Государственная Дума
Совет Федерации
Понятие, функции и структура парламента Российской Федерации
Акты Президента Российской Федерации
Полномочия Президента Российской Федерации
Занимая особое место в государственном механизме, Президент РФ имеет широкие права, которые обеспечивают ему возможность выполнять свои функции в государственном механизме. Как уже говорилось, во многих случаях эти права — одновременно и обязанности. В этом заключаются особенности полномочий органа государства и должностного лица в конституционном или административном праве (других отраслях публичного права) в отличие, например, от гражданского права, где полномочие — это лишь право (обычно субъективное). Имея права, государственный орган обязан их осуществлять, действовать, управлять. Вместе с тем не все права Президента являются одновременно его обязанностями (он, например, может председательствовать, а может по своему желанию и не председательствовать на заседаниях Правительства) и не все обязанности — правами. Некоторые из обязанностей имеют личный характер (например, представление сведений об имущественном положении при выдвижении кандидатуры). Полномочия Президента могут быть разделены на несколько групп: 1) полномочия в сфере правового статуса личности; 2) полномочия, связанные с федеративным устройством государства; 3) полномочия в отношениях с парламентом; 4) полномочия в отношениях с органами исполнительной власти; 5) полномочия в отношениях с органами судебной власти; 6) полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций; 7) полномочия в военной сфере; 8) полномочия в области внешней политики.
Полномочия, связанные с правовым статусом личности, вытекают из положения Президента РФ как гаранта Конституции. Основы правового статуса личности определяются Конституцией и законами, и главная задача Президента в этой сфере — обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. С этой целью используются различные методы, вплоть до введения чрезвычайного положения на территории страны и в отдельных местностях при массовых нарушениях прав и свобод.
Президент решает вопросы предоставления гражданства РФ, дает разрешения на выход из российского гражданства, предоставляет право убежища в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Он вправе смягчать наказания, помиловать (например, в 1997 г. он помиловал российского гражданина Макарова, осужденного на семь лет тюремного заключения за государственную измену, в связи с его активной помощью органам расследования, в 2000 г. — американского гражданина Поупа, осужденного за шпионаж). Со времени введения должности Президента в России (1991—2001 гг.) были помилованы несколько десятков тысяч человек. Президент присваивает высшие воинские и почетные звания РФ, награждает орденами и медалями РФ и даже сам учреждает некоторые ордена и медали (например, в 1994 г. им учрежден орден Мужества, медаль Суворова и др., в 1998 г. — орден Св. Андрея Первозванного, в 2000 г. — орден Св. Георгия, в 2002 г. — орден «За морские заслуги»).
Вручение орденов и другие награждения Президент РФ осуществляет в торжественной обстановке, в зале Кремля. По поручению Президента государственные награды могут вручаться его представителями.
Полномочия Президента, связанные с федеративным устройством государства, вытекают из его функции по охране государственной целостности Российской Федерации и обеспечению взаимодействия органов государственной власти. Особое значение эти полномочия приобрели в условиях сепаратистских акций в 90-х гг. прежнего руководства одного из субъектов РФ — Чеченской Республики. Президент РФ, используя свои полномочия, вел переговоры с руководством Чечни. Им и по его поручению были подписаны несколько соглашений с чеченским руководством, которые, однако, были нарушены из-за попустительства последнего. В качестве Верховного главнокомандующего Президент РФ применил Вооруженные Силы для восстановления конституционного порядка на территории Чечни.
Обеспечивая целостность Федерации и взаимодействие органов государственной власти, Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). В случае недостижения согласованного решения он может передать дело на разрешение соответствующего суда. Президент применял эту форму разрешения разногласий между отдельными республиками, принимал делегацию Чечни, в 1996 г. урегулировал разногласия между органами законодательной и исполнительной власти Вологодской, Тульской областей и других субъектов РФ. В 1994 г. он выступил с инициативой Договора об общественном согласии.
Президент в соответствии с п. «к» ст. 83 Конституции РФ назначает и освобождает своих полномочных представителей. Такие представители назначались в том числе в субъекты Федерации или в группы субъектов (один полномочный представитель для нескольких субъетов), а с 2000 г. — в семь федеральных округов (об этом говорилось выше). Они не обладают исполнительно-распорядительными полномочиями по отношению к органам субъектов РФ, но имели место факты, когда Президент РФ в кризисных условиях наделял на короткое время своего представителя властными полномочиями (в 1998 г. в Приморском крае). В соответствии с указом Президента от 30 января 2001 г. полномочные представители Президента РФ подчиняются руководителю Администрации Президента РФ.
Президент вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, а также в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина. Такие акты приостанавливаются до решения вопроса соответствующим судом. Как отмечалось выше, Президент неоднократно приостанавливал действие указов президентов Ингушской Республики, Республики Саха (Якутия), постановления главы администрации Ненецкого автономного округа, губернатора Курской области, администрации Воронежской области и др. Указом от 17 января 1995 г. Президент РФ определил, что указ Президента Чувашской Республики, относящийся к военнослужащим, являющимся гражданами этой республики, не подлежит применению, так как этот вопрос относится к исключительному ведению Федерации.
В соответствии со ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Следовательно, он вправе и обязан пресекать не только грубые формы нарушения правопорядка (организованное неповиновение, мятеж, создание незаконных вооруженных формирований), но и любое уклонение субъектов РФ от исполнения правовых актов Федерации, принятых в соответствии с ее компетенцией.
Полномочия Президента в отношениях с парламентом (законодательной властью) связаны с тем, что он является необходимым участником законодательного процесса, без промульгации (об этом — ниже), в том числе подписания им законов, законодательный процесс не может быть завершен. Президент обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, тогда как другие субъекты законодательной инициативы могут быть в этом ограничены (например, отдельный депутат Государственной Думы или член Совета Федерации не может предложить поправку к Конституции РФ).
Президент подписывает закон. Эта процедура не сводится к техническому действию постановки подписи на бумаге. Она обычно определяется как промульгация: подписание, санкционирование и распоряжение исполнительным органам выполнять закон. Президент вправе не подписать закон и возвратить его в парламент (право отлагательного вето предусмотрено ст. 107 Конституции РФ). Он вправе это сделать не только когда считает, например, что содержание закона противоречит Конституции РФ, но, как постановил Конституционный Суд РФ, и в тех случаях, если нарушен установленный порядок его принятия. Однако этот факт должен быть точно установлен. Например, подсчет присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы кем-либо «по головам» — недостаточное доказательство.
Президентское вето применялось довольно часто. По тому или иному основанию до 2000 г. Президент РФ возвращал в парламент десятки законов. В настоящее время в результате изменения расстановки сил в парламенте вето используется реже.
Вето Президента, как отмечалось выше, может быть преодолено парламентом путем повторного принятия закона, но квалифицированным большинством голосов. Президент обязан подписать закон, если его вето преодолено. Преодолеть вето Президента РФ удается сравнительно редко. Дело может и не дойти до применения президентского вето, если до принятия закона используются, как это часто бывало, согласительные процедуры (в переговорах участвуют лица, назначенные Президентом и парламентом), и они способствуют выработке общего мнения. Для взаимодействия с палатами парламента, а также Конституционным Судом РФ Президент назначает в эти органы своих полномочных представителей.
Президент обращается к парламенту с ежегодными посланиями. В них анализируются итоги истекшего года, тенденции развития страны, ставятся задачи на будущее. Имели место и другие послания тематического характера (например, в 1996 г. о национальной безопасности РФ).
Президент назначает дату очередных выборов в Государственную Думу. Он вправе распустить ее, но только в предусмотренных Конституцией РФ случаях (при отказе Правительству в доверии, при двойном вотуме недоверия). При этом он вправе выбирать: распустить Думу или уволить Правительство в отставку. Президент не вправе распускать Думу в течение года после ее избрания и в течение полугода до окончания срока своих полномочий. Распуская Думу, он обязан назначить дату выборов нового созыва Думы с учетом того, что ее новый состав должен собраться не позже чем через четыре месяца после роспуска. Президент не может распускать Думу и при выдвижении ею обвинения против него (с момента официального выдвижения). Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.
Президент назначает референдум, но не вправе инициировать его (он назначается, как уже говорилось, если будут собраны подписи 2 млн. граждан).
Согласно Конституции РФ Президент имеет обширные полномочия по отношению к исполнительной власти. Прежде всего он формирует Правительство: представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства (премьер-министра, хотя этот термин в Конституции не употребляется) и после получения согласия назначает Председателя Правительства, а затем и его членов (заместителей Председателя, министров). При этом согласия Думы на назначение членов Правительства не требуется, но заместителей премьер-министра и министров Президент назначает на должности и освобождает от должности по предложению его Председателя. На практике назначенный премьер иногда ведет длительные переговоры с Президентом по этому вопросу, но его предложения о составе Правительства Президент учитывает не всегда. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, но делает это крайне редко. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия (что не требуется при избрании нового состава Государственной Думы) и формируется вновь.
Структуру Правительства определяет Президент (после консультаций с назначенным им премьер-министром). В Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе о Правительстве 1997 г. перечень министерств не устанавливается, названы только некоторые министерства. Поэтому при формировании нового Правительства Президент каждый раз издает указ о структуре федеральных органов исполнительной власти, где назван состав Правительства, перечислены федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти (Главное управление федеральных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, Управление делами Президента РФ). В настоящее время действует структура, утвержденная указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. Президент издает также указы о назначении конкретных лиц на должность Председателя Правительства, его членами, руководителями других федеральных органов исполнительной власти. Непосредственно Президенту подчинены некоторые «силовые» министры (обороны, внутренних дел и др.), а также некоторые другие министры (иностранных дел, юстиции и др.), руководители иных ведомств (например, Федеральной службы безопасности).
Президент назначает также некоторых других высших должностных лиц, в том числе высшее командование Вооруженных Сил РФ. Он назначает 1/3 состава Центральной избирательной комиссии РФ. Особую роль играет Администрация Президента и назначаемый им глава Администрации. Администрация обеспечивает выполнение постановлений и распоряжений Президента, его повседневную деятельность. В составе Администрации множество отделов и управлений, в том числе Референтура Президента РФ, которая, в частности, участвует в подготовке проектов ежегодных посланий Президента парламенту, проектов иных документов программного характера, публичных выступлений Президента. Во многих случаях Администрация Президента подменяла деятельность Правительства.
Президент вправе в любое время отправить в отставку Председателя Правительства, его заместителей, министров, что он неоднократно делал. Для освобождения от должности Председателя Правительства согласия Государственной Думы не требуется, Президент делает это по своему усмотрению: в 1998—1999 гг. в условиях обострившегося экономического и финансового кризиса он шесть раз менял председателей Правительства. С уходом в отставку премьер-министра уходит и все Правительство. Хотя некоторые его члены вновь занимают свои места (а могут остаться и все), юридически создается новое Правительство. Освобождая от должности заместителей Председателя Правительства, министров, Президент вправе делать это самостоятельно, без согласия премьер-министра. В случае отставки прежний состав Правительства выполняет свои обязанности до формирования нового.
Полномочия Президента по отношению к судебной власти ограничены. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями 2001 г.) он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает федеральных судей (мировых судей назначают высшие органы субъектов РФ), вправе обращаться в суд по определенным вопросам, связанным с государственной деятельностью (обращение в Конституционный Суд РФ, обращение в суд в связи с недостижением согласия при осуществлении согласительных процедур и др.).
Президент представляет в Совет Федерации кандидатуру Генерального прокурора и вносит предложение о его освобождении от должности. В 1999 г. Президент временно отстранил Генерального прокурора от должности (о правомерности этого были споры) и трижды вносил предложение в Совет Федерации о его увольнении, но Совет Федерации такое постановление принял уже в 2000 г.
Полномочия Президента в связи с чрезвычайными ситуациями связаны с введением военного и чрезвычайного положения. Как уже говорилось, в условиях чрезвычайного и военного положения указом Президента могут быть созданы особые органы управления (при военном положении органам Вооруженных Сил может быть поручено выполнять некоторые задачи органов гражданского управления, а общее руководство всеми мероприятиями сосредоточивается в руках Президента). Конституционные права и свободы могут быть ограничены (за исключением прав, указанных в Конституции РФ, которые ограничению не подлежат).
Полномочия Президента в военной сфере и области внешней политики обширны. Эти две сферы традиционно относятся к полномочиям главы государства.
Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. Непосредственно ему (а не Председателю Правительства) подчиняются министр обороны, а также некоторые другие руководители министерств и ведомств, имеющие в своем распоряжении войска (министр внутренних дел, директор Федеральной службы безопасности, министр по чрезвычайным ситуациям и др.). Президент утверждает военную доктрину РФ по обеспечению военной безопасности страны (утверждена указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г., текст ее не является секретным, он опубликован), назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (в соответствии с положениями о казачьих воинских формированиях назначает или утверждает их войсковых атаманов).
Президент осуществляет руководство внешней политикой государства; ему непосредственно подчиняется министр иностранных дел. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры (вести переговоры и подписывать договоры могут также лица и главы назначенных для этого делегаций по уполномочию Президента), подписывает ратификационные грамоты (после принятия законов парламентом о ратификации международных договоров), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (эти грамоты адресуются главой одного государства главе другого государства). После консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания (обычно это Комитет по иностранным делам) Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
Временное исполнение обязанностей Президента РФ.Если Президент временно не в состоянии исполнять свои обязанности (например, из-за болезни), их выполняет Председатель Правительства РФ. Как постановил Конституционный Суд РФ б июля 1999 г., это может иметь место, во-первых, когда Президент возлагает определенные полномочия на Председателя Правительства. Так было, например, во время операции на сердце Президента Б.Н. Ельцина с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. до 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г. Начало и завершение временного исполнения обязанностей было оформлено изданием указов Президента. Во-вторых, это возможно по объективно сложившимся обстоятельствам (внезапная смерть, непреодолимая невозможность исполнения обязанностей по состоянию здоровья). От указанных двух случаев нужно отличать исполнение полномочий Президента Председателем Правительства в связи с его уходом в отставку, когда Председатель Правительства становится исполняющим обязанности Президента РФ до выборов нового Президента.
Для реализации своих полномочий Президент осуществляет правотворческую деятельность, издает нормативные и ненормативные указы и распоряжения (последние, как правило, имеют ненормативный характер), обязательные для исполнения на всей территории РФ главы субъекта РФ от должности. Дальнейшие санкции последуют потом, когда глава государства, государственного образования будет освобожден от занимаемой должности.
Досрочное прекращение полномочий Президента РФ.Президент может быть освобожден от должности: 1) по его желанию (добровольная отставка); 2) вследствие объективно сложившихся обстоятельств (при стойкой неспособности, по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия); 3) вследствие его вины и отрешения от должности (этот порядок, предусмотренный впервые в Конституции США 1787 г., а до этого в редчайших случаях применявшийся в Великобритании в отношении судей, получил название «импичмент»).
Отставка Президента РФ имела место 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин обратился по радио и телевидению к народу и заявил о своем уходе с поста Президента (в некоторых странах такое заявление должно делаться в парламенте). Временное исполнение обязанностей Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 92) перешло к Председателю Правительства РФ В.В. Путину. Исполняющий обязанности Президента не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. В других отношениях он сохраняет объем полномочий Президента РФ (например, и.о. Президента РФ В.В. Путин в 2000 г. налагал вето на законы, принятые парламентом).
При отставке Президента РФ назначаются досрочные выборы (состоялись 26 марта 2000 г.).
Конституция РФ, федеральное законодательство не регулируют процедуру прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, и на практике это не имело места. В зарубежных странах в подобных случаях создавалась специальная медицинская комиссия, в решении вопроса участвовал орган конституционного контроля. О возможности такой процедуры говорится в основных законах некоторых субъектов РФ.
Процедура импичмента урегулирована ст. 93 Конституции РФ. Она является достаточно сложной, что обусловлено необходимостью обеспечения стабильности в государстве, защиты высшего должностного лица государства от внутрипартийной борьбы в парламенте или популистских лозунгов. В процедуре отрешения Президента от должности задействованы несколько высших органов государства: обе палаты парламента, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Процесс может начаться лишь по инициативе 1/3 членов Государственной Думы (150 человек), которые подписываются под обращением об импичменте. Дума создает комиссию на основе пропорционального представительства фракций, которая готовит проект обвинительного заключения. Оно принимается Думой 2/3 голосов от общего числа и передается в Верховный Суд РФ для заключения о наличии в действиях Президента признаков состава преступления. Затем Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документы поступают в Совет Федерации, который принимает решение об отрешении Президента большинством в 2/3 голосов. На любой стадии эта процедура может быть прекращена (в том числе из-за недостаточного количества голосов). Процедура импичмента в отношении Б.Н. Ельцина в 1999 г. не была завершена. Комиссия составила проект обвинительного заключения, но Дума не утвердила ни один из пяти пунктов предложенного обвинения, предъявленного по шести статьям УК (государственная измена, насильственный захват или удержание власти, ослабление обороны и безопасности РФ и др.).
Законодательная власть и парламент. Органом законодательной власти РФ является Федеральное Собрание, называемое в Конституции РФ также парламентом (ст. 94). В субъектах РФ их законодательные органы называются по-разному: законодательное собрание, государственный совет, дума, собрание депутатов, парламент, совет народных депутатов (есть и национальные названия, например, народный хурал в Бурятии, Калмыкии).
Законодательная власть — это право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать законы (в том числе конституционные законы, законы о поправках к конституции) — нормативные правовые акты, имеющие после конституции (основного закона) высшую юридическую силу. Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.) должны соответствовать законам, в противном случае они недействительны. По общему правилу законы может издавать только парламент (исключения составляют, например, абсолютные монархии). Наряду с законами парламент принимает и другие акты (заявления, обращения к парламентам зарубежных стран), а также осуществляет другие важнейшие полномочия от имени народа и государства.
Парламент – это обобщенное название учреждения, занимающего верховное место в государственной структуре. Первые парламенты (в Англии, Испании и др.) стали возникать еще в XIII—XIV вв., но как современное учреждение оформились в Европе в процессе борьбы с абсолютизмом лишь после буржуазных революций в XVIII—XIX вв. От слова «парламент» возникло производное понятие «парламентаризм» как особая система государственного управления, основанная на разделении властей и контроле парламента в отношении правительства.
Функции Федерального Собрания В разветвленной системе органов государства Федеральное Собрание выполняет разнообразные функции. Во-первых, как орган народного представительства оно (его члены) представляет различные слои населения, а также субъекты РФ. Тем самым Федеральное Собрание олицетворяет волю всего народа России, представительство его общих интересов и специфических интересов различных социальных, территориальных, национальных, профессиональных и иных коллективов. Во-вторых, парламент выполняет общегосударственную законодательную функцию. Это единственный законодательный орган российского государства (в субъектах РФ существуют свои законодательные органы). Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы о поправках к Конституции РФ, которые выражают согласованную волю народа и обладают, после Конституции, высшей юридической силой. В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты осуществляют решающее участие в верховном руководстве делами государства. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Однако в этой же статье говорится, что он делает это в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а такие законы принимает парламент. Парламент утверждает государственный бюджет, дает согласие на введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, обсуждает основные проблемы различных сфер жизни общества и принимает соответствующие решения. В-четвертых, Федеральное Собрание или его палаты формируют или участвуют в формировании, назначении или освобождении от должности других высших и центральных органов государства, должностных лиц. Парламент (Государственная Дума) дает (не дает) согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, назначает членов Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др. (Совет Федерации). Государственная Дума может принять решение об отставке Правительства РФ, Федеральное Собрание вправе досрочно отрешить Президента РФ от должности (решение принимает Совет Федерации) и т.д. В-пятых," парламент осуществляет в различных, хотя в недостаточно развитых формах, ограниченных условиями полупрезидентской, полупарламентарной республики, парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета и т.д.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Обе они имеют собственную компетенцию, и ни одна из них не может вмешиваться в полномочия другой. Однако нельзя сказать, что палаты полностью равноправны: Государственная Дума может принять федеральный закон (но не конституционный и не закон о поправке к Конституции РФ) без согласия Совета Федерации, преодолев его вето. Совет Федерации этого сделать не может.
Порядок формирования парламента РФ и законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Палаты Федерального Собрания формируются по-разному: Государственная Дума — путем прямых выборов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным законом 2000 г. один представитель избирается законодательным органом, другой назначается главой администрации субъекта РФ (но глава администрации не может назначить себя членом Совета Федерации).
Состав Совета Федерации. Совет Федерации состоит из двух категорий лиц: избранных и назначенных. Порядок избрания и назначения регулируется законами субъектов РФ. (реформа Путина августа 2000).
Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, т.е. обычно на 4—5 лет.
Вторым представителем субъекта РФ в Совете Федерации является теперь не (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) – президент, губернатор и т.д., а назначенный высшим должностным лицо субъектом РФ представитель. Назначение оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Такой акт в трехдневный срок передается в законодательный (представительный) орган субъекта и вступает в силу, если на заседании этого законодательного органа против назначения не проголосуют 2/3 от общего числа его депутатов.
Законы некоторых субъектов РФ (например, Удмуртии 2001 г.) устанавливают, что их представители в Совете Федерации имеют императивный мандат: законодательное собрание или глава администрации могут обязать их голосовать определенным образом. Их полномочия могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, что и избрание (назначение).
Назначенные члены Совета Федерации (как и избранные законодательными собраниями субъектов РФ) пользуются всеми правами члена парламента (в том числе депутатской неприкосновенностью).
Структура Совета Федерации, порядок его работы регулируется его Регламентом 2002 г., а также другими актами Совета Федерации. Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя и заместителей.
В Совете Федерации нет партийных фракций. Регламент СФ запрещает для его членов создание каких либо объединений.
Полномочия Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации установлены прежде всего ст. 102 Конституции РФ, а также некоторыми другими ее нормами и иными нормативными актами. Одно из главных полномочий Совета Федерации – участие в законодательной деятельности. Статья 105 Конституции РФ устанавливает, что принятые Государственной Думой федеральные законы направляются в Совет Федерации, который их либо одобряет, либо отклоняет. Совет Федерации может не согласиться с любым законом, принятым Государственной Думой. Но у последней по большинству законов (кроме федеральных конституционных и законов о поправках к Конституции) имеется возможность преодолеть такое несогласие большинством в 2Д голосов.
Из сопоставления ст. 105 и 106 Конституции РФ следует, что некоторые законы, принятые Думой, не требуют в обязательном порядке одобрения Совета Федерации, но законы по определенным вопросам должны подвергаться обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Это законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Однако отказ Совета Федерации одобрить их также может быть преодолен 2/3 голосов общего состава Думы.
К числу других полномочий Совета Федерации относятся:
1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
2) утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения.
3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России. Решение о направлении за пределы Российской Федерации военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ, а гражданского персонала (на добровольной основе) — Правительство РФ. Президент принимает решение о направлении воинских формирований на основе постановления Совета Федерации.
4) назначение выборов Президента РФ. Если Совет Федерации не назначит выборы, их назначает Центральная избирательная комиссия РФ;
5) отрешение Президента РФ от должности.
6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Совет Федерации назначает Председателя, его заместителей и членов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, членов Президиума Верховного Суда РФ, членов Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.
Совет Федерации назначает 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей. Они назначаются как представители общественности (всего в составе Коллегии 29 членов);
7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;
8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов: заместителя Председателя и шесть аудиторов (всего их 12) назначаются на шестилетний срок. Председатель Счетной палаты он и шесть аудиторов назначаются Государственной Думой.
Состав Счетной палаты пользуется неприкосновенностью. Совет Федерации может лишить неприкосновенности (согласиться на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности) заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов, назначенных Советом Федерации, по представлению Генерального прокурора РФ.
Счетная палата ежеквартально представляет Совету Федерации отчет о ходе исполнения федерального бюджета (это же делается по отношению к Государственной Думе), отчеты о работе, о результатах проверок.
9) ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.
10) назначение на должность и освобождение от должности части членов (пять из 15 человек) Центральной избирательной комиссии РФ. Эти лица назначаются из числа кандидатур, предлагаемых законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
11) обращение в Конституционный Суд РФ. Совет Федерации может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами: о соответствии законов и иных нормативных актов Конституции РФ; не вступивших в силу международных договоров; о толковании Конституции РФ; в связи с процедурой импичмента Президенту РФ и т.д.
Совет Федерации имеет свой Аппарат который обеспечивает повседневную деятельность палаты.
Принятие решений Совета Федерации осуществляется путем открытого или тайного голосования.
Решения Совета Федерации принимаются в форме постановлений (например, постановление об одобрении или отклонении закона).
Структура Государственной Думы.Структура и порядок деятельности Государственной Думы определяются Регламентом. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются по спискам партий. В Думе имеются представители различных слоев населения, но женщин как правило не более 10%.
Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель которые избираются депутатами из своего числа. Председателя замещают и помогают ему в работе заместители.
Депутаты внутри Государственной Думы группируются по депутатским объединениям: фракциям и депутатским группам.
Депутатские фракции и группы создаются для формирования и выражения мнения соответствующих партий, групп депутатов-единомышленников по обсуждаемым вопросам, вырабатываются общая стратегия и тактика, обеспечивается координация работы депутатов.
В настоящее время наибольшей по численности фракцией является «ЕдРо»; второе место занимает КПРФ.
Внутренними органами Государственной Думы являются также комитеты и комиссии. В их числе комитеты по законодательству; по труду, социальной политике и делам ветеранов; по охране здоровья; по обороне; по безопасности; по аграрным вопросам; по международным делам и др. Комитеты образуются решением палаты. Каждый депутат (как и член Совета Федерации), кроме Председателя Государственной Думы и его заместителей, обязан состоять в каком-либо комитете, (в 1999 г. было 16 депутатов, не состоящих в комитетах).
Комитеты предварительно рассматривают законопроекты, дают заключения по законопроектам и проектам постановлений Думы, в соответствии с решениями палаты готовят, запросы в Конституционный Суд РФ, организуют парламентские слушания, семинары, «круглые столы», имеют право вносить на заседание Совета Думы предложения по проекту ее работы. Правом законодательной инициативы они не обладают. Заседание комитета, комиссии правомочно, когда на нем присутствует большинство общего числа членов. Решение принимается большинством голосов присутствующих.
Комитеты проводят открытые и закрытые заседания.
Комитеты создают свои подкомитеты как вспомогательные органы. Обычно каждый комитет создает несколько подкомитетов по отдельным вопросам своего профиля работы.
Помимо комитетов в ГД существуют различные комиссии, действующий как на постоянной так и временной основе (мандатная комиссия, комиссия по этике и др.). В отличие от комитетов они занимаются не законодательной работой а другими вопросами.
Государственная Дума имеет своего представителя в Совете Федерации.
Полномочия Государственной Думы. Компетенция Государственной Думы определена Конституцией РФ, актами текущего законодательства. К ее полномочиям относятся:
1) принятие законов. Это главное полномочие Государственной Думы. Свои важнейшие решения она, как правило, облекает в форму законов;
2) ежегодное утверждение государственного бюджета (в отличие от иных законов он принимается в четырех чтениях), федеральных налогов и сборов, финансовых законов, в том числе закона о минимальном размере оплаты труда, и др. Проект бюджета может быть представлен только Правительством РФ. Государственная Дума утверждает ежегодно отчет Правительства РФ об исполнении государственного бюджета. Принимались также законы об изменении государственного бюджета в ходе его выполнения из-за возникших кризисных условий;
3) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
4) решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
5) назначение на должности и освобождение от должностей некоторых высших должностных лиц (Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека), части членов Центральной избирательной комиссии РФ.
6) объявление амнистии. Амнистия — это полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовное правонарушение, замена наказания более мягким, снятие судимости с отбывших наказание;
7) выдвижение обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности.
8) рассмотрение внешнеполитических вопросов. ГД принимает огромное количество обращений и заявлений, выражающих позицию Думы по различным международным вопросам и по вопросам внешней политики РФ. Эти заявления не всегда совпадают с позицией Президента РФ;
9) обращение в Конституционный Суд РФ.
Особое время отводится работе депутата с избирателями субъекта РФ, к которому прикреплен депутат, избранный по списку избирательного объединения. Он изучает поступившие к нему жалобы и заявления, отвечает на письма, принимает меры по защите прав и законных интересов избирателей, ведет прием либо в Приемной Государственной Думы, либо на месте (в округе, в городе субъекта РФ).