Автоматизация решения административных задач. Система оповещений

 

Система управления базами данных требует регулярного выполнения административных задач, часть из которых можно автоматизировать, например:

- создание индексов заново с новым FILLFACTOR

- сжатие файлов данных путем устранения пустых страниц в базах данных

- обновление статистики индексов для более эффективного выполнения запросов

- проверка целостности данных и страниц данных в базе данных, чтобы убедиться, что данные не повреждены из-за аппаратных или программных сбоев

- резервное копирование баз данных и журналов транзакций.

Процедуры, которые должны выполняться системным администратором называются задачами (jobs). Сотрудники, которые ответственны за выполнение этих задач, называются операторами (operators). Сообщения о ситуациях, о которых необходимо известить системного администратора, называются оповещениями (alerts). Задачу можно определить один раз и выполнять многократно.

Настройка автоматизированного администрирования включает пять этапов:

1. Сначала необходимо определить себя как оператора.

2. Затем настроить сервер, на котором нет рабочих баз данных, как главный сервер и указать остальные серверы как серверы-получатели

3. Создать задачу и установить график ее выполнения

4. Настроить задачу так, чтобы она извещала вас о ходе ее выполнения.

5. После этого запустить службу SQL Server Agent, которая должна работать для выполнения задач.

Для настройки задач можно воспользоваться визардом : Database Maintenance Plan Wizard. С помощью этого средства указывается имя задачи, время выполнения, формулировка задачи, или, пользуясь службой SQL Server Agent, с помощью которой определить оператора, задачу и оповещение. Все эти службы называются диспетчерами. Информацию о необходимости выполнения каких-либо заранее спланированных действий служба SQL Executive получает из данных, записанных в системную БД msdb. На их основании запускается один из диспетчеров, которые и составляют основу SQL DMF. Администратор БД может получать постоянную информацию о состоянии БД путем определения и последующего наблюдения за оповещениями. Например, администратор может получать информацию об остановке сервера или исчерпания свободного пространства БД. С определенным оповещением может быть связана например, задача расширение пространства, отводимого для размещения БД. Таким образом, создается полностью автоматизированная среда администрирования SQL Server. События часто связываются с ошибками.

 

Заключение

 

Рамки данного курса «Базы данных» позволили рассмотреть лишь основные теоретические и практические вопросы, связанные с этой интересной областью информационных технологий. Здесь не рассмотрены вопросы реализации систем баз данных, которые больше относятся к курсу «Проектирования баз данных автоматизированных информационных систем», вопросы технологий доступа к данным, системы OLAP, модели хранилищ данных, вопросы параллельных баз данных и многое другие аспекты современных баз данных. Обсуждаемые в данном учебном пособии вопросы являются частью общей информационной культуры и могут быть использованы как стартовая площадка для дальнейшего изучения современных баз данных.

 

Приложение

 

Ниже приведены варианты описания предметных областей, которые могут быть использованы в качестве индивидуальных заданий для студентов, разрабатывающих модель базы данных.

1 Вариант

Создать базу данных «Сведения о жителях города». В базе данных хранятся сведения о жителях города Самары. Житель характеризуется номером паспорта, ФИО, датой рождения, телефонами, полом, категорией (дошкольник, школьник, студент, служащий, пенсионер). Для служащего хранится информация о месте работы, включая код организации, название организации, телефон, должность, зарплата. Хранится информация о жилье, включая почтовый индекс, название района, название улицы, номер дома, номер квартиры. Один житель может иметь в собственности несколько квартир и может работать в нескольких организациях. У одного вида жилья может быть несколько владельцев.

2 Вариант

Создать базу данных «Адресная книга». В базе данных хранятся сведения о владельце адресной книги, включая информацию о номере паспорта, номере полиса, ФИО, адресе, телефонах. Хранится информация о родственниках, включая ФИО, адрес, телефон, степень родства, дату рождения. Хранится сведения о друзьях и знакомых (ФИО, адрес, телефон, место работы, должность). Все сведения ориентированы на одного человека, у которого друзей и родственников может быть много.

3 Вариант

Создать базу данных «Аптека». В базе данных хранятся сведения о лекарстве, включая название, категорию, название фирмы-производителя, название фирмы-поставщика, форму выпуска, вид упаковки, количество в упаковке, дозировку, срок годности. Хранится информация об аптеке, включая номер аптеки, адрес, телефон, компания, время начала работы, время окончания работы. Имеются сведения о наличии лекарств в аптеке с указанием количества, цены, даты поступления. В одной аптеке имеется несколько лекарств, одно лекарство может продаваться в разных аптеках, причем одно лекарство может продаваться в разных аптеках по разным ценам.

4 Вариант

Создать базу данных «Студенческая библиотека». В базе данных хранятся сведения о книгах, с указанием ФИО авторов, названия книги, места издания. Хранятся сведения об экземплярах книг (инвентарный номер). Хранятся сведения о читателях, с указанием номера читательского билета, ФИО, номер группы, телефон, адрес читателя. Хранятся сведения о разделах библиотеки (название раздела (учебный или научный абонемент), номер комнаты). В каждом разделе библиотеки имеется много книг, одна и та же книга хранится в одном разделе. Книга имеет несколько экземпляров. Книга может быть выдана только одному читателю, один читатель может получить несколько книг.

5 Вариант

Создать базу данных «Биржа». В базе данных хранятся сведения об акциях предприятий, с указанием наименования предприятия, адреса предприятия, цены акции, количества акций к продаже, величины контрольного пакета акций. Хранятся сведения о покупателях, с указанием ФИО директора или частного лица, адреса, телефона, почтового ящика. Хранятся сведения о сделке, с указанием купленного количества акций, даты сделки. Один и тот же покупатель может участвовать во многих сделках, акции одного предприятия могут быть куплены несколькими покупателями.

6 Вариант

Создать базу данных «Больница». В базе данных хранятся сведения о больных, с указанием номера паспорта, ФИО, адреса, даты рождения, номера полиса, даты поступления, даты выписки, диагноза больного. Хранятся сведения о палатах, с указанием номера палаты, отделения, ФИО лечащего врача. Хранятся сведения о назначениях пациенту врачом, с указанием названия лекарства, дозировки, количестве, периодичности, вида процедуры. Одному пациенту может быть сделано несколько назначений, в одной палате может быть несколько больных, один врач может обслуживать несколько палат.

7 Вариант

Создать базу данных « Бытовое обслуживание населения». В базе данных хранятся сведения о потребителе услуг, с указанием ФИО клиента, адреса, телефона клиента. Хранятся сведения о перечне выполненных услуг, с указанием номера квитанции, вида услуги, описания услуги, единицы измерения, цены за единицу, даты заказа, времени заказа, скидки, даты выполнения, времени выполнения услуги. Хранятся сведения о поставщике услуг, с указанием ФИО поставщика услуг, квалификации. Один поставщик услуг может выполнять несколько видов услуг, один вид услуг может выполняться несколькими поставщиками. Один потребитель услуг может сделать заявки на несколько услуг.

8 Вариант

Создать базу данных «Дума». В базе данных хранятся сведения о депутатах, с указанием ФИО депутата, номера паспорта, даты рождения, округа, должности, оклада депутата. Хранятся сведения об участии депутатов на заседаниях. Хранятся сведения о фракциях, с указанием названия фракции, лидера фракции, телефона, адреса. Хранятся сведения о партии, с указанием названия партии, лидера партии, телефона, адреса. Каждый депутат входит в одну из партий. В одну партию могут входить несколько депутатов. В одну фракцию может входить несколько партий, каждая партия входит в одну фракцию.

 

9 Вариант

Создать базу данных «Перемещения кадров предприятия». В базе данных хранятся сведения о работниках предприятия, с указанием номера паспорта, ФИО, даты рождения, адреса, домашнего телефона работника. Хранятся сведения об отделах предприятия, с указанием названии отдела, ФИО начальника отдела, телефона, местоположение на предприятии. Хранятся сведения о назначениях и перемещениях сотрудников предприятия между отделами, с указанием даты, должности, основания, номера приказа. Один работник может трудиться в текущий момент только в одном отделе предприятия, в одном отделе работает много сотрудников, один сотрудник может несколько раз переходить из отдела в отдел с повышением или понижением должности.

 

10 Вариант

Создать базу данных «Повышение квалификации сотрудников». В базе данных хранятся сведения о сотрудниках предприятия, с указанием номера паспорта, ФИО, даты рождения, адреса, домашнего телефона, рабочего телефона, должности сотрудника. Хранятся сведения о повышении квалификации сотрудника, с указанием номера свидетельства о пройденном повышении квалификации, продолжительности в днях, месте, специальности, годе. Хранятся сведения о результатах повышения квалификации, с указанием номера свидетельства, года переаттестации, специальности, результате. Один сотрудник может неоднократно за время работы на предприятии повышать квалификацию.

11 Вариант

Создать базу данных «Преподаватели кафедры». В базе данных хранятся сведения о преподавателях, с указанием номера паспорта, ФИО, даты рождения, должности, ученого звания, ученой степени. Хранятся сведения о курсах, с указанием названия курса, вида занятий (лекции, практика, лабораторные, курсовой проект), номера семестра, вида отчетности. Хранятся сведения о группах студентов, с указанием номера группы, названия специальности или направления, количества студентов. Преподаватель может читать несколько курсов с разными видами занятий. Один курс с определенным видом занятий в определенном семестре читается одним преподавателем. В одной группе изучается несколько курсов, один курс может читаться в нескольких группах.

12 Вариант

Создать базу данных «Труды кафедры». В базе данных хранятся сведения о преподавателях, с указанием номера паспорта, ФИО, ученого звания, ученой степени. Хранятся сведения о трудах (название труда, место издания, тираж, объем в печатных листах, год издания, цена). Один труд может быть подготовлен несколькими авторами, при этом задается процент участия в изданном труде каждого соавтора. Один преподаватель может подготовить несколько трудов.

13 Вариант

Создать базу данных «Квартплата». В базе данных хранятся сведения о квартиросъемщике, с указанием номера паспорта, ФИО, адреса, площади, количестве проживающих, наличие льгот у квартиросъемщика. Хранятся сведения о потреблении, с указанием номера квитанции, года, месяца, вида платежа (газ, электроэнергия, водоснабжение, отопление, горячая вода, канализация), даты оплаты, размера оплаты за потребление. Хранятся сведения о тарифах на одного человека, с указанием года, месяца тарифа, и вида платежа. Квартиросъемщик оплачивает квартплату ежемесячно, тарифы могут меняться многократно.

14 Вариант

Создать базу данных «Конференция». В базе данных хранятся сведения об участниках конференции, с указанием номера паспорта, ФИО, даты рождения, организации, адреса, телефона, ученого звания, ученой степени участника. Хранятся сведения о комитетах конференции, с указанием названия комитета, ФИО руководителя, описания помещения, телефона руководителя. Хранятся сведения об оплате участников конференции, с указанием номера квитанции, даты оплаты, суммы, способа оплаты. Участник конференции может входить только в один комитет, в одном комитете присутствует несколько участников. Руководитель комитета также является участником конференции. Участник конференции может оплачивать частями несколько раз. В одной квитанции об оплате может быть оплачено участие в конференции нескольких участников.

15 Вариант

Создать базу данных «Продажа недвижимости». В базе данных хранятся сведения о квартирах, с указанием района, названия улицы, номера дома, номера квартиры, типа дома, этажа, общей площади, жилой площади, коэффициенте комфортности квартиры. Хранятся сведения о покупателях, с указанием номера паспорта, ФИО, телефона, места работы, должности. Хранятся сведения о продавцах, с указанием номера паспорта, ФИО, телефона продавца. Хранятся сведения о сделках, с указанием номера договора, даты, стоимость продажи. Один покупатель может совершить покупку нескольких квартир, один продавец может продавать жилье неоднократно.

 

16 Вариант

Создать базу данных «Лекарства». В базе данных хранятся сведения о лекарстве, с указанием названия, категории лекарства, формы выпуска, упаковки, количестве в упаковке, дозировки, срока годности, цене лекарства. Хранятся сведения о производителях лекарственных препаратов, с указанием названия фирмы, адреса, телефона, ФИО представителя фирмы. Хранятся сведения о поставщиках в аптеки лекарства, с указанием названия фирмы поставщика, адреса, телефона, ФИО поставщика. Хранятся сведения об аптеках с указанием названия аптеки, адреса и телефона. Один производитель выпускает много лекарственных препаратов. Одно лекарство может быть выпущено только одним производителем, иначе изменится его название. Поставщик может поставить несколько лекарственных препаратов. Одно лекарство может поставляться в аптеку несколькими поставщиками, при этом факт поставки уточняется количеством, датой поступления и ценой.

17 Вариант

Создать базу данных «Нагрузка кафедры». В базе данных хранятся сведения о преподавателях кафедры, с указанием ФИО преподавателя, должности, общей плановой нагрузки в часах преподавателя. Хранятся сведения о нагрузке преподавателя по предмету, с указанием названия предмета, количества студентов, вида отчетности (зачет, экзамен), объема лекционных часов, лабораторных часов, практических, курсовых часов. Хранится информация о нагрузке кафедры, с указанием названия предмет, количества студентов, объема лекционных часов, лабораторных, практических, курсовых. На кафедре работает несколько преподавателей, один преподаватель ведет несколько предметов, один предмет может читаться несколькими преподавателями с учетом их должности.

18 Вариант

Создать базу данных «Начисление зарплаты». В базе данных хранятся сведения о работниках, предприятия, с указание ФИО сотрудника, номера паспорта, разряда, должности, наличие льгот при налогообложении. Хранится информация о штатном расписании на предприятии, с указанием названия должности, количестве вакансий, количестве занятых сотрудников на должности, окладе. Хранится информация о налогах, с указанием вида налога, процентной ставки от оклада на налог. Хранится информация о надбавках, с указанием названия надбавки и процентной ставки от оклада на надбавку. Хранится информация о зарплате сотрудников, с указанием даты зарплаты, всех налогов и надбавок, а также общей заработной платы в указанную дату. Каждый работник получает зарплату с учетом оклада по штатному расписанию, надбавок, налогов ежемесячно.

19 Вариант

Создать базу данных «Поликлиника». В базе данных хранятся сведения о врачах, с указанием ФИО врача, даты рождения врача, специальности, стаже по специальности. Хранятся сведения о днях приема врачей, с указанием дня недели, времени начала, времени окончания приёма. Хранятся сведения о больных, с указанием ФИО посетителя, номера полиса, адреса, пола, даты рождения. Хранятся сведения о посещениях пациентов врачей, с указанием даты, времени, диагнозе. Один врач может принять нескольких пациентов, один пациент посетить несколько врачей в разное время или дни.

20 Вариант

Создать базу данных «Путевки». В базе данных хранится информация о путевках, с указанием кода путевки, места отдыха, начале, окончании, количестве, стоимости. Хранятся сведения о заявлениях на путевки, с указанием ФИО написавшего заявление, дате подачи, дате рассмотрения, месте работы, должности, стаже, результате рассмотрения. На одну путевку может быть несколько заявлений. В заявлении указывается только одна путевка. Один и тот же сотрудник может получать путевки многократно в разные даты.

21 Вариант

Создать базу данных «Расписание». В базе данных хранятся сведения о преподавателях, с указанием ФИО, должности. Хранятся сведения о парах, с указанием номера пары, начало1, окончание1, начало2, окончание2. Хранятся сведения о записи в расписании, с указанием недели (первая или вторая), дня недели, номера пары, группы, вида занятий, аудитории. Хранятся сведения о предметах, с указанием названия предмета. В расписании учитывается предмет и преподаватель, его ведущий. Преподаватель может вести занятия в разные дни, в один день несколько преподавателей читают разные курсы.

22 Вариант

Создать базу данных «Рецепты приготовления блюд». В базе данных хранятся сведения о рецептах, с указанием названия рецепта, описания, типа пищи, времени приготовления, количества порций, калорийности. Хранятся сведения о компонентах рецепта, с указанием названия компонента, количестве, цене, единице измерения, калорийности. Один компонент может входить в несколько рецептов, в одном рецепте может быть несколько компонент.

23 Вариант

Создать базу данных «Сведения о сессии». В базе данных хранятся сведения о студентах, с указанием номера зачетки, ФИО студента, номера группы. Хранятся сведения о преподавателях, с указанием ФИО преподавателя, названия кафедры, должности. Хранятся сведения о предметах, сдаваемых в данную сессию, с указанием названия предмета, вида отчетности (экзамен, зачет, зачет с оценкой). Хранятся сведения о результатах сдачи студентов группы конкретного предмета конкретному преподавателю. Студенты сдают в сессию несколько предметов, один предмет сдает несколько студентов группы, преподаватель может принимать в сессию несколько предметов, один предмет в данную сессию принимает один преподаватель.

24 Вариант

Создать базу данных «Склад». В базе данных хранятся сведения о поставщиках товаров на склад, с указанием номера поставщика, банковских реквизитов, адреса, телефона. Хранятся сведения о получателях товаров со склада, с указанием номера получателя, банковских реквизитов, адреса, телефона. Хранятся сведения о факте прихода на склад товара, с указанием номера накладной прихода, наименования товара, описание товара, ед. измерения, количестве прихода, цене, дате поступления. Хранится информация о факте расхода товара со склада, с указанием номера накладной расхода, наименования товара, о количестве расхода, дате расхода. Хранятся сведения о самом товаре на складе, с указанием его наименования и количестве на складе. Поставщик может поставлять несколько видов товаров, товар могут получать несколько получателей.

25 Вариант

Создать базу данных «Спорт». В базе данных хранятся сведения о сотрудниках спортивного комплекса, с указанием ФИО сотрудника, адреса, телефона, даты рождения, должности, стажа работы, образования, оклада. Хранятся сведения о клиентах, с указанием ФИО клиента, адреса, даты рождения, пола, места работы, количества занятий, телефона. Хранятся сведения о занятиях, с указанием вида занятий, даты начала занятий, количестве занятий, цене. Хранятся сведения о спорткомплексе, с указанием названия спорткомплекса, адреса, телефона, ФИО директора. Один клиент может заниматься по разным видам спорта, причем занятия одного вида могут проводиться различными сотрудниками.

26 Вариант

Создать базу данных « Телефонные переговоры». В базе данных хранятся сведения об абонентах, с указанием номера телефона абонента, ФИО, адреса, льготы. Хранятся сведения о переговорах абонентов, с указанием кода города, даты разговора, времени разговора, количестве минут разговора, дате оплаты за разговор. Хранятся сведения о кодах города и тарифах города, с указанием кода города, названия города, тарифе за одну минуту (цена минуты). Тариф за одну минуту меняется в зависимости от времени суток разговора, поэтому хранятся сведения о тарифных коэффициентах, включая указание начала периода, конца периода, значение коэффициента. Один абонент может звонить неоднократно. Стоимость переговоров учитывает город и период времени звонка.

27 Вариант

Создать базу данных «Товары». В базе данных хранятся сведения о товарах городского склада, с указанием кода товара, наименования товара, цены, текущего количества, диапазона скидок, даты поступления товара на склад. Хранятся сведения о магазинах, где имеется товар, с указанием наименования магазина, адреса, телефонов, ФИО директора магазина. Хранится информация о фирмах, поставляющих товар в магазины, с указанием наименования, адреса, телефона, ФИО директора. Фирма может поставлять несколько товаров в различные магазины.

28 Вариант

Создать базу данных «Фототека». В базе данных хранятся сведения о пленках, с указанием кода пленки, цены, чувствительности, типа пленки (цветная, негативная), количества кадров, даты начала съемки, даты проявления, места проявления, места хранения. Хранится информация о кадрах, с указанием даты съёмки, места съемки, темы, ФИО участников. Хранятся сведения о фотографиях, с указанием размера, бумаги, количества, ФИО изготовителя, цены, места нахождения. В фототеке ведется учет изготовленных фотографий с учетом пленки и кадра. Из одной пленки может быть напечатано несколько кадров и для каждого кадра несколько фотографий.

29 Вариант

Создать базу данных «Футбольный турнир». В базе данных хранятся сведения о команде, с указанием названия команды, ФИО главного тренера, ФИО продюсера. Хранятся сведения об игроках команд, с указанием ФИО, номера, амплуа, возраста. Хранятся сведения о матчах, с указанием номера матча, название команды1, название команды2, даты матча, места, времени, результата, количества зрителей, средней цены билета. Хранятся сведения о составе игроков каждой из двух команд на игру, с указанием амплуа во время игры и результативности игроков. В одной игре могут играть разные игроки, то есть состав игроков команды на игру может меняться. Одна команда может участвовать в нескольких матчах, один игрок может входить в одну команде, в одной команде несколько игроков.

30 Вариант

Создать базу данных «Личное имущество». В базе данных хранятся сведения об имуществе, с указанием названия, описания, стоимости, даты приобретения, место нахождения, принадлежности. Хранятся сведения о ремонте имущества с указанием вида ремонта, описания ремонта, стоимости ремонта, организации выполнившей ремонт, ФИО мастера, даты ремонта. Хранятся сведения о категориях имущества (номер, название, описание). Категория имущества включает несколько конкретных наименований имущества, имущество может неоднократно подвергаться ремонту.

 

Список рекомендуемой литературы

 

  1. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных, 6-е издание: Пер. с англ. – К.;М.;СПб.:Издательский дом «Вильямс»,1999.-848 с.
  2. Конноли, Томас, Бегг, Каролин. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. 3-е издание. : Пер. с англ. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2003.-1440 с.
  3. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией проф. А.Д. Хомоненко. – СПб.:КОРОНА принт, 2000. – 416 с.
  4. Гэри Хансен, Джеймс Хансен. Базы данных: разработка и управление : Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999. – 704 с.
  5. Клайн Кевин. SQL. Справочник. 3-е издание/Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2010 – 832 с.
  6. Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite.-М.:ДИАЛОГ-МИФИ, 2003 – 432 с.
  7. Гарбуз Дж., Паскузи Д., Чанг Э. Database Design on SQL Server 7. Сертификационный экзамен – экстерном (экзамен 70-029) – СПб: Издательство «Питер»,2000.-560 с.
  8. Гарбуз Дж., Паскузи Д., Чанг Э. Administering SQL Server 7. Сертификационный экзамен – экстерном (экзамен 70-028) – СПб: Издательство «Питер», 2000.-560 с.