Государственная Дума

Совет Федерации

Понятие, функции и структура парламента Российской Федерации

Акты Президента Российской Федерации

Полномочия Президента Российской Федерации

Занимая особое место в государственном механизме, Президент РФ имеет широкие права, которые обеспечивают ему возможность выпол­нять свои функции в государственном механизме. Как уже говорилось, во многих случаях эти права — одновременно и обязанности. В этом заключаются особенности полномочий органа государства и должност­ного лица в конституционном или административном праве (других отраслях публичного права) в отличие, например, от гражданского права, где полномочие — это лишь право (обычно субъективное). Имея права, государственный орган обязан их осуществлять, действо­вать, управлять. Вместе с тем не все права Президента являются одно­временно его обязанностями (он, например, может председательство­вать, а может по своему желанию и не председательствовать на заседа­ниях Правительства) и не все обязанности — правами. Некоторые из обязанностей имеют личный характер (например, представление све­дений об имущественном положении при выдвижении кандидатуры). Полномочия Президента могут быть разделены на несколько групп: 1) полномочия в сфере правового статуса личности; 2) полно­мочия, связанные с федеративным устройством государства; 3) пол­номочия в отношениях с парламентом; 4) полномочия в отношениях с органами исполнительной власти; 5) полномочия в отношениях с органами судебной власти; 6) полномочия по урегулированию чрезвы­чайных ситуаций; 7) полномочия в военной сфере; 8) полномочия в области внешней политики.

Полномочия, связанные с правовым статусом личности, вытекают из положения Президента РФ как гаранта Конституции. Основы пра­вового статуса личности определяются Конституцией и законами, и главная задача Президента в этой сфере — обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. С этой целью используются различ­ные методы, вплоть до введения чрезвычайного положения на терри­тории страны и в отдельных местностях при массовых нарушениях прав и свобод.

Президент решает вопросы предоставления гражданства РФ, дает разрешения на выход из российского гражданства, предоставляет право убежища в России иностранным гражданам, лицам без граждан­ства. Он вправе смягчать наказания, помиловать (например, в 1997 г. он помиловал российского гражданина Макарова, осужденного на семь лет тюремного заключения за государственную измену, в связи с его активной помощью органам расследования, в 2000 г. — американ­ского гражданина Поупа, осужденного за шпионаж). Со времени вве­дения должности Президента в России (1991—2001 гг.) были помило­ваны несколько десятков тысяч человек. Президент присваивает выс­шие воинские и почетные звания РФ, награждает орденами и медаля­ми РФ и даже сам учреждает некоторые ордена и медали (например, в 1994 г. им учрежден орден Мужества, медаль Суворова и др., в 1998 г. — орден Св. Андрея Первозванного, в 2000 г. — орден Св. Ге­оргия, в 2002 г. — орден «За морские заслуги»).

Вручение орденов и другие награждения Президент РФ осущест­вляет в торжественной обстановке, в зале Кремля. По поручению Пре­зидента государственные награды могут вручаться его представите­лями.

Полномочия Президента, связанные с федеративным устройством государства, вытекают из его функции по охране государственной це­лостности Российской Федерации и обеспечению взаимодействия ор­ганов государственной власти. Особое значение эти полномочия при­обрели в условиях сепаратистских акций в 90-х гг. прежнего руковод­ства одного из субъектов РФ — Чеченской Республики. Президент РФ, используя свои полномочия, вел переговоры с руководством Чечни. Им и по его поручению были подписаны несколько соглаше­ний с чеченским руководством, которые, однако, были нарушены из-за попустительства последнего. В качестве Верховного главнокоман­дующего Президент РФ применил Вооруженные Силы для восстанов­ления конституционного порядка на территории Чечни.

Обеспечивая целостность Федерации и взаимодействие органов государственной власти, Президент может использовать согласитель­ные процедуры для разрешения разногласий между органами государ­ственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). В случае недостижения согласованного решения он может передать дело на разрешение соответствующего суда. Президент применял эту форму разрешения разногласий между отдельными республиками, принимал делегацию Чечни, в 1996 г. уре­гулировал разногласия между органами законодательной и исполни­тельной власти Вологодской, Тульской областей и других субъектов РФ. В 1994 г. он выступил с инициативой Договора об общественном согласии.

Президент в соответствии с п. «к» ст. 83 Конституции РФ назнача­ет и освобождает своих полномочных представителей. Такие предста­вители назначались в том числе в субъекты Федерации или в группы субъектов (один полномочный представитель для нескольких субъетов), а с 2000 г. — в семь федеральных округов (об этом говорилось выше). Они не обладают исполнительно-распорядительными полно­мочиями по отношению к органам субъектов РФ, но имели место факты, когда Президент РФ в кризисных условиях наделял на корот­кое время своего представителя властными полномочиями (в 1998 г. в Приморском крае). В соответствии с указом Президента от 30 января 2001 г. полномочные представители Президента РФ подчиняются ру­ководителю Администрации Президента РФ.

Президент вправе приостанавливать действие актов исполнитель­ной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, а также в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина. Такие акты приостанавливаются до решения вопроса соответствующим судом. Как отмечалось выше, Президент неоднократно приостанавливал дей­ствие указов президентов Ингушской Республики, Республики Саха (Якутия), постановления главы администрации Ненецкого автоном­ного округа, губернатора Курской области, администрации Воронеж­ской области и др. Указом от 17 января 1995 г. Президент РФ опреде­лил, что указ Президента Чувашской Республики, относящийся к военнослужащим, являющимся гражданами этой республики, не под­лежит применению, так как этот вопрос относится к исключительному ведению Федерации.

В соответствии со ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Пра­вительством РФ обеспечивает осуществление полномочий федераль­ной государственной власти на всей территории Российской Федера­ции. Следовательно, он вправе и обязан пресекать не только грубые формы нарушения правопорядка (организованное неповиновение, мятеж, создание незаконных вооруженных формирований), но и любое уклонение субъектов РФ от исполнения правовых актов Феде­рации, принятых в соответствии с ее компетенцией.

Полномочия Президента в отношениях с парламентом (законода­тельной властью) связаны с тем, что он является необходимым участ­ником законодательного процесса, без промульгации (об этом — ниже), в том числе подписания им законов, законодательный процесс не может быть завершен. Президент обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, тогда как другие субъекты законода­тельной инициативы могут быть в этом ограничены (например, отдельный депутат Государственной Думы или член Совета Федерации не может предложить поправку к Конституции РФ).

Президент подписывает закон. Эта процедура не сводится к техни­ческому действию постановки подписи на бумаге. Она обычно опре­деляется как промульгация: подписание, санкционирование и распоря­жение исполнительным органам выполнять закон. Президент вправе не подписать закон и возвратить его в парламент (право отлагательно­го вето предусмотрено ст. 107 Конституции РФ). Он вправе это сделать не только когда считает, например, что содержание закона противоре­чит Конституции РФ, но, как постановил Конституционный Суд РФ, и в тех случаях, если нарушен установленный порядок его принятия. Однако этот факт должен быть точно установлен. Например, подсчет присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы кем-либо «по головам» — недостаточное доказательство.

Президентское вето применялось довольно часто. По тому или иному основанию до 2000 г. Президент РФ возвращал в парламент де­сятки законов. В настоящее время в результате изменения расстановки сил в парламенте вето используется реже.

Вето Президента, как отмечалось выше, может быть преодолено парламентом путем повторного принятия закона, но квалифициро­ванным большинством голосов. Президент обязан подписать закон, если его вето преодолено. Преодолеть вето Президента РФ удается сравнительно редко. Дело может и не дойти до применения президент­ского вето, если до принятия закона используются, как это часто бы­вало, согласительные процедуры (в переговорах участвуют лица, на­значенные Президентом и парламентом), и они способствуют выра­ботке общего мнения. Для взаимодействия с палатами парламента, а также Конституционным Судом РФ Президент назначает в эти органы своих полномочных представителей.

Президент обращается к парламенту с ежегодными посланиями. В них анализируются итоги истекшего года, тенденции развития стра­ны, ставятся задачи на будущее. Имели место и другие послания тема­тического характера (например, в 1996 г. о национальной безопаснос­ти РФ).

Президент назначает дату очередных выборов в Государственную Думу. Он вправе распустить ее, но только в предусмотренных Консти­туцией РФ случаях (при отказе Правительству в доверии, при двойном вотуме недоверия). При этом он вправе выбирать: распустить Думу или уволить Правительство в отставку. Президент не вправе распус­кать Думу в течение года после ее избрания и в течение полугода до окончания срока своих полномочий. Распуская Думу, он обязан назна­чить дату выборов нового созыва Думы с учетом того, что ее новый состав должен собраться не позже чем через четыре месяца после рос­пуска. Президент не может распускать Думу и при выдвижении ею об­винения против него (с момента официального выдвижения). Госу­дарственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Президент назначает референдум, но не вправе инициировать его (он назначается, как уже говорилось, если будут собраны подписи 2 млн. граждан).

Согласно Конституции РФ Президент имеет обширные полномочия по отношению к исполнительной власти. Прежде всего он формирует Правительство: представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства (премьер-министра, хотя этот термин в Конституции не употребляется) и после получения согласия назначает Председателя Правительства, а затем и его членов (заместителей Пред­седателя, министров). При этом согласия Думы на назначение членов Правительства не требуется, но заместителей премьер-министра и ми­нистров Президент назначает на должности и освобождает от долж­ности по предложению его Председателя. На практике назначенный премьер иногда ведет длительные переговоры с Президентом по этому вопросу, но его предложения о составе Правительства Президент учи­тывает не всегда. Президент имеет право председательствовать на за­седаниях Правительства, но делает это крайне редко. Перед вновь из­бранным Президентом Правительство слагает свои полномочия (что не требуется при избрании нового состава Государственной Думы) и формируется вновь.

Структуру Правительства определяет Президент (после консульта­ций с назначенным им премьер-министром). В Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе о Правительстве 1997 г. пере­чень министерств не устанавливается, названы только некоторые ми­нистерства. Поэтому при формировании нового Правительства Пре­зидент каждый раз издает указ о структуре федеральных органов ис­полнительной власти, где назван состав Правительства, перечислены федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти (Главное управление федеральных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, Управление делами Пре­зидента РФ). В настоящее время действует структура, утвержденная указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. Президент издает также указы о назначении конкретных лиц на должность Председателя Правитель­ства, его членами, руководителями других федеральных органов ис­полнительной власти. Непосредственно Президенту подчинены неко­торые «силовые» министры (обороны, внутренних дел и др.), а также некоторые другие министры (иностранных дел, юстиции и др.), руко­водители иных ведомств (например, Федеральной службы безопас­ности).

Президент назначает также некоторых других высших должност­ных лиц, в том числе высшее командование Вооруженных Сил РФ. Он назначает 1/3 состава Центральной избирательной комиссии РФ. Осо­бую роль играет Администрация Президента и назначаемый им глава Администрации. Администрация обеспечивает выполнение постанов­лений и распоряжений Президента, его повседневную деятельность. В составе Администрации множество отделов и управлений, в том числе Референтура Президента РФ, которая, в частности, участвует в подготовке проектов ежегодных посланий Президента парламенту, проектов иных документов программного характера, публичных вы­ступлений Президента. Во многих случаях Администрация Президен­та подменяла деятельность Правительства.

Президент вправе в любое время отправить в отставку Председате­ля Правительства, его заместителей, министров, что он неоднократно делал. Для освобождения от должности Председателя Правительства согласия Государственной Думы не требуется, Президент делает это по своему усмотрению: в 1998—1999 гг. в условиях обострившегося эко­номического и финансового кризиса он шесть раз менял председате­лей Правительства. С уходом в отставку премьер-министра уходит и все Правительство. Хотя некоторые его члены вновь занимают свои места (а могут остаться и все), юридически создается новое Правитель­ство. Освобождая от должности заместителей Председателя Прави­тельства, министров, Президент вправе делать это самостоятельно, без согласия премьер-министра. В случае отставки прежний состав Пра­вительства выполняет свои обязанности до формирования нового.

Полномочия Президента по отношению к судебной власти ограни­чены. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ и Федеральным кон­ституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Рос­сийской Федерации» (с изменениями 2001 г.) он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Консти­туционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает федеральных судей (мировых судей назначают высшие органы субъектов РФ), вправе обращаться в суд по определен­ным вопросам, связанным с государственной деятельностью (обращение в Конституционный Суд РФ, обращение в суд в связи с недости­жением согласия при осуществлении согласительных процедур и др.).

Президент представляет в Совет Федерации кандидатуру Генераль­ного прокурора и вносит предложение о его освобождении от долж­ности. В 1999 г. Президент временно отстранил Генерального проку­рора от должности (о правомерности этого были споры) и трижды вно­сил предложение в Совет Федерации о его увольнении, но Совет Фе­дерации такое постановление принял уже в 2000 г.

Полномочия Президента в связи с чрезвычайными ситуациями свя­заны с введением военного и чрезвычайного положения. Как уже го­ворилось, в условиях чрезвычайного и военного положения указом Президента могут быть созданы особые органы управления (при воен­ном положении органам Вооруженных Сил может быть поручено вы­полнять некоторые задачи органов гражданского управления, а общее руководство всеми мероприятиями сосредоточивается в руках Прези­дента). Конституционные права и свободы могут быть ограничены (за исключением прав, указанных в Конституции РФ, которые ограниче­нию не подлежат).

Полномочия Президента в военной сфере и области внешней поли­тики обширны. Эти две сферы традиционно относятся к полномочи­ям главы государства.

Президент является Верховным главнокомандующим Вооружен­ными Силами. Непосредственно ему (а не Председателю Правитель­ства) подчиняются министр обороны, а также некоторые другие руко­водители министерств и ведомств, имеющие в своем распоряжении войска (министр внутренних дел, директор Федеральной службы без­опасности, министр по чрезвычайным ситуациям и др.). Президент утверждает военную доктрину РФ по обеспечению военной безопас­ности страны (утверждена указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г., текст ее не является секретным, он опубликован), назначает и осво­бождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (в соответствии с положениями о казачьих воинских формированиях назначает или утверждает их войсковых атаманов).

Президент осуществляет руководство внешней политикой государ­ства; ему непосредственно подчиняется министр иностранных дел. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры (вести переговоры и подписывать договоры могут также лица и главы назначенных для этого делегаций по уполномочию Президента), подписы­вает ратификационные грамоты (после принятия законов парламен­том о ратификации международных договоров), принимает веритель­ные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (эти грамоты адресуются главой одного государства главе другого государства). После консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания (обычно это Комитет по иностранным делам) Президент назначает и отзывает дипломатичес­ких представителей России в иностранных государствах и междуна­родных организациях.

Временное исполнение обязанностей Президента РФ.Если Прези­дент временно не в состоянии исполнять свои обязанности (напри­мер, из-за болезни), их выполняет Председатель Правительства РФ. Как постановил Конституционный Суд РФ б июля 1999 г., это может иметь место, во-первых, когда Президент возлагает определенные полномочия на Председателя Правительства. Так было, например, во время операции на сердце Президента Б.Н. Ельцина с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. до 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г. Начало и завер­шение временного исполнения обязанностей было оформлено изда­нием указов Президента. Во-вторых, это возможно по объективно сло­жившимся обстоятельствам (внезапная смерть, непреодолимая невоз­можность исполнения обязанностей по состоянию здоровья). От ука­занных двух случаев нужно отличать исполнение полномочий Президента Председателем Правительства в связи с его уходом в от­ставку, когда Председатель Правительства становится исполняющим обязанности Президента РФ до выборов нового Президента.

 

Для реализации своих полномочий Президент осуществляет право­творческую деятельность, издает нормативные и ненормативные ука­зы и распоряжения (последние, как правило, имеют ненормативный характер), обязательные для исполнения на всей территории РФ главы субъекта РФ от должности. Дальнейшие санкции последуют потом, когда глава государства, государственного образования будет освобожден от занимаемой должности.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ.Президент может быть освобожден от должности: 1) по его желанию (добро­вольная отставка); 2) вследствие объективно сложившихся обстоя­тельств (при стойкой неспособности, по состоянию здоровья осу­ществлять принадлежащие ему полномочия); 3) вследствие его вины и отрешения от должности (этот порядок, предусмотренный впервые в Конституции США 1787 г., а до этого в редчайших случаях приме­нявшийся в Великобритании в отношении судей, получил название «импичмент»).

Отставка Президента РФ имела место 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ель­цин обратился по радио и телевидению к народу и заявил о своем уходе с поста Президента (в некоторых странах такое заявление должно де­латься в парламенте). Временное исполнение обязанностей Президен­та РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 92) перешло к Пред­седателю Правительства РФ В.В. Путину. Исполняющий обязанности Президента не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. В других отношениях он сохраняет объем полномочий Президента РФ (например, и.о. Президента РФ В.В. Путин в 2000 г. налагал вето на законы, принятые парламентом).

При отставке Президента РФ назначаются досрочные выборы (со­стоялись 26 марта 2000 г.).

Конституция РФ, федеральное законодательство не регулируют процедуру прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, и на практике это не имело места. В зарубежных странах в подобных случаях создавалась специальная медицинская комиссия, в решении вопроса участвовал орган конституционного контроля. О возможнос­ти такой процедуры говорится в основных законах некоторых субъек­тов РФ.

Процедура импичмента урегулирована ст. 93 Конституции РФ. Она является достаточно сложной, что обусловлено необходимостью обес­печения стабильности в государстве, защиты высшего должностного лица государства от внутрипартийной борьбы в парламенте или попу­листских лозунгов. В процедуре отрешения Президента от должности задействованы несколько высших органов государства: обе палаты парламента, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Про­цесс может начаться лишь по инициативе 1/3 членов Государственной Думы (150 человек), которые подписываются под обращением об им­пичменте. Дума создает комиссию на основе пропорционального представительства фракций, которая готовит проект обвинительного заключения. Оно принимается Думой 2/3 голосов от общего числа и передается в Верховный Суд РФ для заключения о наличии в действи­ях Президента признаков состава преступления. Затем Конституцион­ный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документы поступают в Совет Федерации, который принимает решение об отрешении Президента большинством в 2/3 голосов. На любой стадии эта процедура может быть прекращена (в том числе из-за недостаточного количества голо­сов). Процедура импичмента в отношении Б.Н. Ельцина в 1999 г. не была завершена. Комиссия составила проект обвинительного заклю­чения, но Дума не утвердила ни один из пяти пунктов предложенного обвинения, предъявленного по шести статьям УК (государственная измена, насильственный захват или удержание власти, ослабление обороны и безопасности РФ и др.).

 

Законодательная власть и парламент. Органом законодательной власти РФ является Федеральное Собрание, называемое в Конституции РФ также парламентом (ст. 94). В субъектах РФ их законодательные орга­ны называются по-разному: законодательное собрание, государствен­ный совет, дума, собрание депутатов, парламент, совет народных де­путатов (есть и национальные названия, например, народный хурал в Бурятии, Калмыкии).

Законодательная власть — это право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать законы (в том числе конституционные законы, законы о поправках к конституции) — нор­мативные правовые акты, имеющие после конституции (основного за­кона) высшую юридическую силу. Подзаконные акты (указы Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ и др.) должны соответст­вовать законам, в противном случае они недействительны. По общему правилу законы может издавать только парламент (исключения со­ставляют, например, абсолютные монархии). Наряду с законами пар­ламент принимает и другие акты (заявления, обращения к парламентам зарубежных стран), а также осуществляет другие важнейшие пол­номочия от имени народа и государства.

Парламент – это обобщенное название учреждения, занимающего верховное место в государственной структуре. Первые парламенты (в Англии, Испании и др.) стали возникать еще в XIII—XIV вв., но как современное учреждение оформились в Европе в процессе борьбы с абсолютизмом лишь после буржуазных революций в XVIII—XIX вв. От слова «парламент» возникло производное понятие «парламентаризм» как особая система государственного управления, основанная на раз­делении властей и контроле парламента в отношении правительства.

Функции Федерального Собрания В разветвленной системе органов государства Федеральное Собрание выполняет разнообразные функции. Во-первых, как орган народного представительства оно (его члены) представляет различные слои населения, а также субъекты РФ. Тем самым Федеральное Собра­ние олицетворяет волю всего народа России, представительство его общих интересов и специфических интересов различных социальных, территориальных, национальных, профессиональных и иных коллек­тивов. Во-вторых, парламент выполняет общегосударственную зако­нодательную функцию. Это единственный законодательный орган рос­сийского государства (в субъектах РФ существуют свои законодатель­ные органы). Федеральное Собрание принимает федеральные консти­туционные законы, федеральные законы и законы о поправках к Конституции РФ, которые выражают согласованную волю народа и обладают, после Конституции, высшей юридической силой. В-тре­тьих, Федеральное Собрание, его палаты осуществляют решающее участие в верховном руководстве делами государства. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные на­правления внутренней и внешней политики государства». Однако в этой же статье говорится, что он делает это в соответствии с Консти­туцией и федеральными законами, а такие законы принимает парла­мент. Парламент утверждает государственный бюджет, дает согласие на введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопро­сов, связанных со статусом субъектов РФ, обсуждает основные про­блемы различных сфер жизни общества и принимает соответствую­щие решения. В-четвертых, Федеральное Собрание или его палаты формируют или участвуют в формировании, назначении или осво­бождении от должности других высших и центральных органов госу­дарства, должностных лиц. Парламент (Государственная Дума) дает (не дает) согласие Президенту РФ на назначение Председателя Пра­вительства РФ, назначает членов Конституционного Суда РФ, Выс­шего Арбитражного Суда РФ и др. (Совет Федерации). Государственная Дума может принять решение об отставке Правительства РФ, Федеральное Собрание вправе досрочно отрешить Президента РФ от должности (решение принимает Совет Федерации) и т.д. В-пятых," парламент осуществляет в различных, хотя в недостаточно развитых формах, ограниченных условиями полупрезидентской, полупарламен­тарной республики, парламентский контроль в отношении органов ис­полнительной власти, в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета и т.д.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Обе они имеют собственную компетенцию, и ни одна из них не может вмешиваться в полномочия другой. Однако нельзя сказать, что палаты полностью равноправны: Государственная Дума может принять федеральный закон (но не конституционный и не закон о поправке к Конституции РФ) без согласия Совета Федерации, преодолев его вето. Совет Феде­рации этого сделать не может.

Порядок формирования парламента РФ и законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Палаты Федерального Собрания формируются по-разному: Государственная Дума — путем прямых вы­боров, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Консти­туции РФ). В соответствии с Федеральным законом 2000 г. один пред­ставитель избирается законодательным органом, другой назначается главой администрации субъекта РФ (но глава администрации не может назначить себя членом Совета Федерации).

Состав Совета Федерации. Совет Фе­дерации состоит из двух категорий лиц: избранных и назначенных. Порядок избрания и назначения регулируется законами субъектов РФ. (реформа Путина августа 2000).

Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ из­бирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, т.е. обычно на 4—5 лет.

Вторым представителем субъекта РФ в Совете Федерации является теперь не (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта) – президент, губернатор и т.д., а назначенный высшим должностным лицо субъектом РФ представитель. Назна­чение оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Такой акт в трехдневный срок передается в законо­дательный (представительный) орган субъекта и вступает в силу, если на заседании этого законодательного органа против назначения не проголосуют 2/3 от общего числа его депутатов.

Законы некоторых субъектов РФ (например, Удмуртии 2001 г.) устанавливают, что их представители в Совете Федерации имеют императивный ман­дат: законодательное собрание или глава администрации могут обя­зать их голосовать определенным образом. Их полномочия могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, что и избрание (назначение).

Назначенные члены Совета Федерации (как и избранные законо­дательными собраниями субъектов РФ) пользуются всеми правами члена парламента (в том числе депутатской неприкосновенностью).

Структура Совета Федерации, порядок его работы регулируется его Регламентом 2002 г., а также другими актами Совета Федерации. Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Предсе­дателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя и замес­тителей.

В Совете Федерации нет партийных фракций. Регламент СФ запрещает для его членов создание каких либо объединений.

Полномочия Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации ус­тановлены прежде всего ст. 102 Конституции РФ, а также некоторыми другими ее нормами и иными нормативными актами. Одно из главных полномочий Совета Федерации – участие в законодательной деятельности. Статья 105 Конституции РФ устанавливает, что приня­тые Государственной Думой федеральные законы направляются в Совет Федерации, который их либо одобряет, либо отклоняет. Совет Федерации может не согласиться с любым законом, принятым Госу­дарственной Думой. Но у последней по большинству законов (кроме федеральных конституционных и законов о поправках к Конститу­ции) имеется возможность преодолеть такое несогласие большинст­вом в 2Д голосов.

Из сопоставления ст. 105 и 106 Конституции РФ следует, что неко­торые законы, принятые Думой, не требуют в обязательном порядке одобрения Совета Федерации, но законы по определенным вопросам должны подвергаться обязательному рассмотрению в Совете Федера­ции. Это законы по вопросам федерального бюджета; федеральных на­логов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации меж­дународных договоров РФ; статуса и защиты Государственной грани­цы Российской Федерации; войны и мира. Однако отказ Совета Фе­дерации одобрить их также может быть преодолен 2/3 голосов общего состава Думы.

К числу других полномочий Совета Федерации относятся:

1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения.

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России. Решение о направлении за пределы Рос­сийской Федерации военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ, а гражданского персонала (на добровольной основе) — Правительство РФ. Президент принимает решение о направлении воинских формирований на основе постанов­ления Совета Федерации.

4) назначение выборов Президента РФ. Если Совет Федерации не на­значит выборы, их назначает Центральная избирательная комис­сия РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности.

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Совет Феде­рации назначает Председателя, его заместителей и членов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, членов Президиума Верхов­ного Суда РФ, членов Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

Совет Федерации назначает 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей. Они назнача­ются как представители общественности (всего в составе Коллегии 29 членов);

7) назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора РФ и его заместителей;

8) назначение на должность и освобождение от должности замес­тителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов: заместителя Председателя и шесть аудиторов (всего их 12) назна­чаются на шестилетний срок. Председатель Счетной палаты он и шесть аудиторов назначаются Государственной Думой.

Состав Счетной палаты пользуется неприкосновенностью. Совет Федерации может лишить неприкосновенности (согласиться на задер­жание, арест, привлечение к уголовной ответственности) заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов, назначенных Советом Фе­дерации, по представлению Генерального прокурора РФ.

Счетная палата ежеквартально представляет Совету Федерации отчет о ходе исполнения федерального бюджета (это же делается по отношению к Государственной Думе), отчеты о работе, о результатах проверок.

9) ратификация и денонсация международных договоров и между­народная деятельность.

10) назначение на должность и освобождение от должности части членов (пять из 15 человек) Центральной избирательной комиссии РФ. Эти лица назначаются из числа кандидатур, предлагаемых зако­нодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

11) обращение в Конституционный Суд РФ. Совет Федерации может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами: о соот­ветствии законов и иных нормативных актов Конституции РФ; не вступивших в силу международных договоров; о толковании Консти­туции РФ; в связи с процедурой импичмента Президенту РФ и т.д.

Совет Федерации имеет свой Аппарат который обеспечивает повседневную деятельность палаты.

Принятие решений Совета Федерации осуществляется путем откры­того или тайного голосования.

Решения Совета Федерации принимаются в форме постановлений (например, постановление об одобрении или отклонении закона).

 

Структура Государственной Думы.Структура и порядок деятельности Государственной Думы определяются Регламентом. Государственная Дума состоит из 450 депута­тов, которые избираются по спискам партий. В Думе имеются представители различных слоев населения, но жен­щин как правило не более 10%.

Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель которые избираются депутатами из своего числа. Председателя замещают и помогают ему в работе заместители.

Депутаты внутри Государственной Думы группируются по депу­татским объединениям: фракциям и депутатским группам.

Депутатские фракции и группы создаются для формирования и вы­ражения мнения соответствующих партий, групп депутатов-едино­мышленников по обсуждаемым вопросам, вырабатываются общая стратегия и тактика, обеспечивается координация работы депутатов.

В настоящее время наибольшей по численности фракцией являет­ся «ЕдРо»; второе место занимает КПРФ.

Внутренними органами Государственной Думы являются также комитеты и комиссии. В их числе комитеты по законодатель­ству; по труду, социальной политике и делам ветеранов; по охране здо­ровья; по обороне; по безопасности; по аграрным вопросам; по меж­дународным делам и др. Комитеты образуются решением палаты. Каждый депутат (как и член Сове­та Федерации), кроме Председателя Государственной Думы и его заместителей, обязан состоять в каком-либо комитете, (в 1999 г. было 16 депутатов, не состоящих в комитетах).

Комитеты предварительно рассматривают законопроекты, дают заключения по законопроектам и проектам постановлений Думы, в соответствии с решениями палаты готовят, запросы в Конституцион­ный Суд РФ, организуют парламентские слушания, семинары, «круг­лые столы», имеют право вносить на заседание Совета Думы предло­жения по проекту ее работы. Правом законодательной инициативы они не обладают. Заседание комитета, комиссии правомочно, когда на нем присутствует большинство общего числа членов. Решение прини­мается большинством голосов присутствующих.

Комитеты проводят открытые и закрытые заседания.

Комитеты создают свои подкомитеты как вспомогательные орга­ны. Обычно каждый комитет создает несколько подкомитетов по от­дельным вопросам своего профиля работы.

Помимо комитетов в ГД существуют различные комиссии, действующий как на постоянной так и временной основе (мандатная комиссия, комиссия по этике и др.). В отличие от комитетов они занимаются не законодательной работой а другими вопросами.

Государственная Дума имеет своего представителя в Совете Феде­рации.

Полномочия Государственной Думы. Компетенция Государствен­ной Думы определена Конституцией РФ, актами текущего законода­тельства. К ее полномочиям относятся:

1) принятие законов. Это главное полномочие Государственной Думы. Свои важнейшие решения она, как правило, облекает в форму законов;

2) ежегодное утверждение государственного бюджета (в отличие от иных законов он принимается в четырех чтениях), федеральных нало­гов и сборов, финансовых законов, в том числе закона о минимальном размере оплаты труда, и др. Проект бюджета может быть представлен только Правительством РФ. Государственная Дума утверждает ежегодно отчет Правительства РФ об исполнении государственного бюджета. Принимались также законы об изменении государственного бюдже­та в ходе его выполнения из-за возникших кризисных условий;

3) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Пра­вительства РФ.

4) решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

5) назначение на должности и освобождение от должностей неко­торых высших должностных лиц (Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, Уполно­моченного по правам человека), части членов Центральной избира­тельной комиссии РФ.

6) объявление амнистии. Амнистия — это полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовное правонару­шение, замена наказания более мягким, снятие судимости с отбывших наказание;

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для его отреше­ния от должности.

8) рассмотрение внешнеполитических вопросов. ГД принима­ет огромное количество обращений и заявлений, выражающих пози­цию Думы по различным международным вопросам и по вопросам внешней политики РФ. Эти заявления не всегда совпадают с позицией Президента РФ;

9) обращение в Конституционный Суд РФ.

Особое время отводится работе депутата с избирателями субъекта РФ, к которому прикреплен депутат, избранный по списку избирательного объединения. Он изучает поступившие к нему жалобы и заявления, отвечает на письма, принимает меры по защите прав и законных ин­тересов избирателей, ведет прием либо в Приемной Государственной Думы, либо на месте (в округе, в городе субъекта РФ).