Критерии политического анализа литературы.
1. Отражение политических интересов различных жанров;
2. Общественные и политические вопросы;
3. Идейность литературы, как выражение передовых политических идей.
4. Политика гуманизма (Добра и справедливости);
5. Практика выражения политических идей.
6. Политический анализ литературы (Отражение политических интересов различных жанров;
)
А.Чехов | А.Блок | С.Есенин | В.Маяковский | Е.Замятин |
Идейно-политическое развитие происходило в эпоху глубокой реакции после разгрома царским самодержавием народовольческого движения. Среди русской интеллигенции происходил процесс социальной дифференциации. Некоторые историки считают, что в эпоху 1880 гг. в «русской интеллигенции произошел перелом». Большая часть народнической интеллигенции отходило от активной общественно-политической борьбы, перерождалось в интеллигенции. Другая часть интеллигенции шла на службу в быстро развивающемуся капитализму в качестве технического персонала, т.о. формировалась буржуазная интеллигенция, связывающая свои интересы с интересами капиталистов. Всё это нашло отражение в творчестве Чехова … | Революция 1905 г. произвела впечатление не него и в сильной степени сформировала его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье. В самом себе открыл «гражданина». Впервые ощутил присущее каждому истинному художнику чувство «кровной связи» с народом и сознание общественной ответственности за своё писательское дело. Прежнее безразличие Блока к общественно-политическим событиям сменилось в 1905 г. к жадным интересам происходящему. Он участвовал в революционных демонстрациях, однажды во главе одной из них нес красное знамя. Событие того времени отразились в целом ряде его произведений … | После Октябрьской революции поэт не ограничивается своей излюбленной темой русской природы. Он стремится вернуться к вопросам важным для русской деревни, пытается осознать значение великого исторического поворота судеб русского крестьянства. Однако, эти попытки осложняются недостаточной чёткостью его политических взглядов некоторой беспомощностью перед трудными политическими вопросами и прежде всего, одним из важнейших – о русском крестьянстве и пролетарской революции. | Тематической основой произведений молодого поэта составляли субъективные суждения и размышления о жизни нового соц.общества. Условия бытия отразились на качестве творчества Маяковского. | Неудовлетворённость настоящим советской действительностью заставило его задаться вопросом каким должно быть будущее в котором можно чувствовать себя счастливым, осуществлять свои надежды и реализовывать идеалы. Его сочинение «МЫ» проникнуто раздумьями постреволюционной действительности, в нём угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся извращения социалистической жизни общества. |
2.Общественные и политические вопросы;
А.Чехов | А.Блок | С.Есенин | В.Маяковский | Е.Замятин |
В повести «Степь», опубликованной 1888 г. в журнале «Северный вестник» обозначились главные худ.открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литры героя, выражающее авторскую мировоззренческую позицию, воссоздание окр.мира, переломанного эмоциональным человеческим восприятием. Передача душевного состояния персонажей через случайные реплики и жесты. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
От 09.11.2012
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
«Отражение социального и политического кризиса общества, ломки устоявшихся традиций, образа жизни и исторического плана резкой модернизации основных сфер общественной жизни в литературе демократического государства» (российские реалии)
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Политические идеи П.А. Сорокина | 23.11.2012 г.
Жизнь и творчество П.А. Сорокина в исследовательской литературе делится на российский и американский периоды.
Критериями такого деления стала коренная смена смыслобразующих ценностных установок.
Вместе с тем, целесообразно в творчестве П.А. Сорокина выделить следующие периоды:
1. Ранний этап – 1889-1909 гг. первый период.
Характеризуется главным образом социализацией П.А. Сорокина под воздействием социокультурной среды и соц.пол. событий нач. XX в.
- русско-японская война (1904-1905 гг.);
- революция (1905 – 1907 гг.)
Теологичность и обрядовость русского православного заменяется полу атеистическим отрицанием, приобретает актуальность идеи научной теории эволюционизма и научной философии соц. Пол.
Социально-политические предпочтения меняются от монархизма к республиканизму и социалистическими установками в форме выраженной соц.пол. доктрине партии социалистов революционеров (эсеров).
На этот период приходится начало полит.активности П.А. Сорочкина и опыт тюремного заключения, который опередил направление его первого крупного научного исследования «Преступление и Кара, Награда и наказание» (1907 г.)
2 период (1909-1922 гг.)
Характеризуется складывание новой мировоззренческой системы П.А. Сорокина. Это связано, во-первых, с его обучением в Психоневрологическом институте и СПб Университете, оказавшим многоплановое интеллектуальное воздействие на формирующегося молодого ученого.
Во вторых, с расширением его собственного политического участия в общественной жизни страны, как в рядах партии эсеров, так и на страницах своих брошюр и популярных «эсеровских» газет «Дело Народа», «Воля Народа» (Особенно это выражено в крупной серии публицистических публикаций в 1917 г.).
В третьих, самый значительный момент, обусловивший переход П. Сорокина стала революция 1917 г., которую он воспринял как акт жестокости и насилия. Опыт участия в революции, который в полной мере пришлось пережить П.А, Сорокину, продемонстрировал анти-гуманность методов достижения революционных целей и убедил его в недопустимости использования в полит.практике.
На начальном этапе научной деятельности его занимали вопросы этнографии Коми-Зырянского этноса, семьи и брака, как социальных институтов. Позже его привлекают проблемы соотношения политики реформ и войны, социального и национального равенства. Так по мнению ученого, сложившиеся в общественном сознании и в полит.теории к 1915 году представления о проблеме войны, обязательно учитывали определенную роль внутренних реформ. Сформировалась дилемма: либо осуществлять реформистскую деятельность и признать поражение в войне, либо отбросить реформу в угоду оборонительных действий П.А. Сорокин предложил 3-й путь – сочетание реформистской политики с оборонительными военными действиями, что на его взгляд, в большей степени согласовывалось с интересами социализма и демократии, с морально-правовыми требованиями справедливости. Исходил из того, что в период того времени эк. Выгоды от войны полностью отсутствовала, даже при условии выигрыша в войне.
П.А. Сорокин развивал идею о сокращении армий и вооружений во всех государствах о расширении гос.контроля демократических сил при решении вопроса войны и мира. Он выдвинул идею создания негосударственного союза, в состав которого входили бы государства в качестве отдельных членов и формулировал это как объединения существующих государств в одно СВЕРХ государство.
В контексте поиска решений соц. Равенства П. Сорокин отходит от равенства универсального и всеобъемлющего. Предлагает акцентировать внимание на принципе пропорциональности распределения соц.благ. Что касается нац.равнества, то отношение к нему определялась спецификой подхода Сорокина к определению того, что его национальность.
С его точки зрения, национальности как единого элемента – не существует. Не существует специальной национальной связи, так как основания или признаки (единства расы, языка, общая религия, общность экономических интересов, единство исторических судеб, единство морали, права и нравов, единство мировоззрения, единство философии и единство культуры), по которым можно отнести ту или иную соц. группу или союз людей определенной национальности не являются достаточными для установления и структурирования. Вместо национальности Сорокин предлагал приписывать к какому-либо объединению людей черты соц. единства и самостоятельности, если это объединение едино по своим соц. функциям и роли, а также, когда его части, действуют на достижение одной цели.
Особенностью российского периода жизни и творчества П.А. Сорокина в практическом отношении стало его активное участие в различных стало его участие в различных соц.пол событиях страны, сопровождающиеся разносторонним изучением идеи революционной, соц.философской и полит.мысли.
В научном отношении – начало собственно научной деятельности, определение основных исследовательских целей, задач и интересов, явившихся в большинстве своём реакции на конкретные исторические события. Анализ научных взглядов П.А. Сорокина позволяет выделить основные направление, в рамках которых формировалось проблематика и методология творчества П.А. Сорокина.
Формирование П.А. Сорокина как ученого шло под влиянием нескольких научных школ, среди которых выделяются М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Л.И. Петражицкий, П.А. Кропоткин.
Большое влияние на мировоззрение П.А. Сорокина оказала Теория факторов М.Ковалевского. Тщательный анализ этой концепции привел Сорокина к убеждению о необходимости применения многофакторного подхода к изучению природы соц.изменений и общественного развития.
Субъективная Социология П.Л. Лаврова и др. народников стала ещё 1-й научной школой, на принципах которой он расширил свой научное мировоззрение. В частности, П.А. Сорокин высоко оценивал факторный плюрализм, с помощью которого объяснялись причины социальной эволюции. В исследовательский арсенал П.А. Сорокина вошли принципы разработанные Л.И. Петражицкий, школу которого, как и бихевиоризм, он считал главным направлением в русской социальной науки первой четверти 20 века. Основываясь, главным образом, на методологических принципах именно этого направления, П.Сорокин предпринял масштабную попытку анализы феномена революции.
Российский период жизни и творчества Сорокина (1889-1968) внёс большой вклад в виде научного наследия, в этот период сформировались и были выражены политико-идеологические воззрения ученого, который вошёл в историю мировой мысли благодаря преимущественно социологическим концепциям.
Конспект лекции от 6.12.2012 г.
Литература в массовой информационно-политической системе
Первостепенным значением для политики обладает массовая информационно-коммуникационная система. Именно она характеризует контакты власти и общества, Правящих элит с гражданами , населением страны отражает взаимодействие их интересов раскрывает институты и технологии , коммуникации, которые используются обеими сторонами для поддержания политического общения. В науке сложились различные подходы к характеристике МИКС и ее оценке. Массовая коммуникаций рассматривается учеными то как разнообразная форма распространения информации с целью контроля граждан , то как процесс создания и трансмиссии культурных образов поведения, то как форма презентации классовых интересов и тд.
Таким образом, массовая коммуникация ставилась учеными в зависимость от характера передаваемых сообщений(информации) а позиция реципиента трактовалась как преимущественно пассивная.
Массовая коммуникация в целом предназначена для формирования и передачи от власти к обществу (и в обратном направлении) определенных образов , смыслов и значений. Однако, такое перемещение коллективных воззрений, может вовлекать население во власть , но и дистанцировать от нее. Данные информационные обмены совершаются в публичной пространстве, политике с определенным содержанием норм и институтов, в том числе и литературы.
Будущие разновидности публичных отношений массовая коммуникация выступает как механизм и одновременно как сфера общественных открытых дискуссий , поддержания полемики власти и населения по поводу затрагивающих их интересных вопросов.
Часть массовых коммуникаций может инициироваться государством или финансироваться бизнесом, осуществляться стихийно или предполагать сознательный обмен сведениями и информацией. Но во всех случаях , в том числе, учитывая множество локальных пространств, где общение происходит весьма специфическим образом, участники массовой коммуникации объединены интересами , которые так или иначе соприкасаются с распределении власти и вовлечены в дискуссию по общим для них политическим вопросам.
Так как МИКС отражает упорядоченный и институционализированный характер, то ее можно определить как устойчивую совокупность коммуникационных ролей и потоков , обслуживавших публичные контакты элитарных и не элитарных слоев по поводу достижения ими опосредованных властью интересов и целей. МИКС обладает отличительными свойствами.
Публичный характер МИКС исключает в присущих ей коммуникаций наличие каких либо теневых контактов и способов общения, не выявленных для общества как в информационных процессах так и в литературе. Это означает что в политике не существует теневых форм распределения властных полномочий, а лишь свидетельствуют о том, что МИКС это особым образом организуемая информация , включающая производимую и потребляемые информационные продукты, специально предназначенные для всеобщего ознакомления с позиции гос-ва, партий, различных объединений граждан, так или иначе вовлеченных в борьбу за власть. Правящие круги информационно взаимодействует с массовым реципиентом, с субъектом который имеет низкую степень интеграции и консолидации и поэтому постоянно испытывает дефицит массовой сплоченности , при этом массовый характер каждого контрагента власти свидетельствует что каждый отдельный человек имеет свое местоположение в обществе и определяет его на основе широко распространенных взглядов и предпочтений , доминирующих культурных образцов поведения в формирование которых серьезную роль играет литература.