Управление эмиссионной деятельностью
Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия собственных облигаций. Облигация является наиболее распространенной формой долговых обязательств.
Решение о выпуске облигаций организация принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются организацией, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.
Процедура выпуска облигационного займа выглядит следующим образом.
Мероприятия | Недели | ||||||||||
Подготовка документов для государственной регистрации выпуска облигаций | |||||||||||
Переговоры с потенциальными членами синдиката, Биржей, Депозитарием | |||||||||||
Регистрация выпуска в ФСФР | |||||||||||
Раскрытие информации в прессе | |||||||||||
Организация презентаций для инвесторов | |||||||||||
Первичное размещение облигаций | |||||||||||
Поступление денежных средств на счет эмитента | |||||||||||
Регистрация отчета об итогах выпуска | |||||||||||
Организация вторичного рынка |
Алгоритм управления выпуском облигационного займа можно представить следующим образом:
1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемого объема эмиссии облигаций организации.Решение об эмиссии облигаций необходимо принимать на основе всестороннего анализа конъюнктуры рынка и оценки инвестиционной привлекательности эмитируемых облигаций.
2. Уточнение задач привлечения средств облигационного займа.
3. Оценка собственного кредитного рейтинга.Высокий уровень кредитоспособности организации позволяет свести к минимуму кредитный спрэд, который эмитент дополнительно платит за размещение облигационного займа.
4. Определение объема эмиссии облигаций.
5. Определение условий эмиссии облигации.Основными условиями эмиссии являются: вид; номинал; период обращения облигации; среднегодовой уровень доходности (ставки процента) облигации; порядок выплаты процентного дохода; порядок погашения облигации; условия досрочного выкупа облигации и др.
6. Оценка стоимости облигационного займа.Данная оценка проводится на основе условий эмиссии и включает такие элементы расчета, как среднегодовая ставка процента, ставка налога на прибыль, уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии и другие.
7. Определение эффективных форм андеррайтинга.
8. Формирование фонда погашения облигаций.
В условиях современного российского финансового рынка эмиссия облигаций предпочтительна для высокорентабельных акционерных компаний в случае реализации ими крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов. Для финансирования таких проектов целесообразно использовать смешанный метод, т.е. наряду с долгосрочными заемным капиталом использовать собственные средства корпораций в объеме не менее 40-50% от общего объема реальных инвестиций.