Критерии оценки
Критерии оценки
Диагностика в подготовительной к школе группы
Оценка результатов
Критерии оценки
• Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) —
2 балла.
• Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку —
1 балл.
• Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, подсчитывается их количество. В разделе «Примечания» отмечается оригинальность ассоциаций.
Высокий уровень — 16—20 баллов.
Средний уровень — 10—15 баллов.
Низкий уровень — 0—9 баллов.
После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.
1. Личностная готовность Субтест 1. «Лесенка»
Цель: изучение самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, а на самую нижнюю ступеньку — самых плохих ребят. В середину — средних: ни плохих, ни хороших. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитатель(и)?»
• Считается нормой для типичного дошкольника ставить
себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие» дети (6—7
ступень).
• Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть
выше середины (5—6 ступень).
• Если дети ставят себя на самые низкие ступени, это может
свидетельствовать о сниженной самооценке.
В Протоколе отмечается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье, а также отказ ребенка от выполнения задания.
2. Мелкая моторика рук Субтест 2. «Вырежи круг»
Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постараться, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать надрез, показав, как нужно будет работать.
• Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2
балла.
• Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не
вышла за обозначенные пределы, но является недостаточно плавной — 1 балл.
• Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, насколько уверенно и аккуратно он работает.
3. Интеллектуальная готовность Субтест 3. «Домик» (внимание)
Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».