ГЛОССАРИЙ
№ | русский | казахский | английский |
Континенты | Континент | continents | |
Регионы | Аумақ | regions | |
Урбанизацией | Урбанизация | urbanization | |
Ландшафта | Ландшафт | landscape | |
Небоскребы | БиІк тургын уйлер | skyline | |
Город будущего | Болашақ қаласы | City of the future | |
Новые технологии | Жаңа технологиялар | New technologies |
Задание на СРС. 1Найдите по материалам Интернет проекты города будущего и опишите несколько из них словами. 2Составьте диалог, в котором попытайтесь объяснить собеседнику, не знающему о том, что такое термины, смысл и назначение терминов в научной речи. Приведите своему собеседнику примеры строительных терминов и разъясните их значения. Формат – минимум четыре вопросные реплики и четыре ответные реплики. |
Задание на СРСП. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991
2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с
3. http://topref.ru
4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.
5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.
6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.
Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема: | «Русский язык» № 14 Архитектурные стили. – 1 час. Разграничение терминологических и нетерминологических значений слов. Терминологические словари. | Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна |
Прослушайте текст «Этимология – история слов». Заполните тест. |
? | Любая отрасль науки и искусства нуждается |
А) в передаче накопленного опыта
Б) в финансовой поддержке
В) в компетентных специалистах
? | Передача опыта от поколения к поколению - это |
А) содержание и введение
Б) завещание и наследование
В) образование и обучение
? | Слова, которыми пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют |
А) интересный и своеобразный мир
Б) лексический запас языка
В) словарь разговорных слов
? | Передача накопленного опыта возможна только |
А) в электронной форме
Б) в языковой форме
В) в табличной форме
? | Объяснением происхождения слов занимается |
А) фразеология
Б) этимология
В) терминология
? | В этимологии много |
А) «белых смыслов»
Б) «белых пятен»
В) «белых слов»
? | Ответьте на вопросы: |
1. Какова основная мысль автора? | |
2. В чем нуждается любая отрасль науки и искусства? | |
3. Посредством чего новая физическая теория или открытие становятся достоянием человечества? | |
Без чего, по мнению автора, невозможно образование и обучение? | |
Что изучает наука этимология? | |
Как вы понимаете фразеологизм «белое пятно»? Приведите пример употребления этого выражения в речи. |
Перескажите прослушанный текст. |
¤Опираясь на «пирамиду», охарактеризуйте лексический состав научного стиля речи
Термины
Общенаучная лексика
Общеупотребительная лексика
ЛЕКСИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Прочитайте текст. |
_______________________________________________
Термин «готика», «готический» впервые употребили историки эпохи Возрождения для характеристики средневекового искусства. Этот стиль отличает повышенная одухотворенность, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к индивидуальному, к красоте реального мира. Основным заказчиком строительства была церковь. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей предыдущих лет. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за церковными постройками устремлялись вверх, в небо, и городские постройки. В замысле городского, а не монастырского собора проявились новые идеи католической церкви, новое представление о мире. В готическом соборе все элементы стали подчиняться единообразной системе.
Главное отличие готического собора – устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды с выступающими ребрами, выложенными из камня, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний облик собора.
? | Ответьте на вопросы: |
| |
| |
| |
| |
| |
|
¤Озаглавьте текст. Сформулируйте основную мысль текста.
¤Объясните значение выражений подбором синонимов или переводом на казахский язык одухотворенность, интерес к человеческим чувствам, красота реального мира, устремлялись вверх, динамичность, единообразная система.