ПОДСТИЛИ И ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

  Собственно-научный Научно-информативный Научно-справочный Учебно-научный Научно-популярный
Жанры Монография Реферат Словарь Учебник   Книга
  Статья Аннотация Справочник Лекция   Статья
  Доклад Тезисы Энциклопедия   Лекция

 

Существует ряд факторов, которые влияют на особенности создания научного текста:цельработы (представить новое знание, изложить известные фаты, научить чему-либо), ееобъем (большой, средний, малый), степень подготовленностиаудитории (специалисты, учащиеся, неспециалисты; взрослые, дети, письменный или устныйхарактер текста. Различное сочетание этих факторов определяет жанровое разнообразие научных текстов, среди которых выделяют собственно-научные, научно-информативные, научно-справочные, учебно-научные, научно-популярныетексты.  
Прочитайте микротексты. Попробуйте определить подстиль и жанры текстов.

1.Статья А.В.Киселева посвящена актуальной научной проблеме создания и функционирования малых предприятий в условиях рыночной экономики.

Автор статьи дает довольно обстоятельную характеристику малых предприятий, действующих в конкуренции с крупными производителями товаров, обращает внимание на возникновение неизбежных трудностей пр решении вопроса обеспечения предприятий материально-техническими ресурсами.

2.Проектно-сметная документация – комплекс документов, содержащих технологические, объемно-планировочные, конструктивные и организационные решения, технико-экономические и стоимостные показатели строительства новых, расширение, реконструкции или технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений.

3.Природный камень как строительный материал известен с глубокой древности. Высокая механическая прочность и долговечность позволили использовать его в качестве стенового материла в строительстве различных сооружений, а красивая окраска и богатая текстура обусловили его применение для архитектурного оформления уникальных сооружений, храмов, дворцов. Украшением старорусских городов (Москвы, Киева, Суздаля, Владимира и др.) до сих пор являются белокаменные соборы, воздвигнутые древними мастерами.

4.В прошлом великие открытия совершались, как правило, одним человеком. Коперник, Ньютон, Максвелл, Дарвин… Даже когда закон носит двойное имя (Ломоносова-Лавуазье, Бойля-Мариотта), это обычно значит лишь то, что открытие сделано учеными одновременно. Каждый из них работал сам по себе и обычно не знал о поисках другого.

Время одиночек, однако, уходит в прошлое. Журналы, переписка, конгрессы, всемирная информационная сеть – число связей растет. Начинают складываться школы, во главе которой стоит признанный ученый. Важнейшие научные проблемы эпохи просто не могут быть решены усилиями отдельных людей. Нужны сотни и тысячи специалистов различных областей, десятки больших и малых открытий, продолжающих и дополняющих друг друга.

 

Прочитайте. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть. Составьте простой план. Переведите текст по составленному плану.

 

УЧЕНЫЙ

 

Ученый. Так в старину называли человека, обученного чему-либо, владеющего определенными знаниями или просто грамотой. Вероятно, на заре науки, когда книги были редкостью, это качество действительно казалось очень значительным: ученый человек знал нечто такое, чего другие не знали, не могли знать.

Сегодня положение неизмеримо сложнее. Резко возрос объем знаний. Намного увеличилось число различных энциклопедий, книг, справочников. Широко доступен Интернет. Появились компьютеры, способные сохранять и перерабатывать большой объем информации, выдавать справки, выполнять множество подсобных операций. Поэтому сейчас нет нужды в «ходячих справочниках», зато очень велика потребность в ученых-творцах, способных не аккумулировать старые знания, а создавать новое, двигать науку вперед.

Что для этого нужно? Природные способности плюс воспитание? А что такое природные способности? Поддаются ли они развитию? И как именно их развивать? Не вообще развивать, а так, чтобы человек стал ученым? Ученым в сегодняшнем понимании слова – творцом, созидателем.

На эти вопросы исчерпывающих ответов наука пока не имеет, хотя ищет давно. Среди многих методов, которыми она пользуется, самый древний и самый простой – это изучение личности и биографии великих ученых. Ведь по крайней мере в одном можно быть уверенным: все они люди талантливые. Попытки привести талант к «общему знаменателю» пока что безуспешны. Единственно твердо установленный факт относится к возрасту. Абсолютное большинство важнейших достижений науки принадлежит ученым в возрасте от 26 до 40 лет.

Конечно, талант и гениальность прямо от возраста не зависят. Но если человек этими качествами обладает, обычно проявляются они в период наибольшей его творческой активности.

И тем не менее есть два качества, без которых успех в науке действительно невозможен: смелость мысли и любовь к делу. Когда одного великого ученого спросили: «Как вам удалось сделать открытие?» – он ответил: «Мне очень хотелось знать, мне было просто интересно». Тот же, кому не хочется узнать, кому это не интересно, тот ничего интересного и не узнает. Мозг человека – даже самый совершенный – только скрипка. А смычок, который заставляет ее звучать, – жажда познания.

? Ответьте на вопросы:
  1. Кого в старину называли ученым?
  2. Какие ученые нужны современной науке?
 
  1. Каким должен быть современный ученый?
  4. Каков средний установленный средний возраст ученого?  
  5. Без каких качеств невозможно стать ученым?  
  6. С чем сравниваются мозг и жажда познания авторами статьи?
Составьте диалог на тему «Каким должен быть ученый?»

 

¤Распределите слова и словосочетания по областям знаний. Составьте рассказ с использованием любых 5 слов и словосочетаний из предложенных.

 

Архитектурный, композиция, наследование генетических признаков, строительный материал, учебный материал, бетон, декоративное искусство, купол, урок, авангардизм, интерьер, дидактический, усвоение знаний, молекула, химическое вещество, строение атома, генотип, хромосома, строительная конструкция, методика обучения, каменная отделка, готический стиль, химическая реакция, известковый раствор, архитектурный проект.

 

¤Подготовьте вопросы для дискуссии на тему «Кому принадлежит будущее науки?»

 

Вставьте вместо пропусков вводные конструкции и уточняющие обороты, данные ниже:

____________, во всем остальном картина чрезвычайно пестрая. ____, Ампер был рассеянным. А Дэви, _________, нет. Франклин прожил яркую жизнь, много путешествовал. Биография же Ньютона, _____________, бедна внешними событиями: учеба, научная деятельность, соседний городок Грантам, Кембридж и Лондон – больше нигде он не был. Циолковский, ______________, всю жизнь безвыездно прожил в Калуге. Многие ученые, _____________, с детства проявляли необыкновенные способности. ____, Софья Ковалевская уже в раннем детстве легко разбиралась в сложнейших законах математики. Альберт Эйнштейн, __________, развивался медленно, поздно начал говорить. Быстрая сообразительность вообще не была ему свойственна. Иван Павлов, __________, обладал превосходной памятью. Чарльз Дарвин жаловался, что постоянно все забывает. Даже такое необходимое ученому качество, как наблюдательность, присуще далеко не всем из них.

 

как нам известно, как оказывается, к сожалению, отец космонавтики , так, например, особенно математики, напротив

 

¤Расставьте ударения в словах.

Обученный, наибольший, гениальность, абсолютное, установленный, безвыездно, деятельность, превосходной, аккумулировать, ходячих.

 

¤а) Подберите антонимы к словам:

Гениальность, необходимое, быстрая, сложнейший, пестрая, звучать, успех, внешними, талант.

 

¤б) Подберите синонимы к словам:

Неотложный, непредвиденный, скрытый, творческий, мыслительный, исключительный, исследовательский, колоссальный, титанический.