Эволюция системы менеджмента качества

ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи курса. Связь его с другими дисциплинами

Целью курса является изучение таких понятий (с разных точек зрения) как качество, менеджмент качества, системы менеджмента качества (СМК), достижение предприятиями выпуска качественной продукции или оказание качественных услуг, методы контроля качества продукции и услуг, методы контроля производственных процессов.

Учебная дисциплина связана с такими междисциплинарными курсами как «Планирование и организация работы структурного подразделения» «Современная технология управления структурными подразделениями»

В истории развития представления о качестве можно выделить условно 5 фаз. В настоящее время мы находимся в пятой фазе (экологический менеджмент). Это период, когда потребитель предъявляет требования не только к качеству выпускаемых товаров, но и к сохранению экологии во время производства этих товаров.

До пятой фазы существовало еще четыре. Первая – это контроль качества. Основу концепции этой фазы можно сформулировать так: потребитель должен получать только годные изделия, т. е. изделия, соответствующие государственным стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы негодные изделия были отсечены от потребителя. Эта система привела к тому, что в высокотехнологических областях число контролеров стало составлять 30-40% от числа производственных рабочих, значит, повышение качества всегда сопровождалось повышением затрат на его обеспечение, т. е. повышение эффективности производства и качества были противоречивы (не могли быть достигнуты одновременно).

Вторая фаза начинается с 20-х гг. XX века. Точкой отсчета считаются работы, выполненные в В. Шухартом, который предложил путем построения контрольных карт не изымать негодные изделия перед отгрузкой их потребителю, а увеличить выход годных изделий в технологическом процессе. Именно с этого момента начинается управление качеством.

Третья фаза – это менеджмент качества. Принято отсчитывать с 50-х гг. XX века. Отправной точкой считается выступление Деминга перед японскими управленцами. Была разработана программа с идеей, что основа качества продукции – это качество труда и качественный материал на всех уровнях, т. е. такая организация работы, когда каждый работник получает удовлетворение от своей работы. Место концепции – недопущение брака к потребителю, и концепции увеличения выхода готовых изделий заняла концепция «ноль дефектов». Противоречие третьего этапа заключается в том, что годные с точки зрения производителя изделия иногда не находили спроса у потребителя.

Четвертый этап – планирование качества. На четвертой фазе, которая стала зарождаться в середине 60-х гг. XXвека, развилась идея полного удовлетворения запросов потребителя (движущий фактор – конкуренция), потребитель должен получать годные изделия по приемлемой цене, и перенос внимания: теперь оно уделяется не только производству, но и научным исследованиям проектированию, конструированию. Противоречие четвертого этапа: при выпуске продукции, удовлетворяющей потребителя, нарушается природная среда.