ГЛОССАРИЙ

Составьте микротекст на тему «Наука на службе стрительного производства», в котором расскажите, как научные открытия повлияли на развитие архитектуры и стрительства.

Замените согласованные определения несогласованными.

Расскажите о научных открытиях, без которых невозможно представить нашу сегодняшнюю жизнь.

 

Спишите предложения, заменяя аббревиатуры словами в нужной падежной форме.  

Зал для чтения, отдел по координации, комиссия по конкурсу, прогресс науки и техники, атмосфера творчества, конференция студентов, практика на производстве, открытия науки, изыскания ученого.

 

 

¤ Напишите эссе на тему «Нужна ли студенту наука?».

 

 

$Тесты для самоконтроля

13. Монолог – это…

a) Разговор двух лиц.

b) Речевое высказывание говорящего (пишущего).

c) Разговор нескольких лиц.

d) Отсутствие разговора между лицами

14.Не является монологом

a) Реферат

b) Доклад

c) Интервью

d) Письмо

15. Последние годы в Казахстане интенсивно развивается профессиональное прикладное искусство. На основе богатейшего наследиятрадиционного национального искусства , веками выработанных форм и приемов мастерасоздают произведения, в которых сочетаются традиционные орнаментальные мотивы и современные элементы.

Данный текст является

a) Диалогом

b) Монологом

c) Интерлогом.

d) Полилогом

16.Значение приставки моно-.

a) Одиннадцать.

b) Три.

c) Один

d) Два

Русский казахский английский
Стиль стиль style
научный стиль ғылыми стиль scientific style
языковые средства Т іл кұралдары language facilities
Дискуссию Сойлесу, дискуссия discussion
универсальный әмбебап Universal
Конструкция қурылым design
     

 

 

Задание на СРС.Составьте программу научной конференции студентов.
Задание на СРСП.Сообщение

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991.

2. Русский язык: Учебное пособие для студентов неязыковых вузов/ Исатаева С.И, Парпщенко В.Ф. и др. – Алматы, 2006. – С.131.

3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

4. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

5. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

6. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

 

 

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 5 Научно-технический прогресс. Тема. Микротема.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  

 

Прослушайте текст. Ответьте на вопросы.

 

 

? Кровь издавна

А) не интересовала человека

Б) привлекала внимание человека

В) пугала человека

 

? Поиск области изучения крови ведется

А) широким жестом

Б) на широкую ногу

В) широким фронтом

? Открытие искусственной крови совершено

А) в Чикагском медицинском центре скорой помощи

Б) в Массачусетском медицинском центре скорой помощи

В) в Нью-Йоркском медицинском центре скорой помощи

? Клетки, несущие гемоглобин, конструируют

А) искусственно

Б) естественно

В) интенсивно

? Искусственные кровяные клетки меньше естественных

А) в 100 раз

Б) в 50 раз

В) в 500 раз

 

? В будущем медицины усовершенстванные кровяные клетки окажутся

 

А) заменимыми

Б) независимыми

В) незаменимыми.

 

? Ответьте на вопросы:
  1. Как вы понимаете выражение «живая ткань»?
  2. О каком открытии идет речь в статье?  
  3.В чем суть жизнедеятельности искусственной крови?  
  4. В чем преимущество искусственной крови перед живой?
  5. В чем отличие искусственных кровяных клеток от живых?
  6. Какое будущее медицинскому открытию предрекают авторы статьи?

Перескажите прослушанный текст.
Прочитайте текст. Озаглавьте его.

 

 

 

Современный человек с рождения попадает в мир техники, его окружают машины, приборы, механизмы. Часто он даже не замеча­ет, что техника рядом с ним, всегда готова к его услугам. А ведь многие выдающиеся достижения техники, которые современное поколение воспринимает как обыденный факт повседневной жиз­ни, для людей даже недавнего прошлого представились бы настоя­щим чудом. Действительно, мы уже привыкли к мысли о возмож­ности посылки на Луну автомата-робота, который по заданной че­ловеком программе берет пробу лунного грунта и доставляет его на Землю. И уже никого не удивляет то, что у телевизора мы при­сутствуем на международном хоккейном матче в Канаде. Мы, не задумываясь, каждодневно пользуемся «чудесами» XX века: теле­фоном, радио, телевизором, самолетом, автомобилем и другими техническими средствами.

Современные достижения, науки и техники стали возможны благодаря творчеству и созидательной деятельности многих поко­лений людей. В разные исторические времена человек постепенно познавал законы природы, делал различные изобретения, вел упор­ную борьбу за новые технические и научные идеи.

Однако роль техники не сводится только к тому, чтобы обслужи­вать людей в быту. Люди могут жить, если они питаются, одеваются, имеют жилища. Материальные блага, которыми пользуются люди, необходимо производить. Но создавать требуемые для людей вещи возможно лишь при помощи определенных орудий труда, используя при этом предметы и силы природы. Производство может осуществ­ляться только в результате труда человека, одновременно и труд яв­ляется непременным условием существования самого человека.

Труд является вечным естественным условием жизни людей. Для того чтобы он мог совершаться, необходима совокупность про­стых моментов процесса труда.

В процессе труда человек выполняет непосредственные произ­водственные функции. Он должен затратить определенное количе­ство энергии (энергетические функции), изменять вещество при­роды (технологические функции), передвигаться и передвигать различные участвующие в процессе труда вещи и предметы (транс­портные функции), контролировать ход процесса труда и измерять его результаты (контрольно-измерительные функции), решать ин­формационно-логические задачи, определять цели и задачи труда (логические функции).

Вторым простым моментом процесса труда являются предметы труда, которые человек берет в первоначальном виде у природы или использует переработанные ранее вещества как сырой матери­ал и полуфабрикаты. Прогресс науки и техники позволил полу­чать предметы труда, которых нет в природе (например, пластичес­кие массы). Предметы труда — это вещи, которые человек перера­батывает в соответствии со своими целями и потребностями.

Для того чтобы человек смог освоить вещество природы, ис­пользовать силы природы, ему необходимы средства труда — это третий простой момент процесса труда. Человек в процессе труда помещает между собой и предметом труда определенные вещи или комплекс вещей. При помощи средств труда он создает необходи­мые ему материальные блага.

Процесс труда может совершаться при условии, если он проте­кает в определенном месте, в соответствующем помещении, кото­рое освещается, проветривается. Для процесса труда необходимы дороги, каналы, средства передачи информации. Эти и другие ма­териальные условия хотя прямо и не входят в процесс труда, но без них его осуществить невозможно.

Так что же такое техника? В современной литературе имеется много точек зрения на сущность техники, встречаются разные опре­деления этого термина. Большинство исследователей считает, что под техникой надо понимать совокупность искусственно созданных средств деятельности людей. Техника создается и применяется в целях полу­чения, передачи и превращения энергии, воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных благ, сбора, хране­ния, переработки и передачи информации, исследования законов и явлений природы, общества, передвижения, управления обществом, обслуживания быта, обеспечения обороноспособности и ведения войн.

В этом обширном толковании техники можно выделить два класса технических средств, которые выполняют различные соци­альные функции в обществе: производственную технику и непро­изводственную технику. К первому классу относятся технические средства, используемые в производстве материальных благ. Это важнейший и наиболее активный элемент производительных сил человеческого общества. Во второй класс входят технические сред­ства науки, быта, культуры, образования и военная техника.

 

? Что окружает человека с рождения?
  Что сегодня является обыденными фактами повседневной жизни людей?  
  Благодаря чему стали возможны современные достижения науки и техники?  
  Что является непременным условием существования чело­века?  
  Что входит в три простых момента процесса труда?  
  Что такое техника? Для чего она создается и в каких целях применяется?