил в своих руках всю власть в стране. Были произведены некоторые перемены: сокращены чиновничьи структуры, смягчён таможенный тариф, ликвидировано самоуправление в городах, снизилась подушная подать, упразднены дистрикты и восстановлены уезды.
При малолетнем императоре Петре II (1727-1730 гг.) фактическая власть также принадлежала Верховному тайному совету. После смерти Петра II именно Верховный тайный совет решал вопрос о престолонаследии: на русский престол была приглашена герцогиня Курляндская Анна Иоанновна (1730-1740 гг.)- дочь Ивана V (брата и соправителя Петра I). При этом была сделана попытка ограничения самодержавия: Анну обязали подписать "Кондиции"(условия правления). Императрица без согласия Верховного тайного совета не могла объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, жаловать должности и вотчины, лишать дворянина жизни и имущества, вступать в брак и назначать наследника престола.
Однако после восшествия Анны на престол часть дворянства, недовольная узурпацией власти верховниками, подала прошение восстановить самодержавие. Анна разорвала кондиции, распустила и подвергла опале Верховный тайный совет. Фактическим правителем России становится её фаворит Э.И. Бирон, а всё правление Анны получило название "бироновщины". Характерными её чертами были засилье иностранцев в государственном управлении и армии, взяточничество и казнокрадство чиновников, ужесточение политического режима. Так в Сибирь было сослано около 20 тыс. человек, и около 1000 человек - казнено. Во время правления Анны был также отменён указ о единонаследии (1731 г.), а служба дворян ограничена 25 годами (1736 г.).
Анна Иоанновна назначила своим преемником Иоанна VI Антоновича (1740-1741 гг.), своего внучатого племянника (внука сестры), которому было 3 месяца. Регентами были его родители - герцог Антон Брауншвейгский и Анна Леопольдовна. Через год в результате гвардейского переворота, совершенного дочерью Петра I Елизаветой, Иван VI был свергнут с престола.
Правление Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) было нацелено на возрождение петровской политики. Императрица демонстрировала приверженность ко всему русскому, уволила многих иностранцев с важных государственных постов, были восстановлены права Сената. В 1743 г. Елизавета подписала указ об отмене смертной казни. Для развития экономики важнейшее значение имела ликвидация в 1753 г. внутренних таможен. Бурно развивалась культура: были открыты первый в России Московский университет (1755 г.), первый русский театр (1756 г.), Академия художеств.
В 1757 г. Россия вступила в Семилетнюю войну (1756-1763 гг.) против Пруссии. В 1761 г., когда русские войска практически разгромили прусскую армию, Елизавета скончалась. Императором стал её племянник Пётр III (1761-1762 гг.), кумиром которого был прусский король Фридрих II. Петр III прекращает войну и возвращает Пруссии все завоёванное. Правление его было довольно противоречивым. Он ликвидировал Тайную канцелярию, прекратил преследование старообрядцев, в 1762 г. издал "Манифест о вольности дворянской" (дворяне освобождались от обязательной службы). Вместе с тем пренебрежение ко всему русскому и поклонение перед немцами вызывало недовольство при дворе. Против Петра сложился заговор, в результате которого император погиб, а на престол взошла его жена Екатерина Алексеевна.
"Просвещённый абсолютизм" Екатерины II (1762-1796 гг.)
Екатерина II Великая была по-европейски образованной правительницей, вела переписку с французскими философами (Вольтер, Дидро, Монтескье), которые олицетворяли эпоху Просвещения. Основными идеями просветителей были рационализм и гуманизм, критика феодального устройства общества и господства церкви, а также теория естественных (прирождённых) прав на жизнь, свободу и собственность, которыми должен обладать каждый человек, т.е. они имели либеральный характер. Справедливое общественное устройство, по мнению просветителей, можно достичь преобразованиями "просвещённого" монарха. Эти идеи лежат в основе политики Екатерины II, получившей название "просвещённого абсолютизма". Однако в условиях самодержавно-крепостнической России политика приняла противоречивый и непоследовательный характер, и зачастую приобретала прямо противоположные тенденции: закрепление сословного строя, увеличение дворянских привилегий, ужесточение крепостного права, усиление самодержавия.
Главным методом реформирования общества императрица считала справедливые законы. Для составления нового Уложения, учитывавшего интересы всех сословий (вместо устаревшего Соборного Уложения 1649 г.), в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия. Она формировалась как выборное сословно-представительное учреждение из 572 депутатов от дворян, горожан, казаков и государственных крестьян. Пытаясь провести в новое Уложение идеалы Просвещения, Екатерина составила "Наказ". Однако деятельность комиссии не принесла результатов: депутаты отстаивали только права и привилегии своих сословий. В 1768 г. Екатерина фактически распускает комиссию.
Наиболее важными во внутренней политике Екатерины были следующие мероприятия:
1763 г. - реформа Сената. Он был разделён на 6 самостоятельных департаментов с жестко разделенными полномочиями. Сенат обладал высшей исполнительной и судебной властью, был органом надзора, Тайная экспедиция Сената выполняла функции политической полиции.
1764 г. - проведена секуляризация (передача государству) церковных земель. В результате была значительно пополнена государственная казна, упразднено 500 монастырей, 1 млн. душ монастырских крестьян перешли государству. Влияние церкви ещё более ослабло, духовенство полностью зависело теперь от финансировавшего его государства.
1775 г. - губернская реформа. Территория Российской империи была поделена на губернии и уезды, провинции были ликвидированы. 2-3 губернии объединялись в наместничества, генерал-губернаторы (наместники) подчинялись императрице и возглавляли местное управление. Во главе губерний стояли губернаторы, уездов - избираемые дворянами капитаны-исправники, города управлялись городничими. Финансами занимались казённые палаты и казначейства. Создавалась также новая судебная система: для дворян действовали уездные и верхние земские (в губерниях) суды, для горожан - городовые и губернские магистраты, для крестьян - нижние (в уездах) и верхние (в губерниях) расправы. В сословные суды избирались заседатели от самих сословий. В губерниях также создавались общесословные суды - палаты уголовного и гражданского суда, совестный (примирительный) суд. Судебные органы подчинялись только Сенату и императрице.
В экономической сфере Екатерина поддерживала предпринимательскую инициативу и стремилась освободить её от стеснений. В 1762 г. были отменены монополии в торговле. В 1775 г. издан Манифест о свободе предпринимательства, который разрешил представителям всех сословий (включая крепостных) открывать предприятия без разрешения правительственных органов. Это способствовало бурному росту мануфактурной и кустарной промышленности. В 1769 г. были выпущены первые ассигнации (бумажные деньги) и учреждён Государственный банк, открывались коммерческие банки. Однако сохранение крепостного права препятствовало более интенсивному развитию экономики и становлению капиталистического общества.
Проводилась новая социальная политика. В губерниях по реформе 1775 г. создавались приказы общественного призрения, ведавшие школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, воспитательными домами для сирот, больницами, богадельнями и тюрьмами. Создавались бессословные школы: в уездах - малые народные училища, в губерниях - главные народные училища. А открытием в 1764 г. Смольного института благородных девиц было положено начало женскому образованию.
Сословная политика Екатерины характеризовалась стремлением законодательно оформить права, привилегии и обязанности всех сословий. В 1785 г. была дарована "Жалованная грамота дворянству". Она закрепляла освобождение дворян от налогов, повинностей и обязательной службы, телесных наказаний, монопольное право владения землёй и крепостными и др. Дворянство получало также право самоуправления в виде дворянских собраний.
В том же 1785 г. была издана "Жалованная грамота городам", которая закрепляла права и обязанности городского населения. Оно делилось на 6 разрядов, имевших разный правовой статус: настоящие городские обыватели (верхи города, владельцы недвижимости), гильдейское купечество, цеховые ремесленники, иногородние граждане, именитые граждане (специалисты) и мещане (все остальные городские жители). В городах вводилась система самоуправления: каждые три года горожане избирали общую городскую думу, шестигласную думу, городского голову и магистрат.
Для государственных крестьян было подготовлено Сельское положение с аналогичной структурой: права, обязанности, общинное самоуправление. Но оно не было введено в действие. Уступая интересам дворянства, Екатерина II резко ужесточила крепостное право: помещик имел право отправить крепостного в ссылку и на каторгу (1765 г.); крестьянам запрещалось жаловаться на своих помещиков (1767 г.); широких размеров достигла раздача государственных крестьян и превращение их в крепостных. Кроме того, Екатерина стремилась ликвидировать казачье самоуправление и казачьи привилегии. Это вызвало восстание под предводительством Е.И. Пугачёва (1773-1775 гг.). Оно быстро приняло антифеодальный характер: его поддержали огромные крестьянские массы. И, несмотря на подавление восстания, угроза новой "пугачёвщины" пугала власти и помещиков вплоть до отмены крепостного права.
В целом, несмотря на противоречивость внутренней политики, в екатерининскую эпоху была продолжена политика модернизации России, начатая петровскими преобразованиями.
1796-1801 гг. - правление императора Павла I. В своей довольно противоречивой политике, Павел часто руководствовался отказом от екатерининских порядков. Он отменил Жалованные грамоты дворянству и городам, ликвидировал наместничества, изменил судебную систему и т.д. В 1797 г. был отменён петровский указ о престолонаследии и устанавливался принцип передачи престола от отца к старшему сыну. Закон о трехдневной барщине несколько смягчил крепостное право: помещикам рекомендовалось ограничить барщину 3 днями. Государственное управление подверглось жёсткой регламентации, армия - палочной дисциплине и введению прусских порядков. В 1801 г. против Павла созрел заговор, в результате которого император был убит, а престол занял его старший сын Александр I.
Правление Александра I (1801-1825 гг.): борьба либеральной и консервативной тенденций
К моменту восшествия на престол Александра страна нуждалась в коренном реформировании. Сословное неравенство людей, крепостное право, устаревшая административная система, отсутствие развитой промышленности сдерживали развитие России и углубляли отставание от европейских стран, угрожали ее статусу великой державы. Решение этих проблем было связано с демократизацией общественно-политической системы, что вызывало недовольство дворянства и бюрократии. Поэтому во внутренней политике самодержавия боролись реформистские и консервативные тенденции.
Александр I первые годы своего царствования пытался продолжать политику "просвещенного абсолютизма" и дальнейшее реформирование страны. Программа реформ разрабатывалась Негласным комитетом, состоящим из приближённых Александра (П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский), а также Непременным советом - высшим законосовещательным органом, перед которым стояла задача подготовки проектов реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права и введения Конституции. Работу Непременного совета с 1807 г. возглавил М.М. Сперанский.
В первые годы правления Александр провел некоторую либерализацию страны. Он восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил политическую амнистию, ликвидировал Тайную экспедицию и отменил пытки, ввёл автономию университетов (1804 г.). Было ослаблено крепостное право: запрещены продажа крепостных без земли и с разделением семьи, публикация объявлений о продаже людей, право помещиков отправлять крестьян на каторгу, барщина ограничивалась тремя днями в неделю. По указу "О вольных хлебопашцах" (1803 г.) помещики по своему желанию могли отпускать крепостных на волю с землёй за выкуп или по договоренности. Но дальнейшие шаги по ослаблению крепостного права натолкнулась на упорное сопротивление дворянства.