Глоссарий

Русский Толкование Казахский Английский
Гипотеза Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений гипотеза Hypothesis
Эксперимент Опыт эксперимент Experiment
Предположение Догадка, предварительное соображение Дәлелдеу Assumption
Подтвердить Признать правильность чего-нибудь Дәлел Confirm
Догадка Предположение о вероятности, возможности чего-нибудь. Жүзеге асыру Guess
Обосновать Подкрепить доказательствами   Justify

 

 

Задание на СРС.Выучите определения специальной лексики.
Задание на СРСП.Коллоквиум «Наука для общества».

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

4. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

5. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

 

 

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 7 История науки. Научный стиль. Характерные черты научного стиля.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  

 

Прослушайте текст. Объясните значения слов посол, ставка, предместье, цитадель, шахристан, торгово-ремесленные ряды. Перепишите эти слова с толкованием. Составьте предложение со словом цитадель.

 

 

 

? Тараз называли

А) «городом мастеров»

Б) «городом мудрецов»

В) «городом купцов»

 

? Тараз представлял собой город

А) классического образца

Б) современного образца

В) европейского образца

? Окружность города составляла

А) 40-40,5 км

Б) 4-4,5 км

В) в 400-400,5 км

? В городе…

А) печатались книги

Б) процветали ремесла

В) чеканились монеты

? Город достиг расцвета в …

А) IХ-ХII веках.

Б) ХХ-ХХI веках

В) ХVIII- ХIХ веках

 

? Ответьте на вопросы:
  7. Что вы знаете об истории старинных городов Казахстана?
  8. С каким историческим явлением тесно связана история Тараза?
 
  1. Какие инженерные коммуникации были проложены в городе?
  10. Как укреплялась окружность города?  
  11. В какой исторический период произошел расцвет города?  
  12. Какие еще старинные города Казахстана вы знаете?

 

Перескажите прослушанный текст.
Прочитайте текст.

 

_________________________________________

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производственную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научных знаний.

Непосредственные цели науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности.

Оформление науки в качестве социального института произошло в ХIV - начале ХV вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. До этого сохранение, воспроизводство науки как самодеятельного образования осуществлялось преимущественно неформальным образом – путем традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения ученых.

 

¤Озаглавьте текст.

 

? Ответьте на вопросы:
  4. Что включает в себя понятие «наука»?  
  5. Опишите цели науки.  
  6. Когда произошло становление науки как части общественного знания?  
  7. В какой части света зародилась наука?  
  8. В каких разных значениях употребляется слово «наука»?
  9. Как передавалось научное знание до описываемого времени?

 

¤ Откуда, по-вашему мнению, взят данный текст? Какова задача автора текста? Переведите текст.

 

Найдите в тексте предложения с однородной связью.

¤Найдите в тексте отглагольные существительные.

¤Объясните значения слов и выражений: систематизация, общественное сознание, совокупность, научная картина мира, отражение действительности, социальный институт, самодеятельное образование, неформальным образом. Употребите эти выражения в речи.

) Составьте реплики вопросов диалога.

А. - …?

Б. - Наука- сфера человеческой деятельности.

А. - …?

Б. - Непосредственные цели науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности.

А. - …?

Б. - Оформление науки в качестве социального института произошло в ХIV - начале ХV вв.

А. - …?

Б. – Чаще всего неформальным образом – с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения ученых.

 

¤Чем отличается составленный вами диалог от ваших повседневных разговоров в кругу семьи и друзей?

¤Составьте микротекст, используя отглагольные существительные

 

Познавать окружающий мир, проектировать новый комплекс, адаптировать научный текст, анализировать проблему, оснащать измерительной аппаратурой, использовать научные термины, усвоить научный стиль речи, употреблять слова в прямом значении, расширить сферу влияния, выполнить полученное задание, закрепить пройденную тему, сопоставить данные.