Управление привлечением товарного (коммерческого) кредита
Товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый организации в форме отсрочки платежа за поставленные ей сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике т.к. имеет ряд преимуществ в сравнении с другими источниками формирования заемного капитала, которые заключаются в следующем:
Товарный кредит является наиболее маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов – производственных запасов товарно-материальных ценностей.
Он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов сырья.
Этот вид кредитования не рассматривает поставленные сырье, материалы и товары как имущественный залог организации, позволяя ей свободно распоряжаться предоставленными в кредит материальными ценностями. Стоимость товарного (коммерческого) кредита, как правило, значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита (во всех его формах).
Основными видами товарных кредитов, получивших распространение в практике российских организаций являются следующие:
· Товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта.
· Товарный кредит с оформлением задолженности векселем.Вексельный оборот по товарному кредиту обслуживается простыми и переводными векселями, которые выдаются по согласованию сторон
· Товарный кредит по открытому счету.Поставщик относит стоимость отгруженных товаров на дебет счета, открытого организации, которая погашает свою задолженность в обусловленные контрактом сроки.
· Товарный кредит в форме консигнации.Он представляет собой вид внешнеэкономической комиссионной операции, при которой поставщик (консигнант) отгружает товары на склад торговой организации с поручением реализовать его. Консигнация носит для организации самый безопасный в финансовом плане характер.
Привлекая к использованию заемный капитал в форме товарного кредита, организация ставит своей основной целью максимальное удовлетворение потребности в финансировании за этот счет формируемых производственных запасов сырья и материалов (в торговле – запасов товаров) и снижение общей стоимости привлечения заемного капитала. Эта цель определяет содержание управления привлечением товарного кредита.
Алгоритм управления привлечением товарного кредита можно представить следующим образом:
1. Определение принципов привлечения товарного кредита и его видов.
2. Определение среднего периода использования товарного кредита.Для прогнозирования этого показателя рассчитывается средний период задолженности по коммерческому кредиту за ряд прошедших периодов по следующей формуле:
, где
КЗкк – средний период задолженности по товарному кредиту, в днях;
СКЗ – средняя сумма остатка задолженности по товарному кредиту в рассматриваемом периоде;
Оо– однодневный объем реализации продукции по себестоимости.
3. Оптимизация условий привлечения товарного кредита.Процесс оптимизации предусматривает разработку соответствующих мероприятий по расширению сферы кредитных отношений с постоянными партнерами по товарным операциям; по привлечению новых партнеров с возможностями широкого использования коммерческого кредита; по обеспечению увеличения среднего периода использования коммерческого кредита; по совершенствованию видов кредитов в разрезе хозяйственных партнеров.
4. Минимизация стоимости привлечения товарного (коммерческого) кредита.Механизм минимизации стоимости привлечения товарного кредита можно представить следующей формулой:
, где
ЦС – размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию, выраженный десятичной дробью;
ПО – период предоставления отсрочки платежа, в днях.
Минимизируя стоимость привлечения товарного кредита необходимо руководствоваться следующим критериям – ни по одному товарному кредиту стоимость привлечения не должна превышать уровень ставки процента за краткосрочный банковский кредит с аналогичным периодом.
5. Обеспечение эффективного использования товарного кредита.Основным критерием такой эффективности выступает положительная разница между средним периодом использования коммерческого кредита и средним периодом обращения запасов ТМЦ, которые он обслуживает.
6. Обеспечение своевременных расчетов по товарному кредиту. В процессе привлечения коммерческого кредита должны быть исключены нефинансовые формы воздействия со стороны кредиторов.