Становление высших государственных органов
Создание советской государственности
Исходным моментом создания новой российской (советской) государственности явились решения II Съезда Советов (26 октября 1917 г.). Треть делегатов покинула съезд в знак протеста против захвата власти большевиками. Остальные делегаты приняли первые декреты советской власти («Декрет о мире», «Декрет о земле»). Съезд провозгласил создание республики Советов. Высшим органом власти провозгласили Съезд Советов. В перерывах между съездами высшим органом считался формируемый съездом Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд назначил временное правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). Был утвержден состав СНК и ВЦИК. На местах власть должна была перейти органам местных Советов.
Председателем СНК был избран В.И. Ленин, а в его состав вошли народные комиссары:
· внутренних дел - А.И. Рыков,
· земледелия - В.П. Милютин,
· труда - А.Г. Шляпников,
· промышленности - В.П. Ногин,
· просвещения - А.В. Луначарский,
· финансов - И.И. Скворцов-Степанов,
· юстиции - Оппоков (Ломов),
· по иностранным делам - Л.Д. Троцкий,
· почт и телеграфов - Н.П. Авилов (Глебов),
· по делам национальностей - И.В. Сталин,
· по военным и морским делам - В.А. Антонов-Овсеенко, Н.В. Крыленко, П.Е. Дыбенко.
В состав ВЦИК на II съезде Советов был избран 101 человек:
· большевики - 62,
· левые эсеры - 29,
· представители других партий - 10.
Временным председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев.
Президиум ВЦИК в Петрограде. За столом сидят (слева направо): Л. Троцкий, М. Урицкий, Г. Зиновьев, Я. Свердлов. 1918 г. |
Одним из принципиальных вопросов государственного строительства в первые месяцы советской власти был вопрос о соотношении законодательной и исполнительной власти.
Классический буржуазный парламентаризм предполагает разделение законодательных и исполнительных функций. Однако, по идее Ленина, Советы соединяют исполнительную и законодательную власть (сами принимают решение и организуют их исполнение).
17 января 1918 г. был принят документ, определяющий взаимоотношение ВЦИК и СНК, согласно которому правительство имеет право разрабатывать и принимать законы, но они подлежат утверждению ВЦИК. Одновременно в этом документе было предусмотрено, что по вопросам борьбы с контрреволюцией СНК имеет право принимать единоличные решения.
Дальнейшее становление государственных институтов
В теории большевики предполагали, что при создании новой пролетарской государственности удастся обойтись без бюрократического чиновничьего аппарата, опираясь на самоуправление народа. Однако уже первые шаги в деле строительства нового государственного аппарата показали утопичность этого плана. Одним из важнейших становится кадровый вопрос.
Решение кадрового вопроса.
Сложным делом было укомплектование штата народных комиссариатов. Комплектовать кадры чиновников из рабочих и крестьян было очень трудно - у лиц рабоче-крестьянского происхождения зачастую не было соответствующего образования и опыта.
К тому же скоро выяснилось, что управленческая самодеятельность масс не может заменить собой постоянный государственный аппарат. Поэтому большевики вынуждены были взять курс на массовое привлечение к управлению страной буржуазных специалистов. Так, к осени 1918 г. в наркомате финансов служило 97,5 % старых чиновников, в наркомате путей сообщения - 88,1 %.
Первоначально большевики не планировали создание каких-либо органов насилия. В военной области предполагалось оборонять республику в случае опасности всеобщим вооружением народа, а в случае возникновения внутренней угрозы ожидалось, что Советы справятся с этой задачей. Но в условиях продолжающейся мировой войны и начинающейся гражданской надежды на это не сбылись. Уже в конце 1917 г. власть идет на создание силовых структур. Подробнее.
Создание силовых структур :
28 октября - создание рабочей милиции;
22 ноября - декрет о суде (отменялись старые судебные органы и действие старых законов; создавались рабоче-крестьянские трибуналы и местные народные суды, избираемые Советами);
20 декабря 1917 г. при СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК). Возглавлял ВЧК Ф.Э. Дзержинский. Объем деятельности ВЧК выходил за рамки первоначально сформулированных функций комиссии. ВЧК стала обретать образ орудия советской власти в борьбе со своими противниками. Первоначально в арсенале средств борьбы ВЧК были конфискация имущества, выдворение за пределы Советской республики, лишение продуктивных карточек, включение в список "врагов народа".
15 (28) января 1918 г. была создана Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА) на добровольных началах. К маю РККА насчитывала в своих рядах около 300 тысяч человек. Чтобы обеспечить революционный классовый характер в строительстве новых вооруженных сил, проводился процесс их политизации через институт политкомиссаров. Управление военным ведомством было сосредоточено в руках коллегии Народных комиссариата по военным и морским делам, политическое управление – в руках Революционного военного совета. Во главе обоих учреждений оказался Л.Д. Троцкий. По его инициативе в РККА был отменен принцип выборности командиров, осуществлен переход на всеобщую воинскую обязанность (с середины 1918 г.), преобразована система военно-учебных заведений.