Глоссарий

 

Русский Казахский Английский
Прогресс прогресс Progress
Развитие дамыту Development
Перспективный перспективты Perspective
Фундаментальный Негізгі Fundamental
Эффективный Эффекті Effective
Закономерность Заң Pattern
Исследование Зерттеу Study
Задание на СРС. Объясните значения слов и выражений при помощи перевода на казахский язык или подбора синонимов:   закономерность - ___________________, комплексный ______________________, опережать ________________________, перспективные ____________________, фундаментальный __________________, эффективность _____________________    
Задание на СРСП. Видеопрезентация об истории одной из наук.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

1. «Техника в ее историческом развитии». М.: Наука, 1979//Колл. авт. С.В. Шухардин, Н.К. Ломан, А.С. Федоров

2. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

3. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

4. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

5. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

 

 

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 6 Вопрос об истине в науке. Вопросный и назывной планы.     Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  

 

Прослушайте текст. Заполните тест.

 

 

? Какие вещи открылись перед маленькими экскурсантами во время посещения музея

А) волшебные

Б) замечательные

В) удивительные

 

? Слово «лапидарий» происходит от

А) греческого слова

Б) латинского слова

В) немецкого слова

? Слово «ляпис» обозначает

А) опора

Б) камень

В) медь

? Володя и его товарищи видели

А) мраморные позолоченные перила

Б) цветные витиеватые изразцы

В) серые рубчатые колонны

? Музей в городе скопирован со старинного

А) греческого храма Тезея

Б) греческого храма Артемиды

В) греческого храма Зевса

 

? Ответьте на вопросы:
  1. Где Володя и его товарищи столкнулись с удивительным для себя открытием?
  2. Что именно поразило детей?
  3. Где раньше встречались мальчикам изображения лапидариев?  
  4. Чему удивились маленькие посетители музея?  
  5. Что хранилось в стенах музея?
  6. Какие удивителные открытия приходилось вам совершать в детстве?

 

Перескажите прослушанный текст.

 

 

Прочитайте текст и озаглавьте каждую из его частей.  

___________________________________

1. Наука в существе своем состоит в систематическом разыскании утверждений истины. Поэтому для науки, для научного мировоззрения, для ученого вопрос об истине является основным. Научное исследование направляется заинтересованностью исследователя, который не стремится заранее извлечь из объекта какую-либо пользу, а хочет лишь понять. В отличие от этой чисто научной позиции инженерно-научный, «прикладной» подход направляется желанием извлечь из объекта определенную пользу.

 

___________________________________

 

2. Чтобы желание узнать понять могло осуществиться, оно должно следовать некоторым общим требованиям. Первая из них: ищи истину, настойчивым будь, насколько возможно, объективным, не затемняй свое сознание предвзятыми авторитетами, личными соображениями. Необходимо искать доказательства и не утверждать, не принимать ничего, не подтвержденного фактами. Однако при этом необходимо быть вдумчивым и критичным, в частности, к самому себе, сохраняя возможность сомнении как условия движения к более совершенному и обоснованному знанию. Нужно быть готовым пересмотреть свое, даже основанное на доказательствах, убеждение, если того потребуют новые аргументы и факты.

 

___________________________________

 

3. Для науки же чрезвычайно важно, чтобы лежащие в ее основе факты были установлены правильно, твердо доказаны и проверены. Задача науки в том, чтобы не только описать какое-либо явление, но и объяснить его.

Поэтому собранные факты надо уметь правильно связать между собой. Одни факты выступят как причина, а другие – как их следствие (значит, между ними обнаружится причинно-следственная связь). Факты становятся составной частью научных знаний лишь в том случае, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением закона о действительности. Раскрытие сущности вещей и явлений – достаточно длительный, сложный и противоречивый процесс. Он, как правило, никогда не осуществляется с одного раза. Ведь прежде чем убедиться в том, какова сущность явлений, приходится сначала предположить, какова она. Вот такое мыслимое предположение именуется либо догадкой, если в пользу его нет твердо установленных фактов. Либо гипотезой. Если такие факты, хотя бы и неполные, уже собраны.

Любое теоретическое предположение ограничивается обобщением и объяснением уже накопленных фактом. Важной его функцией является предвидение, прогнозирование. Догадка в процессе накопления фактов переходит в гипотезу, гипотеза, проверенная экспериментом, превращается в теорию или закон.

 

___________________________________

 

4. Основными, системообразующими, элементами в науке можно отметить следующие.

1) факты, данные наблюдений и опытов;

2) гипотезы.

Научные законы, соответствующие законам объективного мира, теории процессов, общие теоретические выводы из экспериментальных данных и открытых законов.

 

 

? Ответьте на вопросы
  1. Какие требования предъявляются к исследователю?  
  2. Почему для ученого вопрос об истине является основным?  
  Для чего ученые собирают факты и классифицируют их?
  Выделите основные этапы исследовательской работы.  
  Какова функция любого теоретического предположения?
  Каковы этапы зарождения теории?

Подберите синонимы   Подберите антонимы  
Польза- …. Предвидение - … Длительный – … Подтверждение - …. Личный -…. Теоретический - ….. Причина - …. Объективный - … Систематизированный - … Личный - …..

 

¤Составьте вопросный и назывной планы. Заполните таблицу.

 

Вопросный план Назывной план
В чем состоит сущность науки? Сущность науки состоит в систематическом разыскании утверждений истины.

¤Объясните значения слов: адаптация, аналитик, оригинальный, прикладной, теоретический, уникальный, фундаментальный, эмпирический.

¤ Переведите текст, используя любой план. Составьте словарь статьи.

§ Грамматический комментарий
Вопросныйплан – план,составленный на основе вопросов.Оформляется в виде ряда вопросных предложений. Назывной план – план,составленный на основе повествовательных предложений.

¤Соедините идиомы и значения. У нескольких идиом может быть одно значение (синонимы).

Ума палата запомнить крепко, навсегда.
Семи пядей во лбу усиленно думать
Зарубить на носу глупый человек
Ломать голову очень умный человек

 

Составьте реплики вопросов диалога на основе текста для чтения. Разыграйте диалог со своим соседом.

Расскажите об известном вам открытии.

¤ Подготовьте вопросы для дискуссии «Изменились ли цели науки за последние двести лет?» или «Что движет наукой?»

Составьте микротекст с использований 4-5 из приведенных ниже словосочетаний.

Аналитическое мышление, научная дискуссия, научный отчет, систематизация знаний, профилирующая кафедра, труд ученого, удовлетворение результатом, служение науке, завидное упорство, систематичность поисков, интеллектуальный труд.

 

¤Запомните значения паронимов. Составьте с ними предложения.

Единый (общий, объединенный – единичный (немногочисленный, отдельный) – единственный (всего только один); основать (положить начало чему-нибудь, учредить) – обосновать (подкрепить доказательствами); экономный (бережно расходующий, требующий умеренных затрат) – экономичный (выгодный в хозяйственном отношении).